Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:24, реферат

Описание работы

Лидерство, его природа волновали человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство завоеваний, открытий. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, ее достижения и потрясения.
Лидерство - универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде - в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях.

Содержание работы

1. Понятие и природа политического лидерства. 3
2.Типология политических лидеров, их функции. 8
3. Политическое лидерство в России. 14
4. Список литературы 16

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ печать!!!.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

 К характеристикам  функций лидера можно отнести следующие функции:

1) Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван  воплощать в себе и представлять  во взаимоотношениях с другими  государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих  целей и ценностей. 

2) Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, все же именно способностью найти более приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах.

3) Социальный арбитраж  и патронаж, защита масс от беззакония, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.

4) Коммуникация власти  и масс, упрочение каналов политической  и эмоциональной связи и тем  самым предотвращение отчуждения  граждан от политического руководства.

5) Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной  энергии, мобилизация масс на  реализацию политических целей. 

6) Легитимация строя.  Эта функция присуща лидерам  в тоталитарных обществах. Когда  политический режим не может  найти своего оправдания в исторических традициях и демократических процедурах, то он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными способностями и в большей или меньшей мере обожествляются

Политическое лидерство следует рассматривать не только как процесс взаимоотношений между людьми, при которых одни выражают и знают интересы и потребности своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации, но и как власть. Как власть потому что оно состоит из способности одного лица, находящегося “на вершине”, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы и могли бы не делать вообще.

Также можно отметить некоторые другие требования, которые  надо предъявлять к политическому  лидеру:

    • лидер должен выступать носителем новых идей;
    • лидер и его окружение должны соответствовать требованиям времени;
    • возраст не должен быть преградой для реального лидера;
    • лидер должен точно отражать настроение народа.

Все это обусловлено  тем, что лидерство - это не новый  стиль руководства, а способ организации  власти в, гражданском обществе с  развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.

Опираясь на то, что  общество не может самостоятельно регулировать свою деятельность, т.е. не может обойтись без лидера, оно должно создать все условия для подготовки лидера, а также создать систему контроля за лидером со стороны средств массовой информации, разделения властей, законодательства. Цель такого контроля - не вызвать интерес к личной жизни лидера, а уберечь от соблазнов, которых у него гораздо больше, чем у рядовых граждан и даже у его ближайшего окружения. Открытое для наблюдения общества правление лидера и его приверженцев оздоравливает и власть, и народ.

В тоже время очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот. Но в тоже время сама политическая система не должна зависеть от личных качеств политического лидера, его слабостей и достоинств. Иначе эта система не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей диктатуры. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная особенность  в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой — унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое почти полным отсутствием  социального контроля и нравами  легализировавшихся дельцов теневой  экономики, ярко проявляется у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят  некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства.

Особенностью современных  российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни.

Стоит отметить, что в  странах Западной Европы большинство  политических лидеров являются профессиональными  политиками. В США политические лидеры зачастую совмещают роль собственника и политика.

Российские экономически господствующие политические лидеры располагают  специфическими средствами политического  влияния: богатство, позволяющее ставить  политиков в зависимость от своей воли, а также неформальные связи. Решающую роль здесь играют одинаковый или близкий жизненный уклад, а зачастую и просто личные связи.

Децентрализация государственной  власти, перенос центра политического, экономического и культурного влияния  в горизонтальные структуры регионов способствовало значительному возрастанию роли региональных политических лидеров. Новые региональные лидеры отличаются тем, что они выдвинуты населением, стараются общаться с массами, завоевывать их доверие.

 

В настоящее время одной из проблем российского общества стало выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют неофициальные советники высших должностных лиц, которых часто называют “серыми кардиналами”. Среди них люди, не занимающие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а также действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику. Эта степень далеко не во всех случаях соответствует должностному положению того или иного человека, хотя, конечно, от уровня должности в государственном аппарате или партийном руководстве прямо зависит тот или иной объем властных полномочий

В современной России отчетливо проявляются две главные  тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве. Эти тенденции — институциализация и профессионализация лидерства.

Институциализация лидерства  сегодня проявляется прежде всего  в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач.

 

Список литературы

1. Пугачев В. Субъекты политики: личность, элиты, лидерство. – М., 1991.

2.Трофимов М.И. Политическое лидерство // Социально-политические науки. – 1991.

3. Блондель Ж. Политическое лидерство. – М., 1992.

4. Зеркин Д.П. Основы политологии. – Ростов н/Д., 1999.

5. Основы политической науки. Под ред. В.П.Пугачева. – М., 1993.

6. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. – Л., 1973.

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000.

8. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2000.

 

 

 


Информация о работе Политическое лидерство