Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Тверской государственный
технический университет
Кафедра истории
и политологии
Тема:_____________________________________
Студент__________курса_______Факультета
______________группы
_______________________
Работу проверил___________________________
Тверь 2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………...……3
Глава 1.Политическое развитие: понятие
и критерии…………………...……..4
Глава 2.Сущность политической
модернизации………………………………10
Заключение………………………………………………………………….……20
Список используемой литературы………………………………………….…..21
Введение
Составной частью сложного
процесса перехода от традиционного
общества к современному (modernity) или индустриальному
является политическая модернизация,
содержание которой составляют изменения
политической системы как неотъемлемой
составной части общего системного перехода.
В процессе политической модернизации
происходит как становление новых, так
и эволюция уже существующих политических
институтов, находящихся в сложном динамическом
взаимодействии. При этом объективно необходимо,
с одной стороны, сохранить политическую
стабильность как важное условие общественного
развития в целом и, с другой стороны, расширять
возможности и формы политического участия
различных слоев населения в происходящих
изменениях. Теория модернизации - одна
из современных парадигм социально-исторического
знания. Исторический опыт перехода различных
стран к индустриальному обществу
свидетельствует, что общая системная
трансформация общества (в современной
принятой политологической терминологии
- транзит) не всегда, особенно на первых
этапах, сопровождается глубокими сдвигами
в области политических институтов. Можно
сказать, что новое осмысление как исторического,
так и современного опыта модернизации
как целостного и закономерного этапа
в развитии обществ, переходящих в индустриальную
стадию или преобразующихся внутри самой
этой стадии, представляет сейчас одну
из актуальных задач современной отечественной
политической науки.
Цель курсовой работы изучение
вопроса политического развития
и модернизации.
Для достижения поставленной
цели в данной курсовой работе необходимо
решить следующие задачи:
- Определить понятия и
критерии политического развития;
- Исследовать сущность
политической модернизации.
Глава 1. Политическое
развитие: понятие и критерии
Понятие «политический процесс»
тесно связано с понятиями
«политическое изменение» и «политическое
развитие». Политический процесс как
динамическая характеристика политики
существует в виде политического
изменения и политического развития. Политическое
изменение можно представить как появление
новых характерных черт (новой характерной
черты) в способе и характере взаимодействия
между политическими субъектами, между
политической системой и внешней средой.
Говоря о политическом изменении, мы подразумеваем,
что эти перемены происходят в рамках
одной и той же политической системы с
одними и теми же качественными характеристиками.
В ходе него происходит воспроизводство
политической системы в целом и его отдельных
частей. Однако это воспроизводство не
является полным, новое состояние политической
системы и его составляющих отличается
от предыдущего. Появляющиеся новые характерные
черты в способе и характере взаимодействия
мы можем рассматривать в основном как
количественные изменения. Масштабом
политических изменений является масштаб
повседневной жизни и истории.1 Политическое развитие мы можем
охарактеризовать как последовательную
смену качественных состояний политической
системы в целом и ее отдельных составных
частей. Другими словами, политическое
развитие основано на качественных изменениях.
Масштаб политического развития — это
в основном масштаб эволюции. Необходимо
отметить, что четкую границу между политическим
изменением и политическим развитием
провести достаточно сложно. Сложность
заключается не только в том, что исследователям,
живущим в повседневности, трудно оценить
изменения в более крупных масштабах,
но и в расплывчатости границы между этими
масштабами, а также в том, что все эволюционные
процессы происходят в результате накопления
повседневных и исторических перемен.
Политическое развитие непосредственно
недоступно простому наблюдателю, поскольку
на практике оно проявляется и реализуется
в политических изменениях.2 Например, смена монарха на
троне в результате смерти предыдущего,
несмотря на разницу в политических качествах
этих личностей, на разницу в проводимых
политических курсах, это событие может
рассматриваться как политическое изменение.
