Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 22:18, контрольная работа
Политология как наука изучает одну из важнейших сфер жизнедеятельности людей – политическую. Политика с древних времен была средством преобразований в человеческом обществе. Роль и значение политики усиливается в периоды радикальных преобразований общественной системы. Без четких представлений о политическом мире человек не сможет в полной мере осознать свои гражданские права и свободы, понять свою ответственность перед государством, увидеть возможность использования политической власти для реализации своих собственных интересов.
Введение.
1. Понятие, происхождение и природа политики. Структура и содержание политики. 2
2. Функции политики. Классификация политики. Характеристика основных разновидностей. 6
3. Взаимосвязь политики и других сфер общества. Влияние политики на общественное развитие. 12
Заключение.
Список литературы.
«Политика
и ее роль в развитии общественной
жизни»
План.
Введение.
1. Понятие, происхождение и
2. Функции политики. Классификация политики.
Характеристика основных разновидностей.
6
3. Взаимосвязь политики и других сфер
общества. Влияние политики на общественное
развитие. 12
Заключение.
Список литературы.
***
Политология как наука изучает одну из
важнейших сфер жизнедеятельности людей
– политическую. Политика с древних времен
была средством преобразований в человеческом
обществе. Роль и значение политики усиливается
в периоды радикальных преобразований
общественной системы.
Без четких представлений о политическом
мире человек не сможет в полной мере осознать
свои гражданские права и свободы, понять
свою ответственность перед государством,
увидеть возможность использования политической
власти для реализации своих собственных
интересов.
Предмет политологии тесно связан с предметом
юридических наук. Имея общие интегральные
знания о политике, ее взаимодействия
с личностью и обществом, мы расширяем
свои познания правовой действительности,
развиваем в себе, как в будущих юристах,
способность к анализу правовых явлений
с общегуманитарных позиций с учетом политических
концепций и методов.
Рассматривая политологию как науку о
политике, власти, политических системах
и процессах, мы не можем обойти вниманием
такую важное явление как сама политика.
Прежде всего, необходимо уяснить значение
этого термина, происхождение, сущность
и основные черты политики; раскрыть типы,
виды и разновидности политики, характер
взаимодействия с другими сферами общества
– экономикой, правом, моралью; выявить
функции политики, объясняющие влияние
политики на поиск и выбор путей, на направление
и ход общественного развития – все то,
что обуславливает значение и роль политики
как общественного явления.
^
1. Понятие, происхождение и природа политики. Структура и содержание политики.
В научный оборот термин "политика"
ввел древнегреческий философ Аристо
Если в политическом управлении небольшими
городами-государствами непосредственно
участвовали все граждане, то в гигантских
нациях-государствах, пришедших на смену
полисам, согласование разнородных интересов
различных групп осуществлялось правящей
элитой и опиралось на искусство достижения
и умелого использования государственной
власти. Не случайно уже в 1515 году итальянский
общественный деятель, политический мыслитель,
ученыйНиколо Макиавелли (1469
-1527) определял политику как «совокупность средств,
которые необходимы для того, чтобы прийти
к власти и полезно использовать ее...» Итак, политика
есть обращение с властью, заданное обязательствами
и зависящее от могущества властителя
или народа, а также от текущих ситуаций.
В.И. Даль дает следующее определение: “политика” — это
наука государственного управления, виды,
настроения, цели государя, образ его действий,
нередко скрывающий цели. Политик — это
умный, ловкий (не всегда честный) государственный
деятель, умеющий “наклонять дела в свою
пользу, кстати молвить' и вовремя смолчать”1 .
По мере роста разнообразия интересов
и усложнения форм человеческой деятельности
содержание политики оказывалось все
более размытым, поскольку целеполагающее
и упорядочивающее воздействие уже не
ограничивалось государственно организованной
деятельностью, но проникало и в сферу
взаимодействия свободных индивидов по
вопросу реализации их частных интересов.
