Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:05, контрольная работа
Лидерство-явление многогранное и многозначное. Слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий» .Смысл данного слова точно отражает предназначение такого человека и его функции.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Кафедра Философии
Факультет Менеджмента и маркетинга
Специальность маркетинг
Контольная работа
По дисциплине политология
Тема Политическое лидерство
Преподаватель Юдин В.В.
Москва -2010-
Лидерство-явление
Лидер- это авторитетный член организации, социальной группы, общества в целом, личностное влияния которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах. С понятием «лидер» тесно связанно понятие «лидерство». Лидерство- сложное многоаспектное явление. В качестве центрального звена оно включает механизм взаимодействие лидера и его последователей. С одной стороны оно предполагает действенное влияние лидера на отдельных людей или их группу, а с другой- оно основывается на их подчинению лидеру, поддержке его решений и действий, готовности следовать за ним. Не смотря на то, что в качестве ключевой фигуры этого взаимодействия выступает лидер, не следует упускать из виду и вторую его составляющую. Словосочетание «одинокий лидер» звучит абсурдно, лидером можно быть только по отношению к другим людям. Кроме того, специфике лидерства в большей степени соответствует термит «последователи», нежели «ведомые». Такое обозначение более уместно, т.к. предполагает активную позицию тех, кто поддерживает лидера и следует за ним, равно как отражает статус самого лидера, который не навязывает извне, о добровольном предоставляется человеку его окружением. Среди различных форм лидерства политическое лидерство занимает особое положение в силу того, что в общественной жизни оно наиболее зримо, значимо влияет на ход событий, затрагивающих судьбы большого числа населения. Политическое лидерство неразрывно связанно с феноменом власти, фиксируя при этом властное отношение между субъектами и объектами политики. Современное политическое лидерство многолико. Например за таким понятием, как «президентство» , скрывается сложная структура и деятельность многих людей. Если президент готовится сделать программное заявление по какому- либо политическому вопросу, то он проводит консультации со специалистами по этой проблеме, советники помогают ему оценить ситуацию. В таком контексте лидерство можно, конечно, рассматривать как свойство отдельной личности, но в действительности оно есть результат коллективных действий. В этом состоит отличие политического лидерства от лидерства в малых группах. Если в малых группах, основанных на непосредственных контактах, на первом месте оказываются способность и готовность личности выполнять роль лидера, то в политике, где действуют большие массы людей, необходима формализация позиции лидера. Поэтому политическое лидерство включает в себя, с одной стороны, неформальный аспект (в этом смысле оно предполагает общественное признание возможностей лидера выполнять свою роль и основывается на авторитете), а с другой стороны- формальный аспект (в этом смысле оно представляет собой «приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающиеся на положении в общественной иерархии»). Характеризуя политическое лидерство, нельзя обойти вниманием и тот факт, что в подавляющем большинстве политические лидеры- мужчины. Примерами редких исключений могут служить такие известные женщины- политике, как М.Тэтчер (Великобритания), Г.Х.Брундтланд (Норвегия), Б.Бхутто (Пакистан), И.Ганди (Индия).
Сложностью феномена
политического лидерства объясн
-разновидность власти
-влияние на других
людей для которого характерны
следующие особенности. Во
Во вторых, воздействие политического лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество.
В третьих, влияние политического лидера опирается на авторитет, доверие его сторонников, признание правомерности руководства.
-управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений.
-особого рода
2.Политическое лидерство
и политический маркетинг.
Понятие политического маркетинга сравнительно недавно, но весьма прочно утвердилась в политической науке и практике. Сам термин «маркетинг» (от англ. Market- рынок) сформировался применительно к сфере экономики как понятие, означающие основанную на изучении рынка систему ценового, товарного и информационного воздействия на него с целью увеличения эффективности деятельности фирмы. Суть же концепции политического маркетинга состоит в том, чтобы попытаться объяснить политику с позиций «политического рынка». В ходе анализа поведения человека в сфере политике, было подмечено, что в основе оно имеет много общего с его поведением в сфере экономике. Поведением человека в примерочной кабине универмага и в кабине для голосования управляют одни и те же механизмы восприятия, запоминания, формирования мнения. Политический «товар»- сами лидеры, их идеи и программы- во многом похож на товар обычного рынка. Любой продукт имеет цвет, форму, упаковку. Примерно то же можно сказать и о политике, имеющем свою программу, имидж, семью, команду. О потребительских характеристиках товара рассказывает его этикетка. Политического лидера представляют его партия, доверенные лица, предшествующая деятельность устоявшаяся репутация.
Главный
родовой признак рынка- конкуренция.
Этот признак неотделим и от мира
политического. В политике превышение
предложения над спросом
Итак, политический маркетинг- это «совокупность разнообразных методов изучения «рынка» (т.е. населения) и эффективной коммуникации с ним с целью воздействия на политическое поведение граждан.
Применительно
к института лидерства
-формирование имиджа лидера
-сегментирование рынка
-позиционирование
-воздействие на выбранную группу
-Имидж
политического лидера есть
В качестве примера можно привести следующие типы политического имиджа.