Оно принесло в политический процесс новые
качества в способе и характере взаимодействия
между политическими субъектами и, возможно,
между системой и средой, но не принесло
с собой качественных изменений самой
политической системы и ее составляющих. Другой
пример — победа на выборах очередного
Президента. Такая победа знаменует собой
политические изменения в рамках очередного
электорального цикла. Она, несомненно,
принесла новые качества в способе и характере
взаимодействия между политическими субъектами,
но эти изменения осуществлялись в рамках
воспроизводства политической системы,
а не ее качественной смены. В качестве
примера политического развития можно
привести создание наций-государств с
республиканской формой правления в Западной
Европе в период Нового времени в результате
буржуазных преобразований и революций.
Здесь уже речь идет о серьезных качественных
изменениях, носящих эволюционный характер.
Вместе с тем эти длительные эволюционные
процессы реализовывались посредством
накопления количественных политических
изменений, постепенно перешедших в качественные.3 Следует отметить, что термином
«политическое развитие» целесообразно
обозначать не однонаправленное развитие,
имеющее логический конец (то есть не реализацию
некого христианского, просвещенческого,
коммунистического и т.п. проекта). Политическое
развитие — процесс, имеющий несколько
эволюционных альтернатив, выбор которых
зависит от конкретной совокупности влияющих
на него факторов. Тем более у политического
развития нет единого заданного алгоритма.
Кроме того, политическое развитие осуществляется
не линейно. Исследователи отмечают его
циклический, волнообразный, дискретный
и т.д. характеры. Таким образом политическое
развитие можно охарактеризовать как
процесс, идущий разными путями с различными
конкретными результатами. В целом основные
подходы можно сгруппировать следующим
образом. Первая группа авторов исходит
из того, что политическое развитие осуществляется,
либо однолинейно, либо в результате развития
различных политических систем достигается
одинаковый результат. В свою очередь,
в рамках данного направления можно выделить
три основных подхода, представители которых
различаются во взглядах на основные факторы
и движущие силы политического развития. Авторы,
которых можно условно объединить в рамках
первого подхода, в качестве основной
причины политического и в целом всего
общественного развития выделяют развитие
экономики (У. Ростоу, С. Липсет и др.). Вместе
с тем в работах некоторых из них подчеркивается
значение не только уровня развития экономики,
но и связанных с ним социальных факторов.
В частности, С. Липсет в качестве факторов
политического развития (точнее демократизации,
поскольку он фактически отождествляет
понятия политическое развитие и демократизация)
выделяет, наряду с собственно экономическими,
и такие, как степень урбанизации и уровень
образования.4 Представители второго подхода
в качестве основного фактора называют
изменение в системе ценностей и моделях
поведения (ранний Д. Аптер, К. Дойч, А. Инкельс,
Р. Инглехарт и др.). Например, К. Дойч полагал,
что основным фактором политического
развития (в данном случае — модернизации)
является «мобилизация» населения, то
есть включение граждан в политический
процесс в качестве активных акторов в
результате экономических инноваций,
изменений в социальной структуре и системе
ценностей и моделях поведения. Авторы,
которых объединяют в рамках третьего
подхода, считают основной причиной политического
развития функциональную дифференциацию
внутри общественной системы в целом и
политической в частности (как правило,
в числе этих ученых называют Т. Парсонса).
В качестве основных причин и «главных
процессов» развития, «которые, взаимодействуя
друг с другом, составляют «прогрессивную»
эволюцию к более высоким системным уровням»,
Т. Парсонс помимо функциональной дифференциации
выделяет «повышение адаптивной способности,
включение и генерализация ценностей».
Таким образом, согласно Т. Парсонсу, основное
содержание общественного развития состоит
в повышении адаптивной способности системы
в результате функциональной дифференциации
и усложнения социальной организации. Представители
второй группы авторов исходят из посылки
нелинейного развития с возможностью
достижения разных результатов (Ф. Риггз,
Г. Алмонд и Г. Пауэлл, С. Хантингтон, Л.