Это дало повод немецкому социологу Максу Веберу (1864
- 1920) заметить, что политика "имеет чрезвычайно
широкий смысл и охватывает все виды деятельности
по самостоятельному руководству. Говорят
о валютной политике банков, о дисконтной
политике Имперского банка, о политике
профсоюза во время забастовки; можно
говорить о школьной политике городской
и сельской общины, о политике управления
руководящего корпорацией, наконец, даже
о политике умной жены, которая стремится
управлять своим мужем"2. И в широком смысле слова, по
замечанию М. Вебера, политика “означает стремление
к участию во власти или оказанию влияния
на распределение власти, будь то между
государствами, будь то внутри государства
между группами людей, которые оно в себе
заключает” 3.
Так, не следует считать сферу политического
ограниченным лишь государственным управлением,
поскольку часто негосударственные структуры
имеют не меньше, а подчас даже больше
власти и влияния, как, например, различные
лоббистские группы, средства массовой
информации. Кроме того, узко прагматическое,
прикладное понимание политики оставляет
вне поля зрения ее ценностные, смысловые
начала. Вероятно, для выявления целостного
понимания политики следует рассмотреть
процесс ее формирования как важного социального института.
Политика как сфера деятельности по руководству
обществом входит в жизнь каждого человека
достаточно рано. «Если бы люди были ангелами,
- как-то заметил один из авторов Конституции
США 1787 года Дж. Мэдисон (1751
- 1836), - то не требовалось бы никакого правительства».
Однако до тех пор, пока разум человека
подвержен ошибочным суждениям и человек
свободен пользоваться им, а в обществе
существует "неравное распределение
богатства", различия во мнениях неизбежны.
Они становятся причиной раздоров и конфликтов.
Согласовывать несовпадающие интересы
групп, отдельных индивидов, обеспечивать
целостность общества как жизнеспособной
системы призвана политика.
Итак, современное понимание политики многозначно.
В международном словаре Уэбста политика
определяется как:
И все же, как указывают американские
политологи Т. Маргштадт и П. Шоттен: “Хотя
политическая деятельность может быть
представлена на многих уровнях, феномен,
называемый “политика”, обычно наиболее
значителен на уровне “нации — государства”.
В отличие от других социальных институтов
(например, морали) политика служит удовлетворению
не личных потребностей, а общезначимых и
групповых интересов, реализация которых
невозможна без власти государства. Стало
быть, появление специальных институтов,
обладающих возможностью обеспечить общеобязательные
формы социального поведения для всех,
вызвано тем, что удовлетворение потребностей
одной группы (например, повышение зарплаты,
снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет
за собой ущемление интересов и социального
положения других слоев населения. Взаимодействия
групп, общностей приобретают политический
характер тогда, когда становится очевидным,
что их притязания не могут быть реализованы
без вмешательства государства.
И действительно, смысл слова “политика”
лучше всего выражает его этимология:
греч. politike — искусство
управления государством. Политика есть
особого рода деятельность, регулирующая
отношения членов общества, объединенных
в различные социальные группы и классы,
с целью сохранения определенной общественной
структуры и организации, а также с целью
ее дальнейшего развития и совершенствования
в интересах как правящего класса, так
и общества в целом. Политика есть участие
в делах государства, направление
государства, определение форм, задач,
содержания деятельности государства.
В общем, политику как сферу взаимодействия
различных групп, реализующих свои интересы
с помощью институтов политической власти,
можно представить как взаимодействие
трех систем, отразившихся в различных
подходах к пониманию сущности политики: мотивационной (
Появление политики как общественного
явления связано с процессом усложнения
социальной жизни, обусловленного постоянным
развитием человеческих потребностей
и общественного разделения труда. Дифференцированная
структура интересов и потребностей, прежде
всего по признакам собственности, престижа
профессии, классовым различиям, разрушала
некогда монолитное единство первобытных
обществ и требовала развития средств
регуляции социальных взаимоотношений.
Собственно там и тогда, где и когда нет
естественного согласия, но существует
потребность в согласованном поведении,
возникает политика.
^
2. Функции политики. Классификация политики. Характеристика основных разновидностей.
Значение и роль политики как
социального института
В идеале общество представляет собой
сбалансированную и внутренне согласованную
систему взаимодействия различных сфер
жизнедеятельности человека. В каждой
сфере конкретные потребности реализуются
с помощью органически присущих ей методов.
Однако в традиционных или переходных
обществах незрелость отдельных сфер
компенсируется чрезмерным влиянием политики.
Выполняя не свойственные ей функции,
политика влияет на то, что сокращаются
возможности самореализации личности.
В современных обществах политика выполняет
следующие наиболее значимые функции,
способствующие нормальному развитию
общества:
Политика представляет собой многообразное
явление, поэтому классифицировать
ее можно по нескольким основаниям. ^ Общая классификация политики по четырем основным
основаниям представлена на схеме:
Я приведу общую характеристику нескольких
разновидностей политики.
^
3. Взаимосвязь
политики и других сфер
Целостность и поступательность общественного
развития достигается при взаимодействии
политики с другими сферами
Идею обусловленности
политики имущественным и социальным
неравенством обосновал еще Аристотель.
Политика тогда еще не выделялась как
самостоятельная сфера и включала в себя
все формы взаимодействия личности и общества.
После отделения государства от гражданского
общества политика взаимодействует с
другими сферами как самостоятельное
образование. Традиция экономической
обусловленности политических отношений
в последствии развивалась, и теоретическая
платформа экономического детерминизма,
лишая политическую сферу самостоятельности,
относя ее к производной от отношений
собственности, интересов экономически
господствующих классов, была доведена
до крайности в идеях марксизма.
Противоположную позицию занимают приверженцы
той идеи, что политика является самостоятельной
сферой, не подвластной воздействию других
социальных факторов. Теоретики макиавеллистической
школы настаивали на том, что политическая
власть есть самый важный созидательный
и преобразующий инструмент.
Более взвешенным и реалистичным представляется
подход сторонников «теории развития»,
согласно которой действительная динамика
политических изменений рассматривается
посредством анализа всех экономических,
социальны, культурных и др. факторов,
влияющих на политическую жизнь и на собственно
политическое развитие.
В современной жизни политика тесно переплетается с
экономикой. Общеизвестно, что политика
и экономика являются фундаментами всей
системы общественных связей. Политика
глубоко опосредована экономической сферой,
экономическими отношениями и экономическими
интересами общества. В свою очередь, воздействие
политики на экономическую жизнь общества
существенно и многогранно.
Вопрос о взаимосвязи экономики и политики
глубоко проанализирован в известной
работе К.Поппера «Открытое общество и
его враги». Согласно позиции К.Поппера,
политическая власть имеет фундаментальный
характер, она может контролировать экономическую
мощь. Благодаря ей можно разработать
программу защиты экономически слабых,
создать законы, ограничивающие эксплуатацию,
застраховать рабочих на случай потери
трудоспособности, безработицы и старости
и т. д. Другими словами, политическая власть
служит ключом к экономической защите,
она и присущие ей способы контроля —
самое главное в жизни общества.
Рынок далеко не идеальный механизм функционирования
экономической жизни. Прямое или косвенное
воздействие политики на рынок и цены
в той или иной степени всегда необходимо.
Хотя вопросу взаимосвязи политики и экономики
в отечественной науке традиционно уделяется
главное внимание, это отнюдь не означает,
что взаимосвязь политики с другими сферами
жизни общества менее существенна с научной
точки зрения или имеет меньшее значение
в реальной жизни общества.
Политика
неотделима от права, нормы которого
регулируют политические отношения, устанавливают
правила «политической игры», определяя
рамки деятельности как правящей элиты,
так и управляемого большинства. Само
право в свою очередь является сложным
феноменом, порождением существующей
в том или ином обществе культуры, религии,
традиций, интересов правящей элиты, влияния
мирового сообщества и т.д. Выступая продуктом
деятельности государства, политики право
в то же время служит ее регулятором.
