Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

Понятие политического лидерства включает два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый аспект, предполагая хотя бы минимальную личностную активность, имеет ключевое значение для оценки индивида как политического лидера. Второй же аспект - личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту - определяет главным образом лишь сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного или нерезультативного, великого или ординарного, как «хорошего» или «плохого» руководителя.

Содержание работы

Введение 2
1. Специфика политического лидерства, его типы и функции 3
2. Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства 6
3. Во многих источниках можно встретить суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. Раскройте на чем основана такая позиция, и на сколько, по-вашему, она верна. 10
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

политическое лидерство.docx

— 36.84 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

1. Специфика политического лидерства, его типы и функции 3

2. Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства 6

3. Во многих источниках можно встретить суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. Раскройте на чем основана такая позиция, и на сколько, по-вашему, она верна. 10

Заключение 13

Список литературы 14

 

 

Введение

В современном обществе, не опираясь на организацию, на СМИ, даже личность, обладающая выдающимися способностями, не сможет стать политическим лидером. Понятие политического лидерства включает два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый аспект, предполагая хотя бы минимальную личностную активность, имеет ключевое значение для оценки индивида как политического лидера. Второй же аспект - личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту - определяет главным образом лишь сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного или нерезультативного, великого или ординарного, как «хорошего» или «плохого» руководителя. Учитывая все это, отделение политического лидерства о его институционально закрепленной руководящей позиций которой приданы властные полномочия, представляется неправомерным.

Из всех определений политического  лидерства, рассмотренных выше, характеристика лидерства как особого рода влияния  представляется наиболее плодотворной, поскольку она, в отличие, например, от властной трактовки лидерства, охватывает не только властные, но и более «мягкие», опирающиеся лишь на авторитет и  убеждение виды руководящего влияния, предполагающие не столь жесткое, однонаправленное воздействие, как власть.

Итак, политическое лидерство  представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или  нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или  группу. В структуре лидерства обычно выделяют три главных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или инструменты, которыми он располагает; ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства. 

  1. Специфика политического лидерства, его типы и функции

 

Рассматривая политическое лидерство с разных сторон, разные исследователи сходятся в одном: политическое лидерство представляет собой отношения доминирования-подчинения в системе властных отношений.

По мнению Ж. Блонделя, лидерство представляет собой феномен власти, способ ее организовать, сплотить граждан для совместной деятельности и осуществлять эту задачу в течение длительного времени. Лидерство - это власть, потому что она состоит в способности одного лица, находящегося «на вершине» заставить других делать то, что они не делали бы или могли бы не делать. Политическое лидерство может быть истолковано как «постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу».

Согласно теории черт (Э.Богардус) природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. Сторонники этой концепции среди черт присущих лидеру называют ум, твердую волю, целеустремленность, организаторские способности, компетентность.

Факторно-аналитическая концепция является разновидностью теории черт. Ей представители различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей. Данная концепция вводит в теорию лидерства понятие целей, связанных с определенной ситуацией.

Ситуационная концепция (Р.Стогдилл, Т.Хилтон) отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий. Лидером человек может стать в конкретных условиях. Однако представители этой концепции не достаточно учитывают самостоятельность лидера, его способность влиять на ситуацию.

Теория конституентов (последователей лидера) (Ф.Стэнфорд) рассматривает лидерство как особое отношение между лидером и конституентами. В круг последних включаются активисты, последователи и избиратели, поддерживающие данного лидера и оказывающие на него влияние. Лидер является выразителем интересов своих последователей.

Психологические концепции (З. Фрейд, Э. Фромм, Т. Адорно) акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению З. Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к власти. Авторитарная личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Психоаналитическое направление расширило представление о внутренних мотивациях стремления к лидерству.

Рассмотренные выше концепции  лидерства отражают, как правило, отдельные стороны этого сложного социально-психологического феномена. В последнее время широкое  признание получают концепции, характеризующиеся  комплексным подходом к анализу  лидерства.

Интегративная теория лидерства учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей и конституентов; систему взаимоотношений между лидером и последователем; конкретные условия и обстоятельства лидерства; результат взаимодействия между лидером и последователями в определённых ситуациях.

Среди основных и самых  важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в  России, на первом месте стоит проблема политического лидерства – поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых  людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону  и на проведение политики, улучшающей жизнь населения страны.

Проблема политического  лидерства возникает только при  наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутри парламентская деятельность (фракционная). Когда идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.

Отсутствие условий необходимых  для появления проблемы политического  лидерства, исключает появление  новых политических лидеров демократическим  путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторитаризм.

В условиях Тоталитаризма  и Авторитаризма политических лидеров  как таковых не существует, есть только диктаторы и номенклатура. Прорывающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурным законам. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры.

Функции политического лидерства представляют собой главные направления деятельности лидера. Выделяют следующие основные функции политического лидера:

1) Интегративная - заключается в согласовании и объединении различных групп интересов на основе общей системы ценностей.

2) Ориентационная функция  - связана с достижением целостности и гармонии социальных интересов, что осуществляется через выработку политического курса, учитывающего потребности различных групп населения.