Пай, Б. Мур и др.). Эти исследователи также
не отличаются единством мнений в отношении
основных факторов и аспектов политического
развития. В частности, группа ученых в
качестве основных причин развития отмечает
внутриполитические. При этом в качестве
важного параметра этого процесса рассматривается
взаимодействие политической системы
(или ее элементов) с внешней средой и роль
политических институтов в его осуществлении.
Так, С. Хантингтон отмечает, что основным
фактом политического развития является
степень институциализации интересов
и специфика политических институтов
в той или иной стране. При этом он отмечает,
что характер политического развития
зависит от того, отвечает ли характер
институциализации уровню участия граждан
в политике и степени социальной мобилизации.
Отставание процесса институциализации
от темпов роста мобилизации и участия,
по его мнению, является основной причиной
политических кризисов и нестабильности
в переходных обществах.5 Другие авторы — Г. Алмонд и
Г. Пауэлл — взяв за основу идеи структурного
функционализма о дифференциации и повышения
адаптивности как о движущих силах и основных
проявлениях общественного развития,
предложили свою концепцию политического
развития (в их интерпретации — концепцию
эволюции политических систем), имеющую
не однолинейный характер. Для этого они
построили матрицу, основанную на трех
основных показателях: возрастание субсистемной
автономии, увеличение структурной дифференциации
и культурной секуляризации. Существующие
и существовавшие политические системы
(а точнее модели систем или идеальные
типы) они расположили в этой системе координат. Авторы
данной теории отмечают, что возможны
различные варианты перехода от одного
типа политической системы к другой, возможны
периоды деградации распада политических
систем, а также нелинейные варианты развития.
В частности, бюрократические империи
часто рождались в результате эволюции
патримониальных систем, феодальных систем,
а также и городов-государств. В целом
схема политического развития выглядит
таким образом: повышается структурная
дифференциация и, как следствие, — субсистемная
автономность и т.д. Далеко зашедшее развитие
субсистемной автономности приводит к
распаду политической системы. Все названные
авторы не отрицают того, что на политическое
развитие влияют многие факторы, а сам
этот процесс является многаспектным.
Так, например, С. Хантингтон в своей работе
«Третья волна» выявляет зависимость
существования демократических режимов
от уровня экономического развития страны.
Тем не менее они выделяют главные, с их
точки зрения, факторы и движущие силы
этого процесса, сосредотачивая на них
основное внимание.6 В целом необходимо отметить,
что представители различных подходов
рассматривают лишь отдельные аспекты
политического развития и общественного
развития в целом. Построение обобщающей
схемы этого процесса, основанной на учете
множества разнообразных факторов, —
дело достаточно сложное, требующее интеграции
различных подходов. Имеющиеся в настоящее
время попытки создания многофакторных
моделей не отвечают критериям универсальности,
актуализируя проблему такой интеграции. Политические
процессы весьма разнообразны по своим
основным параметрам. В политической науке
существует несколько вариантов типологии
политического развития. В частности,
выделяют типы политического развития
на основе его содержания: модернизация,
демократизация, глобализация и др. Специфика
двух из них рассматривается в данном
пособии. 7
Глава 2.Сущность
политической модернизации
Теория политической модернизации
в политической науке начала формироваться
в 50—60-х гг. XX в. Ее создатели опирались
на теоретическое наследие известных
исследователей XIX— начала XX вв., в частности
М. Вебера (выдвинувшего идею развития
европейской цивилизации в направлении
от традиционного общества к современному
на основе рационализации поведения),
Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма (предложившего
концепцию эволюции от обществ с «механической
солидарностью» к обществам с «органической
солидарностью» на основе разделения
труда). В качестве теоретической базы,
на которую опирались теоретики модернизации,
выступали также основные положения структурно-функционального
анализа, представления структурных функционалистов
об общественном развитии.8
Первый этап модернизации:
Теория модернизации «образца
50—60-х гг.» основывалась на таком
методологическом допущении, как универсализм.
