Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 16:47, реферат
Соотношение политики и морали – это проблема, которая вызывала и вызывает многочисленные дискуссии в литературе. Обсуждение этой темы имеет весьма солидную традицию. В различные исторические эпохи с той или иной степенью актуализации и проблематизации те или иные ракурсы проблемы получили определенное освещение и разработку.
Можно утверждать, что уже в рамках античной философской и политической мысли обозначились некоторые грани, некоторые развороты обсуждения обозначенного вопроса.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие политики и морали ……………………………………….……..4
Мораль и политика: основные концепции……………………………….6
Взаимное влияние политики и морали………………………………….10
Общие черты и различия…………………………………………………12
Заключение ………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………
Введение
Соотношение политики и морали – это проблема, которая вызывала и вызывает многочисленные дискуссии в литературе. Обсуждение этой темы имеет весьма солидную традицию. В различные исторические эпохи с той или иной степенью актуализации и проблематизации те или иные ракурсы проблемы получили определенное освещение и разработку.
Можно утверждать, что уже в рамках античной философской и политической мысли обозначились некоторые грани, некоторые развороты обсуждения обозначенного вопроса. Античные мыслители уделяли большое внимание проблемам наилучшего государства, отдавая предпочтение тем формам политического устройства, которые, по их мнению, являлись в большей мере соответствующими интересам достижения счастья индивидов.
Развивая теоретическую сюжетную линию категорий лиц, допущенных к участию в политической деятельности, Сократ, Платон и Аристотель ставили вопрос о нравственных добродетелях индивидов, наделенных властными полномочиями. Определение и классификация форм государства, рассмотрение механизмов перехода от одной формы правления к другой, размышления об основных принципах полисной организации заключали в себе значительный нравственный подтекст. В целом в рамках античной классики интересующая нас проблема решалась в русле парадигмы «прекрасной нравственности», т.е. предполагалось, что политическое и нравственное находятся в состоянии гармонического равновесия, ибо государство является ни чем иным, как воплощением общего блага. «Все общения стремятся к тому или иному благу, – писал Аристотель, – причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством, или общением политическим».
Политика и мораль – это наиболее сложные отношения политики к нравственным нормам, принятым в обществе. Оба эти понятия представляют собой организационные и контрольные сферы социума, однако, они функционируют в нем по-разному. Мораль призвана сдерживать человека и не давать ему совершать плохих и недостойных поступков. Если обратиться к истории первобытного общества, в нем именно она являлась основным институтом управления небольшими социальными общностями. Когда же начали возникать государства и политические институты, появились уже две системы управления – мораль и политика.
Заметим, что два этих понятия имеют совершенно разные источники для создания управленческой структуры. Так, для морали таковыми являются традиции, обычаи и ценности, то есть она имеет нормативно-ценностную подоплеку. Что касается политики, в ее основе лежат интересы всех общественных групп, которые потом перерастают в законы. Однако бывают ситуации, когда правящая верхушка навязывает обществу те законы, которые защищают только ее интересы, ущемляя все остальные. Помимо этого, политика и мораль имеют еще много различий. Так, моральные требования являются универсальными и не относятся к какой-то конкретно существующей ситуации. Помимо этого, они очень абстрактны по своей сути, потому их порой сложно оценить. Политика же обязана учитывать конкретные общественные условия, которые проявляются в случае развития той или иной ситуации. Ее требования являются достаточно конкретными, потому за их нарушение непременно и постоянно назначается наказание.
