Политика и ее роль в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:27, реферат

Описание работы

Одной из значимых сфер жизнедеятельности людей в обществе является политика. Политика как явление общественной жизни основательно изучается многими науками: философией, политологией, социологией, историей, психологией, культурологией. Все эти науки, (естественно, каждая в соответствии со своим предметом исследований), представляют систему знаний, в которой определяется содержание, характер и формы политической деятельности и политических отношений, способы организации и осуществления общественной власти, возможные и действительные средства политического выбора и ориентаций людей. Конечно, серьезный анализ политики возможен лишь при определенном отстранении от существующей политики

Содержание работы

Введение с.3-7
Наука о политике с.8-10
Политическая жизнь общества с.11-12
Функции политики с. 13-15
Политическая система общества с.16-18
Функции политической системы с.19
Политические режимы с.20-23
Заключение с.24-25
Список литературы с.26

Файлы: 1 файл

Реферат - Политика и ее роль в жизни общества.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Наука о политике

Политическая наука  занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества.

Элементы политических знаний зародились еще в Древнем  мире. Своеобразным было понимание  политических процессов в Древнем  Египте, Индии, Китае. Дошедшие до нас  «Законы Хаммурапи» (середина XVIII века до н.э.) свидетельствуют о том, что  политическая жизнь уже в тот период была относительно развитой: имелось соответствующее административное деление общества, государственность, законодательство.

Наиболее глубокое в  Древнем мире теоретическое понимание  политики принадлежит греческим  философам и политологам. Само слово «политика» древнегреческого происхождения («полис» – город, государство). Греческий ученый Платон (IV в. до н.э.) в своем труде «Государство» предпринял попытку сконструировать идеальное общественное устройство. Он считал, что если закон не будет иметь силы и находиться под чьей-то властью, то государство погибнет. Его ученик Аристотель предпринял попытку разработки следующих политических категорий – государства, власти, частной собственности. Развивая идеи Аристотеля, историк и политический деятель Полибий (ок. 200-120 до н.э.) выдвинул идею разделения властей – власти царя, власти народа и власти старейшин.

Деятель эпохи Возрождения  Николо Макиавелли (1469-1527) освободил  политическую науку от религиозно-этической  формы, уподобил политические процессы природным фактам, поставил в центр политических исследований проблему государственной власти и подчинил политическую мысль решению реальных практических задач.

В XVII веке в политику была привнесена идея «естественных прав»: свобода в убеждениях и действиях, обладание собственностью, равенство, гарантии от произвола. Концепция «общественного договора» провозглашала первоэлементом всего социального мироздания автономно существующего индивида. Совокупность индивидов, вошедшая в процессе эволюции в гражданское состояние, ради избежания неудобств и опасностей существования заключила внутри себя договор и таким путем создала государство.

Выразителями концепции  «естественного права» и «общественного договора» были представители нескольких европейских стран: Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Ф. Прокопович, Д. Дидро и др. 
В XIX в. крупный вклад в развитие политической теории внесли представители либеральной политической теории А. Токвиль и Дж. Милль. 
Современный облик политология приобрела во второй половине XIX в. в связи с прогрессом социологических знаний. Научному исследованию присущи аргументированность, системность и доказательность.

 Политическая наука  складывалась как относительно  самостоятельная область обществознания, призванная всесторонне исследовать политику, политическую жизнь, политическую сферу общества и мирового сообщества на теоретическом и на эмпирическом (прикладном) уровне.  
В начале XX века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершился.

Политология – это наука о политике, о конкретно-исторических политических системах, об их структуре и механизме их функционирования и разнообразные методы, применяемые политической наукой, позволяют глубоко и всесторонне познать ее предмет.

Среди традиционных –

• исторический метод, т.е. описание личностей, событий, политических кризисов и внешней политики в хронологическом порядке

• описательный, т.е. описание государственных органов, их функций, структуры, роли, которую они играют в политической жизни

• институциональный  метод придает особое значение изучению формальных государственных структур, таких, как исполнительные, законодательные, судебные органы, административные учреждения и т.д.

