Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:47, реферат
Главной особенностью современных процессов глобализации является огромный рост масштабов использования новых информационных технологий в нашей жизни. Особая роль в этом процессе принадлежит глобальной сети Интернет, которая уже активно используется в политической жизни общества. Без информационных технологий функционирование современных демократических институтов может быть сильно затруднено.
В Германии в том же году был принят закон об информационных и
коммуникационных услугах (Informations und Kommunikationsdienste Gesetz) в котором определен статус цифровой подписи, введены поправки в уголовный кодекс, в законы о запрете на распространение морально вредной для юношества информации, охране авторских прав .
Во Франции создан официальный сайт Хартии Интернет (Charte de
l'Internet), в которой определяются принципы добровольных обязательств
пользователей и создателей информационных услуг и продуктов, связанных с Интернетом.
В США с инициативами государственного регулирования Интернет технологий выступала еще Администрация Б. Клинтона. Речь шла о создании Интернета следующего поколения (Next Generation Internet), концепция которого предполагает не только значительно более высокие скорости передачи информации, но и развитие интерактивных услуг в общенациональном масштабе . Подчеркивалась ведущая роль государства в организации научных исследований и разработок, в создании технологий для сети следующего поколения.
В докладе Федеральной комиссии США по связи "Цифровое торнадо: Интернет и телекоммуникационная политика" (Digital Tornado: the Internet and Telecommunications Policy, March 1997) дается анализ правовых, экономических и социальных проблем, связанных с Интернетом. В работе подчеркивается необходимость не обременять Интернет ненужным государственным регулированием и воздействием. Именно ограниченным государственным вмешательством в развитие Интернета объяснятся его быстрый рост.
В связи с этим, уместно привести позицию американского политолога
Р.Лайтена по данной проблеме. В работе "Право и политика в век Интернета" он попытался дать ответ на вопрос, по каким основаниям государство должно строить свою политику в отношении Интернет-революции в современных условиях. Лайтен высказывает сомнения относительно того, что сетевые проблемы могут быть решены исключительно с помощью государственного вмешательства. На основе комплексного анализа он приходит к выводу, что государству следует делать ставку на использование рыночных механизмов и высоких технологий, вмешиваясь только в том случае, если последние в конкретной ситуации оказались недееспособны и положение может быть исправлено при помощи государственного регулирования в какой-либо конкретной форме.
Вообще, в политической науке известны три различных ответа на вопрос
следует ли государству устанавливать правила для сети интернет, аналогичные тем, что существуют в оффлайн-мире, или оно должно дать возможность рыночным механизмам и развивающимся высоким технологиям доказать свою способность решать эти проблемы.
Первоначально политики и ученые придерживались мнения, согласно которому Интернет должен оставаться сферой, свободной от регулирования. Сеть рассматривалась как идеальный образец беспланового, частного, инновационного сегмента экономики, польза от которого может быть уничтожена незрелым и неподготовленным государственным вмешательством.
Второй подход – интервенционистский - опирается на тезис о том, что
Интернет имеет слишком большое значение, чтобы остаться вне сферы
регулирования. Аргументы здесь таковы: правила в Интернете устанавливают не законодатели, а составители программ ("кодов"); "коды" накладывают на пользователей больше ограничений, чем политика в реальном мире и, если государство не будет вмешиваться, оно выпустит Интернет из-под контроля и будет вынуждено капитулировать в борьбе с составителями "кодов".
Наконец, третий подход можно обозначить как прагматический. Он
предполагает, что проблемы должны решаться с помощью рыночных и технологических механизмов в комбинации с государственным вмешательством, сущность которого должна зависеть от природы конкретной политической проблемы. Данный подход, конкретизированный в рассуждениях Р.Лайтена, на мой взгляд, представляется наиболее перспективным. На его основе уже построен ряд законопроектов, находящихся на рассмотрении в Конгрессе США.
Так, Проект закона о защите Интернета (Internet Protection Act)
предложенный с целью поддержки быстрейшего технологического и коммерческого развития Интернета, прямо указывает на то, что политика США должна опираться на частные инициативы и максимально избегать государственных ограничений и надзора за действиями в Интернете. Отмечается, что регулирование информационных услуг не служит общественным интересам.