Важную роль в регулировании политической
жизни общества играют нормы
морали, существующие в обществе представления
о добре и зле, о тех ценностях на основе
которых должна строиться жизнь любого
человека. Субъекты политики в своих действиях
руководствуются имеющимися у них представлениями
о добре и зле, справедливом и несправедливом,
прекрасном и безобразном. Эти нравственные
нормы задают направленность действиям
участников политической жизни. На практике
взаимодействие политики и морали редко
когда строится на какой-то одной из этих
норм, скажем, добре, справедливости и
прекрасном, - такой вариант можно было
бы считать идеальным. В реальной жизни
зачастую оказывается, что даже самые
честные и благородные люди, попадая в
политику, утрачивают свои лучшие качества,
деградируют сами и ведут к деградации
других. Более точно соотношение политики
и нравственных качеств политика отражает
издавна известная формула: каковы конкретные
люди, делающие политику, такова и политика,
проводимая ими. Не случайно те или иные
исторические эпохи мы называем именами
конкретных политиков (эпохи Цезаря, Петра
I, О. Бисмарка, В. И. Ленина, И. В, Сталина,
Дж. Кеннеди, М. С. Горбачева и т. д.), подразумевая
вполне определенный характер этого соотношения.
Однако во взаимоотношениях политики
и морали одинаково опасны две крайности.
Во-первых, когда политика (на основе глобальных
и часто утопических целей или классовых
интересов) полностью подчиняет себе нравственные
нормы и ценности. При этом интересы и
потребности личности не являются значимыми
по сравнению с устремлениями нации, партии,
общества в целом. В результате этого устанавливаются
тоталитарные режимы.
Вторая крайность выражается в слиянии
политики и морали, когда политика теряет
свои динамизм и эффективность, потому
как политика всякий раз соизмеряется
с нравственными нормами общества. Нравственный
максимализм опасен отрывом политики
от реальности.
Сама мораль во многом зависит от существующей в
обществе религии. М.Вебер показал,
какую исключительно важную роль в возникновении
капиталистического общества и демократических
институтов сыграла религиозная Реформация
и явившаяся ее следствием протестантская
этика. Более того, роль религии в политической
жизни общества не ограничивается только
выработкой тех или иных моральных ценностей.
Религия способна утверждать в общественном
сознании и определенные идеологические
представления о политике (о соотношении
духовной и светской власти, обязанностях
государства и т.д.), она может сама претендовать
на роль универсальной политической доктрины,
а церковь – на роль политической элиты,
как это происходит в исламском фундаментализме.
В целом можно сказать, что политическая
сфера, политическая жизнь, будучи относительно
самостоятельной формой человеческой
жизни, органически связана сложными функциональными
взаимосвязями со всеми остальными формами
общественной жизнедеятельности, взаимодействуя
с которыми влияет на развитие общества.
***
Итак, политика является неотъемлемым
компонентом человеческой цивилизации:
без нее не возможны социальный прогресс,
существование общества и личности. Социальное
назначение политики состоит в том, чтобы
ориентировать общественное развитие
на утверждение справедливого социального
порядка, ограничение государственного
принуждения и обеспечение приоритета
прав человека. Однако политика служит
благу общества лишь в том случае, если
познаны законы ее развития; если действуют
механизмы, ограничивающие ее деструктивное,
разрушающее влияние на общество, человека.
Двойственность политики выражается в
том, что она является как инициатором
всех начинаний и свершений, устанавливает
порядок и справедливость, так и с ее помощью
часто твориться произвол, унижается человеческое
достоинство, попираются права и свободы
людей. Политика, как заметил М. Дюверже,
- это «двуликий Янус».
Литература:
Информация о работе Политика и ее роль в общественном развитии