• сравнительный метод  предполагает сопоставление однотипных политических явлений: политических систем, партий, электоральных систем и т.д.

• социологический подход предполагает выяснение зависимости  политики от общества, социальной обусловленности  политических явлений, в том числе  в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

• психологический метод  ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психологических  процессов и типичных механизмов психологических мотиваций.

Вторая группа методов  носит инструментальный характер и  относится к организации и  процедуре познавательного процесса. Это

• анализ и синтез

• индукция и дедукция

• сочетание исторического и логического анализа

• мысленный эксперимент

• моделирование

• математические и кибернетические методы

Третью группу изучения политической жизни составляют эмпирические методы, т.е. получение первичной  информации о политической жизни. К ним относятся

• использование статистики

• анализ документов

• анкетные опросы

• лабораторные эксперименты

• теория игр

• наблюдение, осуществляемое исследователем

В политической науке  до конца XIX в. преобладали нормативные  знания. Главные усилия были сосредоточены  на поиске идеального политического устройства, обеспечивающего максимальное общественное благо или же наилучшую реализацию присущих человеку естественных прав. Нормативные знания и сегодня составляют важную политическую часть политической науки. Исходя из общечеловеческих ценностей, эта наука дает оценку политическому строю, политическим институтам, методам управления, способов разрешения социальных конфликтов и т.д. Дескриптивные знания представляют собой научное описание реальных событий и фактов. Казуальные знания раскрывают причинно-следственные связи между различными социальными и политическими явлениями. 
Политология выполняет такие функции, как

• оценочная

• политическая социализация, формирование гражданственности,

политической культуры населения

• рационализация политической жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическая  жизнь общества 

 

Политическая жизнь  — это форма и способ функционирования политики. Политическая жизнь в обществе представляет собой множество действий и взаимодействий людей, в которых  воспроизводятся отношения политической власти, реализуется участие различных сил в борьбе за право участвовать в осуществлении государственной власти, выражаются и защищаются интересы различных социальных и политических групп, развиваются процессы объединения людей в политические организации.

Политическая жизнь  — это способ функционирования политики, так как только в действиях и взаимодействиях людей  воспроизводятся все основные элементы объективной политической реальности. Отношения политической власти могут  существовать только если в обществе есть люди, которые своими действиями демонстрируют желание преследовать определенные цели, использовать ресурсы власти, добиваться подчинения других людей, которые в свою очередь готовы  подчиняться и реализовывать эту готовность в соответствующих действиях.

Политическая жизнь  в современных обществах многообразна и насыщена. Глава государства  принимает ответственные решения, депутаты парламента проводят слушания законопроекта, партийные активисты  собираются на съезды, простые люди выражают недовольство политикой правительства — вот  лишь некоторые штрихи каждодневной политической жизни современного общества. Многообразие политической жизни связано, во-первых, со сложностью институционального поля политики в современном обществе, т.е. с наличием разнообразных политических институтов, которые ориентируют людей на совершение различных политических действий; во-вторых, со  сложностью мотивационной структуры современных людей, так как участники политической жизни имеют несовпадающие интересы, предпочтения, ценностные ориентации, что делает  их политическое поведение необычайно разнообразным.

По своим формам политическая жизнь может быть либо спокойной, развивающейся в рамках сложившегося нормативного порядка, либо характеризоваться резким увеличением действий, выходящих за рамки закона, противостоянием и конфликтностью политических сил. В первом случае обеспечивается воспроизводство отношений политической власти, стабильно функционируют политические институты, поддерживается целостность общества и политическая стабильность. Во втором случае происходит ломка старых отношений поли-

ческой власти, создаются  новые политические институты, общество лихорадит от групповых конфликтов, действия любой часто беспорядочны и хаотичны и даже могут приобрести характер массовых кровавых столкновений.  

Главные вопросы политической жизни России - вопрос о путях, темпах обновления всех сфер жизни общества, последовательности преобразований. Члены  различных партий и других политических организаций активно занимаются политической деятельностью. Они проводят собрания, конференции для обсуждения своих целей и задач, которые бы наиболее полно отражали интересы различных общественных групп и всего народа; для определения способов влияния на политику государства; для решения вопроса об участии в работе органов власти; организуют митинги к другие массовые мероприятия; распространяют печатные издания для разъяснения своих целей; выдвигают кандидатов в депутаты различных органов власти и ведут агитацию за них, стремясь получить поддержку возможно большего числа людей; высказывают свое отношение к государству и правительству; собирают подписи под обращениями в государственные органы. Политическими деятелями должны становиться люди высокой общей и политической культуры, целеустремленные и волевые, с организаторскими способностями, а главное - искренне стремящиеся к общественному благу, страстно желающие другим людям добра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции политики  

 

Теперь нам предстоит  объяснить, почему люди постоянно воспроизводят политические отношения, и как последние влияют на развитие общества. Для этого обратимся к методологии функционального анализа, который утверждает, что часть более сложной системы должна выполнять функции значимые, полезные для целого. Иными словами, нам предстоит выделить те функции политики, которые способствуют сохранению целостности общества. Их можно интерпретировать и как своеобразные императивы, требования, предъявляемые обществом к политике (для чего нужна обществу политика?), и как необходимые условия, обеспечивающие поддержание целостности общества (что может дать политика обществу?).

Первая функция политики — редистрибутивная, или функция перераспределения общественных благ с учетом как групповых интересов, так и интересов всех членов общества. Они является одной из старейших. Уже в примитивных обществах существовала система сбора прибавочного продукта для покрытия затрат на обеспечение различных общественных работ, для создания страхового фонда и массовых раздач в голодные периоды, для персонального потребления правителей и их приближенных. В настоящее время эта функция в системе политических властных отношений выполняется специализированными государственными органами через процессы формирования и распределения государственного бюджета.

Вторая функция политики — поддержание институционального единства и целостности общества. Напомним, что главным отличием общества от родоплеменной общины является то, что в его рамках люди перестают жить общими делами. В общине, если что-то происходит — об этом знают все, если что-то надо сделать — делают всем миром. В общества люди начинают отдаляться друг от друга: земледельцы пашут, горожане занимаются ремеслом и торговлей. Чем интенсивнее развивается общество, тем больше оно дифференцируется.

Люди, живущие в разных городах, занимающиеся разными ремеслами, обычно замыкаются на своих частных или  групповых проблемах, у них возникают  разные интересы, предпочтения, устремления. Удержать этих людей в рамках единого  территориального и социального пространства может только политическая власть.

Читая исторические источники, посвященные ранним периодам становления  обществ и средневековью, вы обязательно   

найдете описания завоевательных походов или иных «усмирительных» акций. Однако не только насилие противопоставляет власть центробежным тенденциям в обществе. Главное заключается в том, что субъект политической власти обретает право на формирование, изменение и поддержание нормативного порядка в обществе.

Нормы, регулирующие поведение  индивидов, возникают в . обществе повсеместно: в семье, в группе, в трудовом коллективе. Они вырабатываются в ходе взаимодействий индивидов и существуют в виде традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, моральных запретов и нравственных требований. Специфика всех этих норм заключается в том, что они создаются самими участниками взаимодействия, и контроль за их выполнением осуществляется ими же.

В рамках политических властных отношений возникает особый вид нормотворчества — институт права, — отличающийся предоставлением исключительных возможностей создавать нормы, регулирующие поведение, субъекту государственной власти; обязательным характером этих норм для всего населения; возможностью применения субъектом власти санкций в отношении тех, кто не соблюдает эти нормы. Благодаря институту права создается единое нормативное пространство, которое, не устраняя групповых различий, обеспечивает институциональное единство общества. Отношения политической власти создают те необходимые условия, без которых институт права не смог бы эффективно функционировать, а следовательно, не смог бы сложиться единый нормативный порядок, скрепляющий многообразные, разноплановые институциональные образования, организации, группы.

Информация о работе Политика и ее роль в жизни общества