Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:56, реферат
Очевидно, что без соответствующей политической культуры населения, умения и способности граждан к принятию политически взвешенных решений, систематического приобретения ими политических знаний и политического опыта невозможно говорить и об утверждении в обществе демократии, о способности граждан защитить коренные свои права и свободы, об их активном участии в политической жизни страны. Всему этому призвана учить такая наука, как политология. Целью данной работы является изучение и обоснование предмета, объекта, методов и функций политологии.
Введение……………………………………………………………………….стр. - 3
Предмет и объект политологии…………………………………….стр. - 3
Категории и методы политологии………………………………….стр. - 4
Понятие политики……………………………………………….......стр. - 9
Субъекты и объекты политики……………………………………..стр. - 12
Образование, как сфера государственной политики……………...стр. - 14
5.1 Роль образования………………………………………………..стр. - 14
5.2 Реформирование и модернизация образования, как отрасли социальной сферы…………………………………………………........стр. - 15
6. Проблемы образования. Образовательная политика государства
6.1 Проблемы развития образования в России………………........стр. - 17
6.2 Основные цели направления развития в области государственных и социальных гарантий обучающимся ………………………………….стр.- 19
Заключение……………………………………………………………………..стр.- 20
Литература……………………………………………………………………...стр.- 21
В основе политики лежат либо сотрудничество, кооперация и взаимопомощь людей, либо их конфронтация, вражда, насилие и конфликты между ними, а также организациями, выражающими их интересы.
Политика дифференцируется по видам и направлениям. Так, выделяют внутреннюю и внешнюю политику – курс государства, партии, социальных групп, индивидов внутри государства или в международных делах. По направлениям политика подразделяется в зависимости от сферы или субъекта приложения: экономическая, социальная, национальная, демографическая, молодежная, студенческая, аграрная, образовательная, техническая, научная, правовая, экологическая, военная и др.
Толкования политики разнообразны, поскольку многомерно и само это явление. Известный французский политолог Р. Арон, выделял следующие трактовки политики: Во-первых, понятие «политика» используется для обозначения концепции, программы действия по поводу власти, а то и самого действия. Так, говоря о политике Ришелье, имеют в виду его взгляды на интересы страны, цели, к которым он стремился, а также методы, которыми он пользовался. Термин «политика» в его первом значении – это программа, метод действия или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом. На английском языке это содержание политики обозначается как «policy». В этом смысле политика обозначает и управление. Данное понятие употребляется в смысле управления, когда следует за названием объекта и представляет область действий: «молодежная политика», «образовательная политика» и др.
В другом смысле слово «политика» относится к той области, сфере общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические направления. Политика-область, политика-сфера – это некая совокупность, внутри которой борются личности или группы, имеющие свои собственные интересы и мировоззрение. Данный смысл этого понятия на английском языке обозначается как «politics».
Важным является представление о политике как о ценностном суждении: «моральная» или «аморальная», «хорошая» или «плохая», «прогрессивная» или «реакционная» политика.
Какую бы важную сферу общественной жизни мы не взяли: работу, быт, средства массовой информации (не говоря уже о государстве и партиях), все они в той или иной степени сопряжены с политикой. Так, разве наше благосостояние не зависит от государственной политики, скажем, в области .приватизации или курса рубля по отношению к доллару? А можно ли считать, что телевидение и печать свободны от политических пристрастий или интересов?
Политика является наукой и искусством. Наукой она стала с тех пор, как человечество познало тенденции политического развития, политические приемы, технологии и средства, которыми можно целенаправленно влиять на политическую жизнь. В то же время политика является и искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости.
В целом политика отражает потребности людей в организации общественной жизни и является отражением социально-экономического развития общества; определяется на основе идеологических ценностей и интересов больших социальных групп; испытывает непосредственное воздействие всего комплекса национально-этнических отношений; зависит от характера общественного сознания и политической культуры; в той или иной степени подвержена воздействию внешних факторов.
Основополагающая задача политики – интеграция
различных сфер общественной жизни, обеспечение
целостности общества и его стабильности
на базе поиска баланса интересов различных
сил, диктуемых потребностями общества
в целом, выработки и реализации передовой
стратегии развития. Разработка и осуществление
оптимального политического курса развития
страны предопределяет ее успешное развитие
на десятилетия вперед.