Развитие всех стран и народностей
рассматривалось как универсальное,
то есть происходящее в одном направлении,
имеющее одни и те же стадии и
закономерности. Признавалось наличие
национальных особенностей, однако считалось,
что они имеют второстепенное
значение. В целом модернизация представлялась
как процесс развития в направлении от
традиционного общества к современному.
Большинство авторов теории модернизации
в 50—60-х гг. исходили из идеи технологического
детерминизма. Они считали, что в основе
общественного развития лежит прогресс
в экономике и технологии, ведущий к повышению
жизненного уровня и решению социальных
проблем (необходимо отметить, что в этот
же период создавались теории индустриального
общества, основанные на сходных допущениях;
эти теории развивались в трудах У. Ростоу,
Р. Арона, Д. Белла и др.). Благодаря научно-техническому
прогрессу происходит «осовременивание»
общества путем перехода от традиционных
ценностей и общественных структур к современным,
рациональным ценностям и структурам. Наиболее
развитой, «современной» страной представители
теории модернизации считали США, за которыми
выстраивались европейские страны. Однако
отсталые страны также имели шанс достичь
уровня «современности» передовых держав.
Теория модернизации объясняла пути и
способы решения этой задачи. Для этого
выяснялось, насколько «отсталые» общества
соответствуют «идеалу», выявлялись некоторые
национальные особенности и намечались
пути решения проблем. Таким образом, одной
из основных черт теории модернизации
первого этапа был телеологизм и евроцентризм
(точнее американоцентризм). Об этом свидетельствуют
и некоторые определения модернизации,
родившиеся в этот период. В частности,
один из крупных исследователей Ш. Эйзенштадт
определял модернизацию следующим образом:
«Исторически модернизация — это процесс
изменения в направлении тех типов социальной,
экономической и политической систем,
которые развивались в Западной Европе
и Северной Америке с XVII по XIX в. и затем
распространились на другие европейские
страны, а в XIX и XX вв. — на южноамериканский,
азиатский и африканский континенты».
Схожее определение дает и В. Мур: «Модернизация
является всеохватывающей трансформацией
традиционного домодернистского общества
в социальную организацию, которая характерна
для передовых, экономически процветающих
западных наций, характеризующихся относительной
политической стабильностью». Благодаря
этим особенностям теория имела большую
прикладную значимость: ее положения,
например, с успехом применялись для обслуживания
внешней политики США. Эти особенности
обусловили и специфику взглядов исследователей
на содержание политической модернизации
как части общего процесса «осовременивания».
Политическая модернизация на первом
этапе развития теории сводилась к следующему: —
демократизация развивающихся стран по
западному образцу (образование или усиление
национальных государств, создание представительных
органов власти, разделения властей, введение
института выборов); — изменение системы
ценностей (развитие индивидуальных ценностей)
и способов легитимации власти (традиционные
способы должны вытесняться современными). 9 Представители теории политической
модернизации выделяли благоприятные
и неблагоприятные факторы этого процесса
в развивающихся странах. Среди благоприятных
называлось успешное социально-экономическое
развитие стран «третьего мира», а также
активное сотрудничество с развитыми
государствами Западной Европы и США.
Среди неблагоприятных отмечались сохранение
элементов традиционного общества, нежелание
правящих элит поступиться своими интересами
ради обновления страны, неграмотность,
отсутствие рационального сознания у
большинства населения, существование
традиционных социальных слоев и традиционного
сектора производства. В ходе модернизации
должно было, по мнению сторонников данной
теории, происходить постепенное устранение
неблагоприятных факторов. Политические
события 60-х гг. продемонстрировали несовершенство
теории модернизации и необходимость
ее дальнейшей доработки. Эти события
вызвали волну критики, в рамках которой
условно можно выделить два направления: 1)
радикальная критика модернизации, осуществляемая
в основном представителями развивающихся
стран, а также левого движения 60-х гг.