Заметим, что соотношение этих двух понятий волновало всех исследователей, начиная с древних времен. Так, Конфуций, Платон, Сократ и Аристотель считали, что хорошие законы еще не гарантируют справедливости в стране, если правитель не обладает соответствующими моральными качествами. Политика и мораль в их видении не разделялась. Впервые теоретически разделить эти два понятия попытался Н. Макиавелли, который утверждал, что каждый человек имеет коварную природу. Потому правитель, когда ему необходимо удерживать власть, способен прибегнуть к использованию любых средств, которые далеко не всегда соответствуют общепринятым моральным нормам. Заметим, что тоталитарные режимы зачастую применяют именно аморальную и безнравственную политику. На первый взгляд она считается очень эффективной и прагматичной, но с течением времени такое положение вещей приводит к развращению общества и политических деятелей. Заметим, что взаимодействие права и морали на различных этапах развития социума происходило по-разному. К примеру, аморальная политика может прикрываться также либералистическими идеями, что было свойственно российской политической ситуации 90-х годов 20 столетия. Средства, которыми пытались внедрить все провозглашенные демократические лозунги в жизнь, были не только безнравственными, но и преступными с точки зрения права. Однако заметим, что управление обществом, которое основывается только лишь на моральных принципах, также утопично. Дело в том, что мораль имеет ограничение в действии с точки зрения времени и пространства. Ведь то, что ранее считалось положительным, потом может жестко критиковаться, то, что для кого-то хорошо, для остальных – плохо. И все моральные принципы очень тяжело «перевести» на язык правовых норм и управленческих решений. Таким образом, политика и мораль – это понятия, которые очень сложно совместить на практике. Как правило, конкретные политические интересы всегда находятся на первом плане. Однако общество должно контролировать правящую верхушку, потому что политика ее рискует стать аморальной.
Если суммировать исторические и современные взгляды на отношение морали и политики, то их можно выразить в следующих основных концепциях:
1. Концепция «параллельных миров». Образно говоря, мораль и политика находятся в параллельных мирах, орбиты которых никогда не пересекаются. Они принципиально независимы и непреодолимо отстранены друг от друга. Их нельзя приблизить друг к другу, как нельзя соединить огонь и воду. Эта теория в своём основании имеет правильную мысль о том, что рассматриваемые формы общественного сознания имеют специфические принципы возникновения и функционирования, не сводимые друг к другу. (Но и из верной мысли можно делать неадекватные выводы). Политика непосредственно выражает противоречивые, прежде всего, экономические интересы социальных общностей; она конфликтна, полемически заострена и если и достигает консенсуса, то опять же ради собственных интересов. Мораль – бескорыстна, как бескорыстно её высшее проявление – христианская любовь. Мораль устремлена ввысь, к общечеловеческим идеалам и выражает не приватные, корпоративные интересы, а человеческую истину жизни, истину, соответствующую природе и сущности человека.
Признание несовместимости морали и политики находит выражение в двух противоположных мировоззренческих парадигмах – политическом морализировании(оценке общественных явлений основанной не на объективных закономерностях и реальных фактах, а на абстрактных идеалах и несбыточных прожектах) и аморальном политиканстве (игнорировании нравственного смысла, справедливости, гуманности в политике, эгоистическое и жёсткое преследование собственных целей, с использованием обмана, лицемерия, демагогии и т. п.).
2. Концепция «кентавра» — отождествление и слияние двух разнородных субстанций – нравственной и политической. Сращивание политики и морали и образование морально-политического монстра. Этот феномен получил отражение в туманных, неопределённых, невнятных терминах «морально-политическое состояние», «морально-политический фактор» и т. п.
История этой концепции имеет древние корни. Ещё Платон считал источником морали, идеалом нравственности и высшей её инстанцией на Земле – государство, только оно устанавливает справедливость между людьми, даёт им представление о добре и зле. Примечательно, что придание древнегреческим философом государству статуса морального Абсолюта, высшей нравственной силы и непререкаемого духовного авторитета послужили причиной создания, по существу, первой в истории модели тоталитарного государства, в котором всё, в том числе и личная жизнь граждан, подчинены государству, ради него Платон считает необходимым упразднить институты собственности и брака, поскольку последние, по его мнению, отделяют гражданина от государства. В Новое время Гегель также рассматривает государство как нравственную субстанцию, «всеобщую волю», «дух народа», «политическую добродетель», одну из высших ступеней развития Абсолютной идеи. Государство, по Гегелю, не средство, а цель в себе, высшая из всех целей, самоцель и конечная цель.
Поскольку между политикой и моралью ставится знак равенства, то политика становится морализирующей, а мораль – служанкой политики.
3. Концепция «взаимодействия двух миров» — морали и политики. Взаимодействие морали и политики, как и взаимодействие любых систем, осуществляется в двух формах –взаимообусловленности и взаимопроникновении.