В качестве примера можно привести также Проект закона о безопасности и свободе через шифрование (Security and Freedom Through Encryption Act of), который предполагает свободу использования и продажи средств шифрования и установление запрета на обязательный доступ к ключам шифрования со стороны государственных структур. Предлагается признать законным использование шифрования независимо от используемых алгоритмов, длины кода, технологий и средств шифрования. Никого нельзя обязать передать ключи шифрования другому лицу, кроме как в случае проведения расследований в соответствии с установленной законом процедурой.
Между тем, очевидными
остаются основные проблемы, с
которыми приходиться иметь дело
государству в сфере
- защита частной сферы (до сих пор никто не может гарантировать, что
информация частного характера, предоставляемая гражданами онлайн-
структурам, будет недоступна для какой-либо третьей заинтересованной
стороны);
- защита интеллектуальной собственности (речь идет о разработке
программ, с помощью которых можно распространять аудио- и видеозаписи через Сеть таким образом, что дальнейшая их передача пользователям, не заплатившим владельцу, будет заблокирована).
- налогообложение (смысл этой проблемы в том, как обеспечить условия
честной конкуренции торговли в Сети и в реальном мире, путем выработки механизмов, которые позволят подчинить виртуальные супермаркеты нормам федерального и местного налогового законодательства);
Кроме того, огромную важность имеет проблема юрисдикции в Сети. Сегодня в сознании рядовых пользователей прочно укрепляется двойной стандарт: законы должны соблюдаться, но только не в сети. Текущая ситуация раздвоения реального и виртуального мира таит в себе колоссальную опасность. Причины ее многогранны и их можно условно разделить на: технические, социально- психологические и правовые.
К первым можно отнести влияние природы информации на электронных носителях (электронные данные в нашем материальном мире выглядят чрезвычайно изменчивыми и нестабильными), колоссальные массивы данных и "текучесть" информации в сети Интернет, а также незащищенность протоколов обмена информацией.
Социально-психологическими
причинами процесса становления
двойного стандарта являются
отсутствие понимания места
и роли Интернет в
человеческом обществе и эфемерный
статус автономности личности,
дающий возможность
Примечательно, что
в принципе не существует
никакого органа, который устанавливал
бы правила коммуникации в
интернет. Напротив, сеть управляется
структурами, часто независимыми
от каких бы то ни было
правительственных учреждений. Каким
законодательством будут регулироваться
вопросы защиты частной сферы,
интеллектуальной
В длительной перспективе
отчетливо вырисовывается необходимый
алгоритм действий. Государства
должны приложить максимум усилий
для гармонизации своих
Подводя итоги анализа взаимодействия Интернета и политики в современном мире, мы можем сделать вывод о том, что на сегодняшний день Интернет- технологии предоставляют политической сфере огромные возможности. Эти возможности связаны, главным образом, с изменением характера самой политической коммуникации.
Основываясь на разобранном материале можно сделать выводы о том, что в России основными факторами развития сети, в качестве средства политической коммуникации, стали неразвитость инфраструктуры для формирования коммерческого сектора интернет, феномен включенных в медиа-политическую систему сетевых СМИ, а также специфика аудитории и мифологизация интернет- пространства в общественном сознании. В результате, интернет в России оказался включенным в существующую систему обмена информацией, выступив в качестве нового коммуникативного инструмента, который позволил нашей стране быстро преодолеть отставание от «цивилизованного мира» и выстроить свою модель «онлайновой» коммуникации между обществом и властью.
Список использованной литературы
1. Агамирзян И.Р. Мировой опыт реализации концепции электронного
правительства // Технологии информационного общества - Интернет и
современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции.
СПб. 2002.
2. Белкин С., Воронин В., Устименко С. Интернет и власть// Власть. 1999. №9
3. Данилов Д. Интернет как инструмент политического PR // Мир Internet.
Спб. 2001. №10
4. Дмитриев А.В., Латынов В.В., Яковлев И.Г. Политика, политология, интернет. М., 2002.
5. Докторов Б. Российский политический Интернет // Петербургский журнал
социологии. 1999. № 2