Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 01:32, реферат

Описание работы

Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Макиавелли. В его трактовке политический лидер - это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства. Разработанные Макиавелли практические советы для правителей, предполагающие искусное сочетание хитрости и силы, высоко ценили Кромвель, Наполеон и многие другие выдающиеся политики. Яркими представителями волюнтаристской теории лидерства, рассматривающей историю как результат творчества выдающихся личностей, явились Томас Карлейль (1795-1881) и Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1882).

Содержание работы

Понятие политического лидерства. Основные подходы к изучению…3
Типология лидерства………………………………………………………6
Функции политического лидера…………………………………………10
Список литературы……………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Копия Политическое лидерство.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЫ

 

 

 

 

Юридический факультет

группа 31юсД

 

    Реферат  по предмету:

  Политология

   на тему:

 

 

«Политическое лидерство»

 

 

 

 

 

 

 

Составил студент:

Цыбульский А.А.

 

Принял преподаватель:

Краснолуцкий Г.П.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2000 г.

 

 

План:

  1. Понятие политического лидерства. Основные подходы к изучению…3
  2. Типология лидерства………………………………………………………6
  3. Функции политического лидера…………………………………………10
  4. Список литературы……………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие политического лидерства. Основные подходы к изучению

Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово "лидер" в переводе с английского ("leader") означает "ведущий", "руководящий". В  этом, сохраняющемся и сегодня  значении оно уже издавна знакомо всем народам.

Интерес к лидерству  и попытки осмыслить этот сложный  и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и другие уделяли политическим лидерам главное  внимание, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории.

Значительный  вклад в исследование политического  лидерства внес Макиавелли. В его  трактовке политический лидер - это  государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые  средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства. Разработанные Макиавелли практические советы для правителей, предполагающие искусное сочетание хитрости и силы, высоко ценили Кромвель, Наполеон и многие другие выдающиеся политики. Яркими представителями волюнтаристской теории лидерства, рассматривающей историю как результат творчества выдающихся личностей, явились Томас Карлейль (1795-1881) и Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1882). Первый из них считал основную массу населения "убогой во всех отношениях", не способной нормально существовать без направляющего воздействия лидеров.

Концепцию лидерства, оказавшую заметное влияние на последующую политическую мысль и практику, разработал Фридрих Ницше (1844-1900). Он пытался обосновать необходимость формирования высшего биологического типа - человека-лидера, сверхчеловека. "Цель человечества,- писал Ницше,- лежит в его высших представителях <...> Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей - в этом, и ни в чем ином, состоит его задача".

Сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали, стоит по ту сторону добра и зла. Он может быть жестоким к обычным людям и снисходительным, сдержанным, нежным, дружелюбным в отношениях с равными себе, со сверхчеловеками. Его отличают высокие жизненные силы и воля к власти. Это сильная, волевая, развитая и красивая личность, возвышающаяся над человеком так же, как тот превосходит обезьяну.

Непосредственное  воздействие на современные концепции  лидерства оказал Габриель Тард (1843-1904), один из основоположников теории социализации. Тард пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственный источник прогресса общества - открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями.

С многовековой традицией, рассматривающей лидеров  как локомотив истории, принципиально  расходится марксизм. Он ограничивает возможность активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает здесь наиболее последовательным, сознательным и умелым выразителем воли класса, т.е. играет по отношению к классу, в общем-то, вспомогательную, служебную роль. И если Маркс и Энгельс отмечали возможность обособления политических лидеров от представляемого ими класса и предупреждали рабочих о необходимости обезопасить себя от собственных чиновников, то у Ленина и, особенно, у Сталина возобладали еще более упрощенные представления о соотношении масс и политических лидеров.

Отрицание исторической роли лидеров свойственно и некоторым  немарксистским исследователям. Они (например Б. Мацлих) утверждают, что "лидеры не имеют никакого значения". Массы  и окружающая среда в целом  диктуют поведение лидеров, влияют на их ценности и цели, определяют средства достижения целей, контролируют их действия с помощью конституций, партий и других институциональных механизмов.

Подавляющее большинство  современных исследователей лидерства  не разделяют подобные точки зрения, недооценивающие автономию и активность политических лидеров, их многообразное воздействие на общество. Богатство феномена лидерства отражается в его определениях.