А. Взаимообусловленность морального и политического сознания определяется тем, что они относятся к одному и тому же феномену – духовной жизни общества, в которой нет локально замкнутого пространства, свободного от проникновения понятий и идей, рождающихся в данном социуме. Если в обществе созрела идея реформ, то она проникнет и в экономику, ив политику, и в искусство, и в другие формы общественного сознания. Все более или менее важные события получают отражение в морали. Вектор их социальной направлености определяется через систему нравственных понятий добра и зла, справедливости или несправедливости, ответственности или безответственности, гуманного или бесчеловечности. Политические решения переводятся в другую систему координат, где определяется их человеческая цена.
В свою очередь политика создаёт в обществе определённый морально-психологический климат, который может способствовать укреплению идеалов справедливости и добра, социального оптимизма, уверенности в завтрашнем дня, или, напротив, разрушать человеческие ценности, надежды, сеять страх и терроризировать сознание людей криминалом, коррупцией и мафией.
Б. Взаимопроникновение политики и морали. В этой фазе встречи политики и морали происходят два основных процесса. Первый – проникновение политических идей в нравственное сознание и превращение их в моральные убеждения. В принципе социальное явление, в том числе и политическое, способно стать нравственным феноменом, но при одном условии, если оно морально ассимилируется, становится предметом свободного выбора, внутренней мотивации и убеждённости, делом совести, чести и долга человека. Ярким примером взаимопроникновения морали и политики является чувство патриотизма, где идея государства, его величия и безопасности выражается в глубоком социально-нравственном чувстве.
Другой процесс взаимопроникновения морали и политики связан с тем, что нравственные ценности, представления о справедливости, добре и зле, так или иначе, просачиваются в сферу политики, корректируя её программы, стратегию и тактику, соизмеряя их с гуманистическими критериями, с нравственными представлениями и чувствами людей. Это придаёт политике нравственный смысл, делает её близкой и понятной человеку.
3. Взаимное влияние политики и морали.
Мораль и политика относительно автономны по отношению друг к другу. Разделяющая их функциональная автономия делает их отношения несимметричными. Политика организует совместную жизнь людей и их деятельность, регулирует и контролирует жизнь общества. Мораль также является регулятором моральных отношений, осуществляет оценку политики, в то время как политика не может быть критерием оценки морали. Классовая, революционная мораль усложняет оценки политики, ибо понятие “хороший” – “плохой” имеют разный смысл в политике и морали ,так же как и понятия “благо”, ”добро” и “зло”.
Возникновение политики и морали обусловлены различными причинами, формы отражения политической идеологии и морального сознания также различны. Если в политике оценка дается в категориях власти, революции, диктатуры класса и т. п., то нравственные воззрения находят свое выражение в категориях добра и зла, совести и чести, долга и справедливости и др. Понятия добра и зла, правил и норм поведения людей менялись от века к веку, от народа к народу. В классовом обществе они помимо общечеловеческого содержания выражали интересы определенных классов. Если политические взгляды какого-либо класса закрепляются обычно в программе и уставе его политической партии, а правовые взгляды господствующего класса – в праве, благодаря чему им придается обязательный характер, то нравственные воззрения, как правило, лишены такого рода закрепления. Политическая идеология вырабатывается отдельными идеологами класса, нормы же морали – всем обществом, в том числе представителями существующих классов. То, что делает политика, не делает мораль, поэтому их соединение оказывается столь сложным и нестойким.
Мораль формируется под сильнейшим воздействием политики. Политическая элита обладает большими возможностями для насаждения угодной ей морали, используя для этого все рычаги власти, средств массовой информации, пропаганды, покупая ученых, литераторов, артистов. Это воздействие может создавать атмосферу нравственного воодушевления, использовать моральный фактор в политике, а может создавать моральный смог, подрывать нравственные устои нации, чтобы ослабить противодействия масс неугодных политике. Оценивая такую политику, Ю. Бондарев писал: ”Для безнравственности в политике невозможно лишь одно: чтобы что-нибудь оказалось невозможным”. Однако ведущие воздействие политике отнюдь не означает отрицание морали как особой формы общественного сознания. Недопустимо смешение политики и морали. Коренной вопрос о власти может быть решен только политической борьбой.