Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

В задачи лидеров входит выработка согласованных целей развития, распределение функций и ролей среди участников социальных взаимодействий, упорядочение поведения отдельных элементов системы в целях повышения эффективности функционирования общества в целом.
Таким образом, практическое значение проблемы лидерства связано с поиском оптимальных форм руководства и управления социальными процессами.

Содержание работы

1.Понятие и теория политического лидерства
2.Функции политического лидерства
3. Типология лидерства
3.1. Три типа лидерства
4.Особенности формирования политических лидеров в России и Татарстане
4.1 Политический лидер В.В.Жириновский
4.2 Политические взгляд В.В. Жириновского
4.3 Достигнутые высоты В.В. Жириновского
4.4 Минтимер Шаймиев как политический лидер Республики Татарстан
4.5 Политические ценности М.Ш.Шаймиева

5. Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

политическое лидерство ПЕЧАТЬ.docx

— 49.20 Кб (Скачать файл)

Введение

     1.Понятие и теория политического лидерства

     2.Функции политического лидерства

     3. Типология лидерства

              3.1. Три типа лидерства

     4.Особенности формирования политических лидеров в России и Татарстане

              4.1 Политический лидер В.В.Жириновский

              4.2 Политические взгляд В.В. Жириновского

              4.3 Достигнутые высоты В.В. Жириновского

                4.4 Минтимер Шаймиев как политический лидер Республики Татарстан

              4.5 Политические ценности М.Ш.Шаймиева

 

     5. Заключение

     Список используемой литературы

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Положение участников политической жизни в политической иерархии неравное. Это обусловлено разной степенью близости их к власти, способностью влиять на социальные изменения и возможностью принимать стратегические решения. И даже внутри элиты отдельные ее представители отличаются от других преимущественным влиянием на общество. Таким образом, личность, которая оказывает постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию, называется политическим лидером.

        Институт лидерства возник очень давно в связи с потребностью у сложно организованных систем в сбалансированном развитии, т.к. их жизнедеятельность всегда требовала руководящего начала. Это связано с тем, что функционирование таких систем основано на взаимодействии разнородных, а часто и противоположных, экономических, социальных, политических, духовных интересов и их носителей, которые включают в себя разнообразные группы, организации и индивиды.

        В задачи лидеров входит выработка согласованных целей развития, распределение функций и ролей среди участников социальных взаимодействий, упорядочение поведения отдельных элементов системы в целях повышения эффективности функционирования общества в целом.

      Таким образом, практическое значение проблемы лидерства связано с поиском оптимальных форм руководства и управления социальными процессами.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие  и  теория политического лидерства

 

         Итак, лидер в переводе с английского языка (leader) означает «ведущий», «указывающий путь». Смысл этого слова отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Лидерство – явление многогранное и многозначное.

     Политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) – добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.

       Общественное лидерство является прежде всего социальной функцией. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов, осознания потребности в коллективных действиях для поддержания функционирования социальной системы в целом.

          Целостная картина проявления лидерства складывается по мере эволюции общества, усложнения социальных взаимосвязей, конкретизирующих функции лидера.

В примитивных обществах  интересы автономной личности еще не осознаны и не выражены, существуют интересы нерасчлененного «целого» (рода, племени).

Функции лидера проявляются  слабо и сводятся в основном к  обеспечению физического выживания общинников.

                                      Теории политического лидерства:

       1. Теория черт (Дэвид Кенни, Роберт Лорд). Лидер обладает определенным набором привлекательных черт, высоко ценящихся членами группы.

2. Ситуативная теория  лидерства (Джон Хоувелл, Хаммер, Питер Дорфман). В качестве лидеров выдвигаются те люди, качества которых наиболее соответствуют сложившейся ситуации. (при наводнении тот, кто умеет плавать, а при пожаре тот, кто с огнетушителем)

3. Системная теория лидерства.(М.Мэмфорд). Лидеры – это те индивиды, «роли которых требуют, чтобы они контролировали и координировали действия двух или более подсистем». Его основная задача – выбор такого вида действий, который увеличивает адаптацию всей системы в целом.

4. Когнитивный подход. (Чарльз  Грин, Теренс Митчел, Дж.Пфеффер)Человек рассматривается как наблюдатель, интерпретирующий информацию внешнего мира. Лидер рассматривается как человек, создающий определенный образ. «Имидж» лидера. Лидер и последователи различаются по их взглядам на причины плохого выполнения задач. При этом лидер приписывает причины плохого выполнения задания внутренним факторам, а группа —внешним.

5. Интеракционисты (Е.Холандер, Г.Зан, Г.Вулф) рассматривали лидерство как процесс. Взаимодействие в группе: не лидер — группа, а лидера с каждым членом группы индивидуально. Ситуация, в которой происходит лидирование – это динамический процесс. Лидер и последователи являются взаимозависимыми. Их действия осуществляются в ответ на предыдущие ожидания и возможные реакции другого, которые в свою очередь определяются предшествующим взаимодействием между ними.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           2.Функции политического лидерства

 

         Функции лидера – это главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни населения, а также от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.