В современной  науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется  неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:

1. Лидерство  - это разновидность власти, спецификой  которой является направленность  сверху вниз, а также то, что  ее носителем выступает не  большинство, а один человек  или группа лиц. Политическое  лидерство, пишет Жан Блондель, - это "власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям".

2. Лидерство  - это управленческий статус, социальная  позиция, связанная с принятием  решений, это руководящая должность.  Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера.

Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство - это "положение в обществе, которое  характеризуется способностью занимающего  его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов".

3. Лидерство  - это влияние на других людей  (В. Кац, Л. Эдин-гер и др.) Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших, хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например, Ли Освальд, официально признанный убийцей американского президента Джона Кеннеди, своим поступком оказал существенное влияние на последующее политическое развитие Америки, да и мира в целом. Однако было бы нелепо вследствие этого считать его политическим лидером.

Во-вторых, руководящее  воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько или даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на все общество или крупные группы.

В-третьих, политического  лидера отличает явный приоритет  во влиянии. Отношения лидера и ведомых  характеризует асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия - от лидера к членам группы.

В-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, - это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель. Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения.

4. Политическое  лидерство - это особого рода  предпринимательство, осуществляется на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.). При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации "политического товара", его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого "товара" как общего блага. Такая интерпретация политического лидерства вполне возможна. Однако она применима главным образом лишь к демократическим организациям: государствам, партиям и т.п.

5. Лидер - это  символ общности и образец  политического поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями. Политическое лидерство отличается от политического руководства, которое, «в отличие от лидерства, предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства-подчинения».

Эта точка зрения до сих пор достаточно широко распространена в российском обществоведении и связана с его длительной оторванностью от мировой науки и, в частности, с узким, преимущественно психологическим пониманием лидерства как главенствующего положения личности, возникающего стихийно в ходе межличностных отношений в малой группе. Применительно к социологии и политологии с такой трактовкой лидерства никак нельзя согласиться из-за ее односторонности, неучета объективной, антропологической и социальной основы этого феномена, недооценки ведущей роли властного статуса в выполнении функций политического лидерства, связанного с воздействием на большие массы людей.

Феномен лидерства  коренится в самой природе  человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством и называемые "протолидерством", встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни, например в стадах обезьян или оленей, в волчьих стаях и т.д. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его не писаными законами, продиктованными взаимоотношениями со средой и биологически запрограммированными.

 

2. Типология лидерства

Богатство понятия  лидерства отражается в его типологии. Существуют разнообразные классификации  лидерства. Прежде всего, в зависимости от отношения руководителя к подчиненным оно делится на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применения силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их участии в управлении.

Макс Вебер  выделяет три типа лидеров, соответствующих  различным формам авторитета:

а) Традиционное лидерство-основано на вере в святость традиций, передаваемых по наследству;

б) Рационально-легальное лидерство-устанавливается через всеобщие свободные выборы, опирается на учёт интересов выборщиков и лидера;

в) Харизматическое лидерство-связано  с верой в сверхъестественные, выдающиеся способности лидера, от которого ожидают чуда;

В рамках исследования лидерства  в малых группах различают  формальное и неформальное лидерство.

Рационально-легальное лидерство  опирается на представление о  разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основана правовых нормах, признанных обществом или рутинных, - это лидеры, избранные демократическим путем. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами. В рационально-легальном обществе легитимность власти основывается на вере участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. В качестве особенности данного типа легитимности М.Вебер называл “господство в силу “легальности”, в силу веры в обязательность легального установления и деловой “компетентности”, обоснованной рационально созданными правилами”. Человечество движется именно к такому типу лидерства.

Традиционное  лидерство

Традиционное  лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Такой тип лидерства характерен для традиционного общества, в основе которого лежит авторитет “вечно вчерашнего: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение”. На привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, старейшин, монархов и царей. Традиционный тип легитимности и, соответственно, традиционный тип лидерства сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт.

По мере того, как религия утрачивала свое значение, а всеобщее избирательное право  все более укреплялось и распространялось, божественное право единоличного правления  заменялось достаточно разветвленной системой бюрократии и политических партий. Сдержать рост бюрократизации общественной жизни мог, по мнению М.Вебера, харизматический лидер.  

Информация о работе Политическое лидерство