«Спаситель Отечества»- такой лидер вступает на политическую сцену в самые сложные, судьбоносные периоды истории. На Западе, возможно, последними политиками такого типа были Д.Эйзенхауэр и Ш. де Голль.
«Отец нации»- речь идет об авторитарном лидере, царе- батюшке, который строг, но справедлив с подданными. Таковыми, по мнению многих политологов, были Ф.Миттеран и М.Тэтчер.
«Обаятельный Лидер»- улыбчив, раскован, динамичен, пытается не столько убедить в правоте своих идей, сколько понравиться.
«Свойский мужик»- ничем не примечательный человек, волею судьбы оказавшийся на политическом Олимпе.
• Целенаправленное создание имиджа политического лидера хотя и очень важная, но не единственная составляющая политического маркетинга. Совершенно ясно, что невозможно одними и теми же качествами в одинаковой мере привлекать сразу всех. Политический лидер, как ласит старая поговорка, «не червонец, чтобы всем нравиться».
• Далее необходимо выявить ту группу, к которой политический лидер будет апеллировать в первую очередь, т.е. занять позицию в конкретном сегменте рынка. Эта процедура называется позиционированием.
При позиционировании следует подумать и о том, кто из потенциальных конкурентов политического лидера может ориентироваться на те же самые сегменты рынка и оценить в связи с этим собственную конкурентоспособность.
• Предпринятые меры позволяют рассчитывать на то, что дальнейшее воздействие на те или иные группы людей приведет к достижению желаемых результатов. Осуществляется оно через СМИ, в непосредственных контактах лидера с потенциальными сторонниками, а также при помощи групп поддержки. Эффективными средствами информационного воздействия являются не только публичные выступления лидера, но и политические плакаты, листовки, письма избирателям, лозунги политической кампании.
Политический маркетинг часто критикуют за упрощенчество и неправомерные аналогии. Между экономическим рынком и политикой, как считает канадский политолог Г.Маузер, существует глубокое различие:
Даже в коммерческом маркетинге продавать пиво- это одно дело, а симфонический оркестр- совсем другое.
И все же определенная общность есть. Основное сходство между традиционным рынком и политическим заключается в том, что потребитель стоит перед проблемой выбора из широкого спектра предложений. В противном случае любой вид маркетинга- всего лишь пустая трата сил, времени и денег. Если граждане не имеют реальной свободы выбора между различными политическими партиями, лидерами, программами, олицетворяющими разнообразные идеи и социальные интересы, то в политическом маркетинге нет необходимости.
В последние
десятилетия в развитии политического
лидерства обозначился ряд
Первой такой тенденцией является институционализация лидерства, которая проявляется в том, что процесс отбора политических лидеров, их подготовки, движения к власти и сама их деятельность осуществляются в рамках определенных институтов. Кроме того, лидеры контролируются своими политическими партиями, оппозицией, общественностью.
Другая важная тенденция в развитии политического лидерства- концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах. Формирование данной тенденции обусловлено тем, что обеспечение экономической стабильности, укрепление социальной защищенности граждан, рост благосостоянии нации, связанные с деятельностью политического лидера, способствуют росту его влияния, расширяют число его приверженцев, ослабляют позиции его оппонентов.
Третья
важная тенденция в развитии политического
лидерства- его профессионализм. Еще
в 1919 г. в работе «Политика как
призвание и профессия» М.Вебер
различал политиков «по случаю»,
которыми являемся все мы, когда
опускаем в урну для голосования
избирательный бюллетень или
участвуем в политической демонстрации;
политиков «по
Политическая карьера многих современных лидеров является воплощением их постоянного профессионального становления.
3.Во многих источниках можно встретить суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло, и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. На чем основана такая позиция? Насколько она, по-вашему, верна?
Действительно происходит уменьшение вероятности появления в современных условиях выдающихся политических лидеров, которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например, Цезарь, Петр1, Наполеон, Бисмарк или Сталин.
Причины этого заключаются, с одной
стороны, в том, что многократное
усложнение общественной жизни с
необходимостью приводить к разделению
труда в осуществлении
С другой стороны, крупные политические лидеры появляются, как правило, в периоды глубоких кризисов, войн, трансформаций общественного строя, когда требуются особые усилия, громадное напряжение сил, поиск оптимальных путей решения тех или иных задач. История России здесь не исключение. Достаточно вспомнить «собирание русских земель» под эгидой Москвы Иваном 3, «революцию сверху» Петра1, либеральные реформы 1860-х годов Александра 2.
Современные же политические лидеры ориентированы больше на решение не судьбоносных и долговременных, а повседневных созидательных задач.
Последнее, впрочем, нельзя отнести
к современной ситуации, сложившейся
в России. Сегодня нам нужен
как раз крупный политический
лидер общенационального
Список литературы.
1.Политология под редакцией В.Н.Лавриненко ,Москва 2010
. Блондель Ж. Политическое лидерство. – М.: Б.и., 1992.
2. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг: Искусство и наука побеждать на выборах. – М.: ИМА-Пресс, 2000.
3. Категории политической науки. – М.: РОССПЭН, 2002.