в Западной Европе. По их мнению, теория
модернизации оправдывала колонизацию.
Они выступали против западной экспансии,
за антимодернизацию (против модернизации
по западному образцу); 2) критика модернизации,
развиваемая в рамках «теории отсталости»,
представителями которой были в основном
левые радикалы западных и некоторых развивающихся
стран. Они критиковали теорию модернизации
за упрощение картины развития, за то,
что данная теория недостаточно учитывала
специфику рассматриваемых обществ, особенности
культуры и не объясняла механизм торможения
насаждавшихся новых отношений, институтов
и т.п. Эти исследователи считали, что модернизация
по западному образцу ведет к консервации
отсталости, зависимости, нарушению экономической
структуры, разрушению экологической
среды и социальным конфликтам. Второй
этап модернизации: Второй этап развития теории
модернизации характеризовался появлением
более взвешенных трактовок, основанных
на разнообразных факторах политического,
социального и экономического развития
(в частности, таком факторе, как политическая
культура). В целом многим работам данного
периода был свойственен отход от евроцентризма.
Под вопрос был поставлен тезис об эффективности
демократизации в странах «третьего мира»
с точки зрения реализации целей экономического
роста и социально-экономического прогресса
в целом. Многие представители теории модернизации
этого времени основное внимание сосредоточили
на проблеме «стабильности» политического
развития как предпосылки для социально-экономического
прогресса. Ученые находили различные
рецепты поддержания такой стабильности.
В целом в литературе, посвященной теориям
модернизации, выделяется условно два
направления, представители которых давали
разные ответы на вопрос о факторах стабильности:
«консервативное» и «либеральное». Представители
«консервативного» направления (С. Хантингтон,
Дж. Нельсон, X. Линц и др.) считали, что главной
проблемой модернизации является конфликт
между мобилизованностью населения, его
включенностью в политическую жизнь и
институционализацией, наличием необходимых
структур и механизмов для артикулирования
и агрегирования их интересов. В то же
время неподготовленность масс к управлению,
неумение использовать институты власти,
а следовательно, и неосуществимость их
ожиданий от включения в политику способствуют
дестабилизации политического режима. В
работе «Политический порядок в меняющемся
обществе» С. Хантингтон писал, что главная
задача политической модернизации — способность
политических институтов приспособиться
к изменяющимся условиям, основанная не
на уровне их демократизации, а на прочности
и организованности. На стадии перемен
только жесткий авторитарный режим, контролирующий
порядок, способен аккумулировать необходимые
ресурсы для трансформации и обеспечить
переход к рынку и национальное единство.
С. Хантингтон выделил и ряд условий, благоприятных
для преобразований, а также сформулировал
ряд «советов» для авторитарных правителей
переходных эпох, которым, по его мнению,
необходимо следовать в целях эффективности
реформистской политики. В целом условия
и «советы» сводятся к компетентной политике,
учитывающей конъюнктуру и расстановку
политических сил.10 Сторонники «либерального»
направления (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай и
др.) под основным содержанием модернизации
понимали формирование открытой социальной
и политической системы путем интенсификации
социальной мобильности и интеграции
населения в политическое сообщество.
Главным критерием политической модернизации
они считали степень вовлеченности населения
в систему политического представительства:
характер и динамика модернизации зависят
от открытой конкуренции свободных элит
и степени вовлеченности рядовых граждан
в политический процесс. Условием успешной
модернизации, по их мнению, являлось обеспечение
стабильности и порядка (с помощью диалога
между элитой и населением) и мобилизации
масс. При этом представители данного
направления выделяли следующие варианты
развития событий: — при приоритете конкуренции
элит над участием рядовых граждан формируются
наиболее оптимальные предпосылки для
последовательной демократизации общества
и осуществления реформ; — в условиях значительного
усиления роли конкуренции элит при низкой
активности основной массы населения
складываются предпосылки установления
авторитарных режимов и торможения преобразований; —
доминирование политического участия
населения над соревнованием элит может
способствовать нарастанию охлократических
тенденций, что провоцирует ужесточение
режима и замедление преобразований; —
одновременная минимизация соревновательности
элит и политического участия населения
ведет к хаосу, дезинтеграции социума
и политической системы, что также способствует
установлению диктатуры. В русле либерального
подхода Р.Даль выдвинул теорию полиархии,
обосновывающую необходимость достижения
полиархической формы организации политических
порядков протодемократического характера.