3) Инструменталистская характеризует  способность лидера обеспечить  механизм осуществления своего  курса посредством принятия политических  решений и обеспечения их ресурсами.

4) Мобилизационная функция  заключается в возможности лидера  обеспечить поддержку своего  курса широкими слоями населения  и их привлечении к его осуществлению.

5) Функция социального  арбитража и патронажа связана  с защитой прав и свобод  граждан, обеспечением законности  и порядка.

6) Функция легитимации  политического режима характерна  для тоталитарных и авторитарных  политических систем, в которых  обоснование правомерности политического  режима непосредственно связано  с личностью лидера. В этих  случаях режим пытается найти  свое оправдание в особых качествах  харизматических лидеров.

Существуют разнообразные  классификации лидеров. Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером: политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических в зависимости от того на чем основываются их претензии на власть (авторитет).

1. Традиционные  лидеры (вожди) - опираются на вековые  традиции ни у кого не вызывающие  сомнений. (Хонейни - Иран)

2. Легальные лидеры - должны получить власть законным  путем. (Буш, Миттеран, Ельцин)

3. Харизматические  лидеры - они стоят особняком,  их власть (скорее - авторитет) опираются  не на внешнюю силу, а на  некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет "Харизмой". Это качество достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие вручить ему политическую власть.

 

  1. Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства

 

Политическая технология - это сумма (система) последовательных, целенаправленных, заведомо эффективных  в действии средств, направленных на достижение необходимого политического  результата.

Популярной во всем мире политической технологией является такой ее вид как политический маркетинг.

Понятие политического маркетинга сравнительно недавно, но весьма прочно утвердилось в политической науке  и практике. Суть концепции политического  маркетинга состоит в том, чтобы  попытаться объяснить политику с  позиций «политического рынка». Так  же как и товар, имеющий цвет, форму, упаковку, политика имеет свою программу, имидж, семью, команду. Если о потребительских  характеристиках товара рассказывает его этикетка, то политического лидера представляют его партия, доверенные лица, предшествующая деятельность, устоявшаяся  репутация. Также как и на рынке  в политике движущей силой является конкуренция, и здесь предложение  превышает спрос – в России президент в 1996 г. избирался из 8 кандидатов. Таким образом, можно сказать, что  политика действительно напоминает экономический рынок, благодаря  чему, собственно, и возник политический маркетинг. Политический маркетинг  – это «совокупность разнообразных  методов изучения «рынка» (т.е. населения) и эффективной коммуникации с  ним с целью воздействия на политическое поведение граждан».

Политический маркетинг - это не совсем агитация с ее бессистемным, научно не проработанным воздействием одинаковыми средствами на все социальные группы. И уж совсем не реклама предполагающая приукрашивание качеств претендентов, а то и наделение их несуществующими добродетелями.

Политический маркетинг - это, прежде всего грамотное, корректное и целенаправленное выявление и  подчеркивание различным социальным и национальным группам именно тех  реальных качеств и достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес.

Особый анализ показывает, что не только к качествам лидера, но и к средствам агитации за него у народа разная реакция. Студенты, например, проявляют особый интерес  к листовкам; на пенсионеров производит впечатление лично адресованные им обращения кандидатов. На всех без  исключения действует гипноз телевидения.

Политический маркетинг  определяет кому, что и как, посредством  каких форм общаться с избирателями.

Второй вид технологий политического лидера - выборная инженерия.

Это профессиональное сравнительное  исследование различных выборных округов  и соответствующее маневрирование претендента.

Третий вид - отношение  лидеров к конкурентам.

Здесь надо иметь ввиду, что политика это не только отношение между классами, социальными и национальными группами по поводу власти, но и отношения по эффективному использованию всех форм и видов власти, по поводу рационального управления ключевыми общественными процессами.

Применительно к институту  лидерства политический маркетинг  включает следующие основные аспекты: формирование имиджа лидера, сегментирование  рынка, позиционирование, воздействие  на выбранную группу.

Работа над созданием  имиджа лидера становится центральным  моментом в деятельности современного политика. Имидж является определяющим фактором феномена политического лидерства, ибо наделяет его некоторым символическим  смыслом, отсутствующим в реальной жизни, но необходимым для скрепления сообщества последователей в единое целое. Актуальность политического  имидж конструирования состоит в том, что общество не является однородным ни по образу жизни, ни по ценностям, ни по своей социальной структуре. И проблема политического лидерства в современном обществе заключается в том, чтобы найти объединяющее начало и сплотить вокруг него представителей разных социальных групп и слоев, признающих значимость идей и программных целей, провозглашаемых конкретным лидером.

Сегментирование рынка представляет собой четкое разделение людей на группы исходя из их политических симпатий. Этот момент является очень важным так как позволяет выработать тактику действий политического лидера.

Позиционирование – это  выделение той группы людей, к  которой политический лидер будет  апеллировать в первую очередь, т.е. занять позицию в конкретном сегменте рынка.

Информация о работе Политическое лидерство