Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 17:50, контрольная работа
Лидерство как политический феномен. Функции и типы политических лидеров.
Ответ: 1. Определения лидерства
В современной литературе термин "лидер" (англ. leader - ведущий) обозначает лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
Политическое лидерство - это персонифицированная
форма взаимодействия публично-политической
власти и общества, особая форма
субъектно-объектных отношений
Богатство феномена лидерства отражается в его определениях.
В современной политической науке
существует несколько подходов к
определению политического
1. Определение лидерства как
постоянного приоритетного
2. Лидерство - это управленческий
статус, социальная позиция, связанная
с принятием властных решений,
это руководящая должность.
Функции политических лидеров.
Функции лидера – это главные направления его деятельности. Количество функций
зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим,
зрелость гражданского общества, уровень жизни населения, а также от
индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой
степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно
сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-
непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных
обществах.
Среди общезначимых функций лидеров выделяют следующие:
1) Интегративную. Призвание
лидера – согласование и
различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов.
Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что
политический лидер слабо
2) Ориентационную. Через выработку политического курса,
учитывающего тенденции
общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии
социальных интересов.
3) Инструментальную. Политический лидер предлагает механизм
осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических
решений и обеспечения их ресурсами.
4) Мобилизационную. Эта функция становится актуальной, когда
лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация
населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может
достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его
харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.
5) Коммуникативную. Лидер
стремится обеспечить
политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью,
различными организациями, группами и слоями.
6) Функцию социального арбитража и патронажа. Она развита в
основном в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер
призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан
от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.
7) Функцию легитимности
политического порядка. Эту
выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается
в обосновании правомерности
проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.
Типы лидерства.
В основу типологии М. Вебера положены типы общественного управления.
Виды:
традиционное (основано на традиции, которая предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда),
рационально-легальное (лидерство на основе закона во многих странах пришло на смену традиционному; лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур),
харизматическое (харизматический
лидер наделён
Виды лидеров согласно прочим классификациям: правящий и оппозиционный; революционеры, консерваторы и реформаторы; формальные и неформальные; кризисные и рутинные; большие и малые; пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные; общенациональные и региональные.