С одной стороны, она отличалась от демократии
некоторыми ограничениями свободы создания
организаций, выражения гражданами своих
мнений, избирательных прав, содержала
сокращенный перчень альтернативных источников
информации, не гарантировл проведения
честных и свободных выборов, демонстрировала
невысокую зависимость государственных
институтов от голосов избирателей. В
то же время она выступала как более достижимая
и реальная модель организации власти,
которая, несмотря ни ни что, обеспечивала
открытое политическое соперничество
лидеров и элит, высокую политическую
активность населения, создавая тем самым
политические условия и предпосылки для
осуществления реформ. Р.Даль выделял семь
условий, влияющих на движение стран к
полиархии: установление сильной исполнительной
власти для проведения социально-экономических
преобразований в обществе; последовательность
в осуществлении политических реформ;
достижение определенного уровня социально-экономического
развития, позволяющего производить структурные
преобразования в государстве; установление
отношений равенства/неравенства, исключающих
сильную поляризацию в обществе; наличие
субкультурного разнообразия; интенсивная
иностранная помощь; демократические
убеждения активистов и лидеров. 11
Третий этап модернизации: Оба
эти подхода, как и теории модернизации
на первом этапе объединял взгляд на модернизацию
не как на спонтанный саморазвивающийся
процесс, а как на процесс, инициаторами
и проводниками которого выступают, в
первую очередь, политические элиты, проводящие
соответствующую политику модернизации. Еще
на втором этапе развития теорий модернизации
сформировались предпосылки для более
сложного понимания этого явления, отвергающего
однозначное противопоставление современности
и традиционности в общественном развитии.
Многие авторы теории модернизации стали
полагать, что модернизация, напротив,
предполагает не искоренение традиционности,
а развитие с использованием традиции,
которая определяет сам характер модернизационного
процесса, а также выступает его стабилизирующим
фактором. Дальнейшая эволюция теорий
модернизации на третьем этапе выражалась
во все большем распространении идеи о
несостоятельности строгого противопоставления
традиции и современности. Многие авторы,
не отрицая важность таких факторов, как
технологический прогресс, внедрение
«западных» институтов и норм, отмечают
вторичность этих факторов и их зависимость
от господствующих том или ином обществе
социальных отношений и социокультурных
ценностей. Во второй половине 80-х годов
получает свое развитие концепция «модернизации
в обход модернити», то есть концепция
политического развития, основанного
на сохранении социокультурных традиций
без навязывания чуждых (западных) образцов.
В рамках этой концепции
не отрицается универсальность общественного
и политического развития. Вместе
с тем принцип универсализма
сочетается с партикуляризмом, а
их органичный синтез рассматривается
как залог успеха модернизационного
процесса. Модернизация рассматривается
как саморазвивающийся процесс,
зависящий не только от деятельности
политических элит, но и, в первую очередь,
от влияния объективных обстоятельств
и поведения рядовых членов общества.
В рамках этой концепции получают свое
развитие термины «контрмодернизация»
и «антимодернизация» (А. Турен). Контрмодернизация
обозначает альтернативный вариант модернизации
по незападному образцу (например, сталинскую
модернизацию), а антимодернизация обозначает
активное противодействие этому процессу.