Среди общезначимых функций  лидеров выделяют следующие:

1) Интегративную. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.

2) Ориентационную. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.

3) Инструментальную. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.

4) Мобилизационную. Эта функция становится актуальной, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.

5)Коммуникативную. Лидер стремится обеспечить устойчивую форму политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями.

6)    Функцию социального арбитража и патронажа. Она развита в основном в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

7)  Функцию легитимности политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Типология лидерства       

 

         Проявления лидерства достаточно разнообразны. Предпринимавшийся попытки их классификации и типологизации вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков (переменных). В зависимости от количества классификационных признаков и их содержания системы типологий бывают простыми и сложными. Так, количественный показатель (число лидеров) позволяет «развести» единоличное лидерство и коллективное.

Типологически политическое лидерство подразделяется на:

• рационально-легальное, осуществляемое на основе соблюдения законов, общепринятых норм и процедур;

• харизматическое, которое базируется на большой популярности, любви, обожании лидеров со стороны всех, кто оказывает им политическую поддержку, зачастую даже без обоснования (Кеннеди и др.);

• традиционное, всегда связанное с верой в священность определенных традиций, обычаев и верований, защищаемых и самим лидером, и элитой, и массами;

• авторитарное, преувеличивающее с помощью элитарной группировки (клики, хунты) авторитет лидера и распространяющее в обществе насильственные формы осуществления власти;

• диктаторское политическое лидерство, попирающее законы, культивирующее культ личности, массовые репрессии и идеологическое оболванивание («вожди народа» Гитлер, Сталини др.).

                                 3.1. Три типа лидерства

          Типологию лидерства на основе учета личных качеств лидера и конкретной ситуации, в которой он выполняет свои функции, предложил немецкий социолог М.Вебер в работе «Харизматическое господство». В качестве классификационного признака он выдвинул понятие «авторитет», которое определяет как «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей». М. Вебер выделил три типа господства - традиционное, рационально-легальное, харизматическое.

     Традиционное  лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит со сцены, тем не менее, он до сих пор сохраняется в ряде стран (например, в некоторых странах Персидского залива).

     Харизматическое лидерство основано на вере в бог избранность личности, в исключительные качества данного человека. Харизматическая власть, отмечал М.Вебер, «характеризуется личной преданностью подданных человеку и их верой только в его личность, которую отличают выдающиеся качества, героизм или другие отличительные свойства, превращающие его в вождя». Харизматическое лидерство присуще переходным обществам, проводящим модернизацию. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований (например, не опирается на закон, традицию), а существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера, веры в него.

     Рационально-легальное лидерство олицетворяет бюрократия. Власть авторитета признается в силу «легальности», в силу веры в правомерность правового статуса и «компетенции», основанной на рационально установленных законах. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Компетенция каждого носителя власти обусловлена конституцией и правовыми нормами. Рационально-легальное лидерство получает распространение во все большем количестве государств, а традиционное и харизматическое лидерства сходят с исторической сцены.

Кроме того, что выделяют три типа лидерства, лидеров классифицируют на основе имиджа, а также в последнее время появилось разделение лидеров по стилю поведения.

 4.Особенности формирования политических лидеров в России и Татарстане

 

                   4.1 Политический лидер В.В.Жириновский

     В апреле 1967 года, когда Владимиру Вольфовичу Жириновскому было только 21 год, он направил в ЦК КПСС на имя самого Л. И. Брежнева большое письмо, в котором было предложено провести реформы в сфере образования, городской жизни, сельского хозяйства. Но ему “объяснили” в отделе ВУЗов Московского городского комитета КПСС, что предложения его являются “нереальными по финансовым, а также некоторым политическим причинам”. Данный эпизод по сути дела и стал началом вполне осознанных занятий господина Жириновского политикой с точки зрения либерализма

            В мае 1988 года Жириновский составил в виде небольшой листовки проект программы деятельности Социально-Демократической партии, однако, спустя какое-то время решил, что данное “западническое” течение может быть весьма губительным для нашей страны. Он весьма много ездил, выступал на многочисленных трибунах, причем на многочисленных митингах, которые устраивались различными движениями и партиями. Это позволило ему  сделать свой первый шаг к созданию собственной партии, и весной 1989 года совместно с господином  Богачёвым, который откололся от Демократической партии Владимир Жириновский смог создать инициативную группу по созданию Либерально-Демократической партии. Тринадцатого декабря 1989 года на первом организационном съезде ЛДП он избран был ее председателем.

         Либерально-демократическая партия возникла, когда существовал еще Советский Союз, поэтому на своем первом, учредительном съезде, она взяла название «Либерально-демократическая партия Советского Союза». Ко времени первого съезда партия объединила уже больше трех тысяч человек из тридцати одного региона всей страны. По сути дела эта Либерально-демократическая партия Советского Союза была самой первой демократической оппозицией в Советском Союзе.

Информация о работе Политическое лидерство