Политическое лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:50, контрольная работа

Описание работы

Лидерство как политический феномен. Функции и типы политических лидеров.

Файлы: 1 файл

контроша.docx

— 20.27 Кб (Скачать файл)

. Политическое  лидерство

    1. Лидерство как политический феномен. Функции и типы политических лидеров.

 

 

Ответ: 1. Определения лидерства

В современной литературе термин "лидер" (англ. leader - ведущий) обозначает лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

 

Политическое лидерство - это персонифицированная  форма взаимодействия публично-политической власти и общества, особая форма  субъектно-объектных отношений доминирования  и подчинения по поводу завоевания, удержания и использования власти, опирающихся на властные структуры  и авторитет. Для того чтобы политическое лидерство могло проявиться, необходимы четыре условия: а) наличие политической программы; б) активной политической деятельности; в) способности воздействовать на политическое сознание масс; г) материальных ресурсов и средств для реализации программных установок.

 

Богатство феномена лидерства отражается в его определениях.

 

В современной политической науке  существует несколько подходов к  определению политического лидерства. Выделим следующие основные подходы  к его трактовке:

 

1. Определение лидерства как  постоянного приоритетного влияния  со стороны определенного лица  на все общество, организацию  или группу.

 

2. Лидерство - это управленческий  статус, социальная позиция, связанная  с принятием властных решений,  это руководящая должность. Это  определение вытекает из структурно-функционального  подхода, предполагающего рассмотрение  общества как сложной, иерархически  организованной системы социальных  позиций и ролей.

 

           Функции политических лидеров.

 

 

Функции лидера – это главные  направления его деятельности. Количество функций

зависит от таких факторов, как: тип  культуры общества, политический режим,

зрелость гражданского общества, уровень  жизни населения, а также от

индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с  высокой

степенью разделения социальных и  политических ролей и функций  заметно

сокращает возможности доступа  к лидирующим позициям политикам-

непрофессионалам, что нередко  происходит в традиционных и переходных

обществах.

Среди общезначимых функций лидеров  выделяют следующие:

1)     Интегративную. Призвание  лидера – согласование и объединение

различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и  идеалов.

Высокая степень социальной напряженности  свидетельствует о том, что

политический лидер слабо реализует  интегративную функцию.

2)     Ориентационную. Через  выработку политического курса,

учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных  групп

общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии

социальных интересов.

3)     Инструментальную. Политический  лидер предлагает механизм

осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических

решений и обеспечения их ресурсами.

4)     Мобилизационную. Эта  функция становится актуальной, когда

лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация

населения – это реализация лидером  мобилизационной функции, которая  может

достигаться на основе возбуждения  народного энтузиазма, симпатии к  лидеру, его

харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.

5)     Коммуникативную. Лидер  стремится обеспечить устойчивую  форму

политической самоорганизации  на основе тесных контактов с общественностью,

различными организациями, группами и слоями.

6)     Функцию социального  арбитража и патронажа. Она  развита в

основном в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер

призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан

от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

7)     Функцию легитимности  политического порядка. Эту функцию  может

выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция  заключается

в обосновании правомерности существующего  политического режима и часто

проявляется в формах прямого обожествления  личности лидера.

 

Типы лидерства.

 

В основу типологии М. Вебера положены типы общественного управления.

Виды:

традиционное (основано на традиции, которая предполагает веру подчинённых  в то, что власть законная, поскольку  существовала всегда),

рационально-легальное (лидерство  на основе закона во многих странах  пришло на смену традиционному; лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур),

харизматическое (харизматический  лидер наделён экстраординарными  качествами, которые отсутствуют  или слабо выражены у других людей; как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды).

Виды лидеров согласно прочим классификациям: правящий и оппозиционный; революционеры, консерваторы и реформаторы; формальные и неформальные; кризисные и рутинные; большие и малые; пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные; общенациональные и  региональные.

 

 

 

 


Информация о работе Политическое лидерство