Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 10:33, контрольная работа
Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. К глубокой древности - периоду возникновения раннеклассовых обществ и государств - восходят первые попытки осмысления сущности политических явлений. Исторически первой формой объяснения новой социальной реальности стало религиозно-мифологическое истолкование природы властных отношений и социальной иерархии. Согласно древним мифам, земная организация жизни имеет божественное происхождение и является отражением общемирового космического порядка. Боги передают власть земным правителям либо наряду с последними продолжают оставаться вершителями земных дел.
Введение ...............................................................................................................3
Политическое устройство....................................................................................4
Идеи (проекты) более ярких представителей политической мысли
Конфуций..............................................................................................................5
Сократ....................................................................................................................6
Платон................................................................................................................... 7
Аристотель............................................................................................................ 9
Цицерон................................................................................................................11
Вывод....................................................................................................................14
Список используемой литературы.....................................................................15
Введение ..............................
Политическое устройство.......
Идеи (проекты) более ярких представителей политической мысли
Конфуций......................
Сократ........................
Платон........................
Аристотель....................
Цицерон.......................
Вывод.........................
Список используемой литературы....................
Введение
Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. К глубокой древности - периоду возникновения раннеклассовых обществ и государств - восходят первые попытки осмысления сущности политических явлений. Исторически первой формой объяснения новой социальной реальности стало религиозно-мифологическое истолкование природы властных отношений и социальной иерархии. Согласно древним мифам, земная организация жизни имеет божественное происхождение и является отражением общемирового космического порядка. Боги передают власть земным правителям либо наряду с последними продолжают оставаться вершителями земных дел.
Данная тема контрольной работы актуальна, так как на современные политические воззрения и ориентации, теорию и практику наших дней оказывают несомненное влияние идеи и опыт прошлого. В них отражены основные направления, этапы и итоги предшествующих исследований мира политики. Понимание текущих проблем и перспектив политического развития невозможно без ознакомления с достижениями теоретической мысли предыдущих эпох.
Цели и задачи работы: Рассмотреть идеи (проекты) наиболее ярких представителей политических мыслей.
Политическое устройство
Первые представления о власти, государстве, политике относятся к глубокой древности. Они были одной из самых ранних попыток человека уяснить смысл своего бытия, найти цивилизованные формы совместного существования людей в рамках общества. Но представления древних еще нельзя назвать собственно политическими идеями, это были скорее мечты об идеальном государстве, поучения и наставления о справедливом правлении и законопослушном поведении. И, тем не менее, среди мыслей и суждений древних философов и богословов о государстве и власти были гениальные догадки, которые позже были положены в основу политической науки и практики и до сих пор являются наиболее важными «кирпичиками» в ее фундаменте.
Современная политическая наука развивается на основе эволюции политической мысли, начало которой было положено в эпоху античности.
Самые ранние представления о политике, власти, политических отношениях возникли в мифологической форме, восходят к мифологическим истокам. Особое место в политических воззрениях Древнего мира занимают Конфуций, Платон, Аристотель, Цицерон.
В своих работах мыслители древности попытались описать известные им формы государственного устройства, дать их классификацию, установить некоторые закономерности функционирования власти внутри страны и в отношениях с другими государствами. Были сделаны определенные шаги для анализа политической действительности, заложен понятийный аппарат нынешней политической науки политика, государство, право, мораль, власть. По мере своего развития знания о политике начинают приобретать теоретический характер. Первые известные нам теоретические попытки анализа политических форм жизни были предприняты философами Древней Греции. В трудах античных авторов, особенно в выводах, содержащихся в работах Платона Государство и Законы, а также в Политике Аристотеля, отражена мысль необходимости создания идеального государства. Среди вопросов, привлекавших внимание философов, были вопросы складывания различных форм политического устройства, проблемы власти и государства, их взаимоотношений с личностью и др.
Рассмотрим идеи более ярких представителей политической мысли:
Конфуций ( 551-479 гг. до н.э.)
Китайский философ Конфуций - один из самых известных представителей политической мысли Древнего Востока. Он отказался от идеи божественного происхождения государства и развил концепцию патриархального аристократического государства. Согласно его учению, государство возникает из объединения семей и уподобляется семье, где император - отец, заботящийся о своих подданных - детях. Конечная цель государственной власти - достижение общего блага. Хотя Конфуций отрицательно относился к крайностям имущественной дифференциации (к делению общества на богатых и бедных), он оправдывает моральную иерархию: деление людей на "благородных мужей" и "темных людей" - простолюдинов. Первых от простолюдинов отличают такие качества, как знания, справедливость, чувство долга, уважение к старшим, следование моральным нормам. Политический идеал древнекитайского мыслителя - власть, осуществляемая аристократами, добродетели, строгое соблюдение каждым человеком своих обязанностей и следование сложившимся ритуалам. Конфуция отличало недоверие к законам, он считал, что общественный порядок должен поддерживаться ритуалами и моралью.
В трудах
мыслителей Древней Греции
Сократ (469-399 гг. до н.э.)
Яростным защитником идеи компетентного правления и господства законов в организации полисной жизни был Сократ. Он утверждал, что править должны знающие люди - философы, а само правление представляет собой искусство, к которому предрасположены лишь отдельные "лучшие" люди, благодаря своему рождению, воспитанию и обучению. Его критика демократии имела под собой реальное основание: иррациональность принимаемых афинскими гражданами решений часто приводила к нестабильности политической жизни. К другим известным идеям Сократа относится его требование соблюдения законов. Он разделил законы на божественные, независимые от воли людей, и человеческие. И те, и другие законы требуют повиновения, так как законное и справедливое - одно и то же. Сократ собственной смертью показал пример законопослушности. Приговоренный к смерти афинским демосом (народом), он отказался от предложенного ему плана побега, ссылаясь на то, что общество может погибнуть, если судебные решения не будут иметь никакой силы.
Платон (427—347 гг. до н. э.)
Всю жизнь Платон рассматривал проблемы государственно-политического устройства.
Государство - это своеобразный мир, противоположный демократии, вытекающий из установлений Солона. Вместо того, чтобы быть основанным на равенстве граждан, на равенстве их политических прав в народном собрании, оно основано на неравенстве, определенном самой природой, являющемся следствием неравенства образа жизни людей и тех занятий, которые им свойственны. «Мы положили, - говорит Платон, - что из дел в городе каждый гражданин должен производить только то одно, к чему его природа наиболее способна.»1
По мнению Платона, идеальное государство можно обосновать, уподобив его телу или душе человека. Трем частям души человека - разумной, яростной и вожделеющей - должны соответствовать три сословия:
Подобное выделение сословий определяется необходимостью разделения труда, ибо каждый вид деятельности требует определенных знаний и навыков. Идеальное государство Платона иерархично. Высшим сословием являются правители, так как они, обладая мудростью, способны обеспечить общее благо. Низшее положение занимают производители.
Справедливость как принцип совершенного государства заключается в том, что каждое сословие занимается свои делом и имеет свое особое положение в общественной иерархии.
1 Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М.:Высш.Шк. 1998
Другая черта идеального государства - аристократическое правление, при котором правят только разумные люди. Способность постичь мудрость, которая передается потомкам путем подбора родителей и длительного обучения "искусству политики", присуща философам. Единство государства может подорвать эгоизм отдельных людей. Платон видел решение этой
проблемы в ограничении потребления только самым необходимым и в упразднении какой-либо собственности и семьи для сословий правителей и воинов. Государство остается идеальным до тех пор, пока каждое сословие занимается своим делом, в чем и выражается, по мысли Платона, справедливость. Однако порча характера правителей и подвластных, необоснованные претензии других сословий (тех, кто не обладает мудростью) на власть приводят к разложению идеального государства и к его последовательной замене более низкими государственными формами. Идеальное государство, реализованное в форме монархии (царской власти) либо в форме аристократии (правления философов), вырождается в власть воинов, затем в олигархию (власть немногих, которую Платон понимает как плутократию - господство богатых). Чрезмерное имущественное неравенство вызывает возмущение народа, что приводит к утверждению демократии, которая затем заменяется наихудшим государством - тиранией. Круговорот государственных форм завершается возвращением в идеальное состояние. Но сам Платон не раскрывает механизма облагораживания тирании. Демократию он также рассматривает как несовершенную форму государства, что, видимо, было продиктовано неприятием греческим мыслителем ее практического воплощения в афинском полисе: решения народа не всегда были мудры, демократическими процедурами часто пользовались авантюристы для прихода к власти. Аргументируя свое отношение к демократии, философ высказывает проницательную мысль об опасности чрезмерной свободы, ибо из крайней свободы может родиться жесточайшее рабство. История знает примеры, подтверждающие этот прогноз.
В проекте идеального государства Платона прослеживаются контуры тоталитаризма: приоритет государства над индивидом, наличие цензуры, организация жизни по плану, установленному правителями, единообразие в жизни всех граждан, регламентация всех ее сторон, включая интимную жизнь. Но в наследии Платона есть немало положительных идей. Для своего времени он высказал смелую идею о равноправии женщин, считая, что достойнейшие из них могут стать правителями.1
И «Государство», и «Законы» утопичны, т.к. изложенные в них проекты несбыточны. Платон чувствовал, что греческая цивилизация приходит в упадок. Смириться с этим он не мог, а выход представлялся ему только в форме возврата к прошлому, к прежним добродетелям. Его аристократическое правление философов и стражей - воспоминание о родовой аристократии, о героических временах, оттуда пошли идеи единства, общности имуществ.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Аристотеля считают основателем политической науки. Политические взгляды нашли наиболее полное и систематическое выражение в работе «Политика», а также «Афинская политика», «Этика». Политику Аристотель понимал значительно шире. Она включала и этику, и экономику.
Государство - творение природы, продукт естественного развития. Человека Аристотель называл «животным политическим», т.е. общественным. По его утверждению, существует несколько ступеней объединений, которые люди создают последовательно, в своем естественном стремлении к общению. Первое - семья, состоящая из мужчины, женщины и их детей. Далее - расширенная семья - несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями. Полис - высшая форма объединения. Цель полиса - благо граждан.2
1,2 История политических и правовых учений. Учебник ; МГУ Юрид. факультет под ред. О.Э. Лейста.- М: Зерцало – М.2002
Единство власти и территории - целостность полиса.
Нахождение полиса под властью одного правителя, имеющего одну конституцию.
Распространение власти в полисе на свободных и равных граждан.
Рабовладение (по Аристотелю) было естественным и неизбежным. Но Аристотель считал недопустимым порабощение греков греками в результате захвата в плен или за долги, что было тогда нормальным явлением.
Общность имущества философ
считал противоестественным: «Человеку
свойственно больше всего любить
самого себя». Частная собственность
- следствие себялюбия, это добродетельное
начало и стимул к труду. То, что
выгодно гражданину, выгодно и
полису, богатство граждан