По мнению А Турена, эти два варианта и
составляют главную тенденцию общественно-политического
развития XX в., основанную на утрате веры
в принцип универсальности. Приобретает
новое звучание вопрос о соотношении политической
и социально-экономической модернизации,
ответ на который становится в целом еще
более неоднозначным, чем в предыдущие
десятилетия.12 Типы политической модернизации: В
зависимости от используемого механизма
модернизации в политологической литературе
принято выделять следующие типы этого
процесса: - «органическая», или «первичная»,
характерная для таких стран, как Великобритания,
США, Канада, некоторые другие европейские
страны (модернизационное ядро). Ее начало
охватывает эпоху первой промышленной
революции, разрушения традиционных наследственных
привилегий и провозглашения равных гражданских
прав, демократизации и т.д. В этих странах
модернизация осуществлялась преимущественно
эволюционным путем на основе собственных
культурных традиций и образцов; - «неорганическая»
или «вторичная», «отраженная», «модернизация
вдогонку» (Россия, Бразилия, Турция и
др.), основным фактором которой выступают
социокультурные контакты «отставших»
в своем развитии стран с модернизационным
ядром, а основным механизмом — имитационные
процессы.
Следует отметить, что данная
типология основана на выделении
неких идеальных типов. В действительности
в рамках «классического» модернизационного
ядра развитие также происходит с
использованием имитационных механизмов,
а в странах «догоняющей модернизации»,
как уже отмечалось, имитация может
носить различный характер и не играть
главную роль в политическом развитии.
Более совершенной типологией представляется
выделение трех типов модернизации: -
эндогенная, то есть осуществляемая на
собственной основе (Европа, США и т.п.); -
эндогенно-экзогенная, осуществляемая
на собственной основе, равно как и на
основе заимствований (Россия, Турция,
Греция и т.д.); - экзогенная модернизация
(имитационные, имитационно-симуляционные
и симуляционные варианты), осуществляемая
на основе заимствований при отсутствии
собственных оснований. По сравнению со
странами первого типа в обществах «догоняющей»
модернизации (или эндогенно-экзогенной,
экзогенной модернизации) политический
фактор играет более существенную роль.
Это вполне объяснимо, так как здесь не
сложилось достаточно предпосылок для
спонтанной трансформации традиционных
экономических, социальных, социокультурных
и политических структур, поэтому государство
вынуждено в некоторых случаях выступать
как «толчок» и организатор процесса трансформации.
С этим часто связывают и установление
авторитарного режима в этих странах,
который получил название «авторитаризм
развития». Несмотря на то что дискуссии
об эффективности отдельных политических
режимов с точки зрения успешности процесса
модернизации имеют научную и практическую
значимость, следует отметить их второстепенный
характер. Это объясняется тем, что модернизация
представляет собой достаточно длительный
процесс, измеряемый в масштабе эволюции
в то время, как существование авторитарного
режима происходит в масштабе повседневности
и истории; оно может лишь повлиять на
специфику отдельного момента модернизационного
процесса. Кроме того, сама постановка
вопрос об эффективности режима может
говорить о намерении исследователя представить
модернизацию как результат реализации
определенного политического курса, результат
деятельности политических элит, то есть
может свидетельствовать об однобокой
трактовке исследователем самого понятия
модернизации.13
Заключение
Объединив все, изложенное выше,
можно отметить несколько общих
для всех перечисленных точек
зрения положений. Каждый признает и
обосновывает ведущую роль политической,
экономической элиты в модернизационном
процессе. Переход к демократии,
означающий коренной сдвиг в сфере организации
власти, всегда происходил в результате
сознательного решения со стороны верхушки
политической элиты, которое затем переносилось
на уровень политических партий и через
них – на население в целом. Следующим
общим пунктом становится то, что каждая
из концепций признает, что для преодоления
политической незрелости народа нужны
незаурядные личности, незаурядные меры
(действия). И, наконец, все они настаивают
на самобытности страны, пути ее преобразования.