Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Политическое лидерство. Комплексный анализ состояния лидерства в современной России………………………………………………………….…4-9
Оценка эффективности на примере политического лидера В.В. Путина...10-16
Заключение…………………………………………………………………...17-18
Библиография…………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

исеп.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 

      Кафедра СН и Т  
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Исследования социально-экономических и политических процессов»

на тему «Политическое лидерство» 
 
 
 
 

Выполнил: студ. гр. ЗГМУ-21вв

Поверенов А.А.

Проверил: доцент кафедры

соц. наук  и техн.

Тарбушкин А.Ю. 
 

Йошкар-Ола

2012

 

Содержание: 

Введение………………………………………………………………………...…3

Политическое  лидерство. Комплексный анализ состояния  лидерства в современной России………………………………………………………….…4-9

Оценка эффективности  на примере политического лидера В.В. Путина...10-16

Заключение…………………………………………………………………...17-18

Библиография…………………………………………………………………….19 
 

 

Введение

     Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

     Понятие лидерства широко распространено в  социологии, политологии, психологии и  ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые успешно используются на практике. 
Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи) распределение функций и ролей, и, прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер. 

 

Политическое лидерство. Комплексный анализ состояния лидерства в современной России.

Механизм  политического лидерства предполагает систему правил, в соответствии с  которыми происходит выдвижение лидера в структурах власти и осуществление  им своих властных полномочий. Осуществляется персонификация власти посредством ее слияния с индивидуальными качествами лидера.

Одним из современных вариантов интерпретаций  политического лидерства, который  согласуется и с тем, что было уже признано многими мыслителями  прошлого, может быть предложенный Ж.Блонделем: «По сути и по форме это есть феномен власти. Лидерство - это власть, потому что оно состоит в способности одного лица (или нескольких лиц), находящегося «на вершине», заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы или, в конечном счете, могли бы не делать вообще. Но, разумеется, лидерством является не всякий род власти. Лидерством является власть, осуществляемая «сверху вниз».

Лидером можно стать либо в известной  степени случайно - интуитивно угадав интересы широких слоев, совпав своим духовным складом с их потребностями, либо целенаправленно – выявив, исследовав эти интересы. Чем сложнее политическая и социальная жизнь, тем более вероятен второй путь.

Политический  лидер, по мнению российского политолога Р.Мухаева, – это «личность, оказывающая постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию».

Политическое  лидерство существует на трех социальных уровнях, где оно выполняет различные функции.

Лидерство на уровне малой группы, объединенной политическими интересами. Здесь происходит интеграция групповой деятельности, в которой лидер направляет и организует действия группы, предъявляющей к личности лидера определенные требования: способность принимать решения, брать на себя ответственность, находить оптимальный способ удовлетворения группового интереса и др.

Лидерство на уровне политических движений, связанных общностью политических интересов, основанной на одинаковом социальном статусе, а не узко групповых интересах, как в первом случае. В этом отношении лидерство представляет собой способ адекватного выражения интересов части общества, поддерживающего данного политика. Фигура лидера служит символом определенной социальной позиции, с ней связывают свои интересы носители обыденного сознания.

Лидерство на государственном  уровне, которое можно определить как способ организации и осуществления власти в условиях демократического развития общества, дифференциации социальных слоев на основе экономического положения и соответствующего политического сознания. Политическое лидерство на этом уровне предполагает взаимное удовлетворение интересов, как лидера, так и общества, поэтому ориентация на социальное партнерство входит в систему политических ценностей общества.

В политических объединениях эффективность коллективных действий требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, оперативности управления и жесткости подчинения. На этом уровне, так же как и на государственном, становятся обязательными институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, придание им сравнительно больших властных полномочий.

Лидерство в масштабах государства предполагает определение стратегического направления  развития государства, политической системы  общества, выбор средств осуществления основных задач общегосударственного значения, их важнейших принципов и путей достижения.

В экстремальных  условиях функционирования общества возникает  необходимость в появлении политического  лидера национального масштаба, обладающего качествами, которые помогут ему возглавить национальное движение.

Такими  качествами могут быть:

- умение  формулировать цели, программы, идеологии  в условиях, когда утеряны старые  ориентиры, общество расколото,  в нем царят апатия и анархия;

- способность персонифицировать фундаментальные национальные ценности для конкретного исторического периода;

- готовность  выходить за рамки бюрократических  процедур при принятии решений  в экстремальной ситуации;

- способность  связать базисные национальные  интересы с историей страны, традициями современного и предшествующих поколений;

- искусство  создавать принципиально новую  модель поведения и мышления, которая будет распространяться  от элиты на все общество;

- умение  внушить веру и оптимизм нации,  помочь ей преодолеть неуверенность, комплекс вины и неполноценности.

Лидера, особенно на уровне малой группы, создает  авторитет, он никем официально не назначается  и даже не утверждается. Из всех претендентов на лидерство выбирается тот, кто  выделяется большей активностью, заинтересованностью в общем деле, информированностью и эффективностью политической деятельности. Такая заданность связана с тем, что потребность в лидерах возникает тогда, когда объект ищет цели дальнейшего развития и пути их достижения или же определяет новые средства реализации ранее поставленной цели. Субъект, предлагая видение и того, и другого, сплачивает объект, обеспечивая солидарные действия. Таким образом, лидером становится не тот, кто хочет, чтобы за ним шли, а тот, за кем люди идут без принуждения. И чем в большей мере предложенная им цель совпадает с тенденцией прогресса нации, тем лидером более широких народных масс он выступает.

Различают формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерство представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах. Неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы. Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.

В политике формальный аспект является ведущим. Поэтому  наибольший удельный вес в политическом лидерстве современной России продолжает принадлежать политико-административной элите (высшему персоналу государственно-административных органов).

В настоящее  время в России все чаще встречаются  лидеры преобразующие, а не компромиссные. Компромиссный лидер осуществляет действия без изменения основ общества. Преобразующий лидер всегда нацелен на некую перемену формы организации общества; он предвосхищает, посредничает и подчиняет опыт средствам воображения и рассудка, пытается утвердить «моральное лидерство», которое всегда исходит из фундаментальных желаний, стремлений и ценностей последователей.

Различают также стили политического лидерства, которые могут классифицироваться по технологии выработки и принятия лидером решений. Так, различаются авторитарный стиль лидерства, ориентированный на единоличное принятие решений, и демократический, опирающийся на инициирование активности своих сторонников, их участие в процессе управления.

Функции лидеров различны в зависимости  от особенностей и характера развития конкретного общества, его политической, экономической, социальной и культурной сфер, а также от индивидуальных качеств самого лидера. В современное время сокращается возможность доступа к позициям лидера непрофессиональным политикам, что является характерным для традиционных и переходных обществ.

Среди общезначимых функций лидеров в  современной России выделяются следующие:

интегративная - объединение и согласование различных  групп интересов на основе базовых  ценностей и идеалов, признанных всем обществом;

ориентационная - выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;

инструментальная - определение способов и методов  решения поставленных перед обществом  задач;

мобилизационная - инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;

коммуникативная - обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями;

функцию гаранта справедливости, законности и порядка (от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности).

В современной  России отчетливо проявляются две  главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве - институциализация и профессионализация.

Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс  рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены Конституцией и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач.

С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - профессионализация. Политическое лидерство сегодня - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага.

Политика  превратилась в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.

Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, средствами массовой информации, общественными организациями. Таким образом, политические лидеры сегодня выступают реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе. 
 
 
 

Информация о работе Политическое лидерство