4. Субъекты и объекты политики
Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, которые выступают в качестве источника политической активности. Понятия «субъект» и «объект» (лат. subjectum – подлежащее, objectum – предмет) – важные категории гуманитарного знания. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом – то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Субъект политики – носитель предметно-практической политической деятельности» направленной на объект политики.
К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или политические лидеры); социальные группы – коллективы, этнические группы, конфессиональные Общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения).
Политика предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект (который выступает в качестве объекта) и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения. Субъекты политики являются социальными или институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и движителями. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов.
Основными совокупными субъектами политики являются большие социальные общности – классы и слои, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, этническому, половому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку (бюрократия, мафия, элита); их политические организации – государства, партии, общественно-политические движения, политические организации международного характера.
Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью.
Политические институты (государство, политические партии и политизированные общественные движения) представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Аппарату политических институтов свойственны разделение функций, а Также определенный нормативно фиксированный статус. Каждый институт, как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения индивидуальных и групповых социально-политических интересов.
Первичным субъектом политики, ее «атомом», является индивид, личность, гражданин. С развитием демократических тенденций в обществе проблема личности и гражданина выходит в политике на первый план. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы им стать, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать свою позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. С другой стороны, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности. Человек становится субъектом политики в процессе своего развития именно как члена соответствующего сообщества и в силу своих личных качеств. Можно выделить:
• активное, сознательное участие людей в политике, утверждении ими своих осмысленных интересов и ценностей;
• пассивное участие «подданнического» типа, т.е. понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении им как чему-то изначально заданному, неоспоримому;
• стихийное или неосознанное участие;
• проявления политической апатии, неучастие в политике.
По мере становления и развития гражданского
общества действует тенденция к «сужению»
традиционных границ «политического»
однако возрастают требования к качеству
политики как в государственной, так и
в общественной сфер
5.
Образование как сфера
государственной политики
5.1 Роль образования
Образование - автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование - это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированною Конституцией образования. Образование неотъемлемая и важная сфера человеческой деятельности. В процессе получения образования непосредственно одновременно участвуют около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование не может не входить в поле зрения политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.
От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики общества. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым воздействует на политическую сферу общественной жизни. Образование через культурно-воспитательную функцию влияет на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение. Современное образование средство решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов их личной биографии. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.
Заботой государства становится не просто гарантия получения образования, а проблема выхода из острейшего кризиса цивилизации через получение качественного, соответствующего эпохе и ее гуманным целям образования, определяющего будущее развитие.
В последнее десятилетие во всем мире
дают о себе знать проблемы, которые не
удается разрешить в рамках традиционных
методических подходов, и все чаще говорят
о всемирном кризисе образования, сложившиеся
образовательные системы не могут выполнить
своей основной функции - формировать
созидательные силы общества. В зависимости
от условий, сложившихся в разных странах,
пот кризис проявляется в разных формах.
Он проявляется в странах развитых и развивающихся,
богатых и бедных, издавна славившихся
своими учебными заведениями или с большим
трудом создающих их сейчас. В конце XX
в. ситуация стала в этом отношении еще
тревожней. Констатация кризиса образования
из научной литературы перешла в официальные
государственные документы и беспокойство
государственных деятелей. В отношении
качества образования даже США, официально
обеспокоенные ростом неграмотности учащихся
в области науки и техники, определили
ситуацию как «безумное образовательное
разоружение». До недавнего времени кризис
западно-европейского и американского
образования, по мнению советских специалистов,
считался зарубежной проблемой. Сегодня
наличие кризиса отечественной системы
образования не оспаривается, но кризисная
ситуация нетождественна упадку. Россия,
бесспорно, обладает рядом достоинств
в сфере образования, выделяющих ее из
систем образования США и Европы. В России
кризис образования происходит на фоне
глобального кризиса образования и под
мощным воздействием кризиса нашего государства,
всей социально-экономической и общественно-
политической системы.
5.2 Реформирование и модернизация образования как отрасли социальной сферы
За последние десять лет практически все промышленно развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства начали осознавать, что уровень образования в стране определяет ее будущее развитие.
Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовали реформирования, как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся в России в конце XX начале XXI вв. реформы образования можно выделить: