Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 16:42, реферат
Политическая идеология буржуазии, направленная против феодально–абсолютистских порядков, складывалась уже за несколько десятилетий до французской революции XVIII века. Программные требования буржуазии и многие лозунги революции были сформулированы задолго до событий 1789 – 1794 гг. К тому же идеологи французской буржуазии имели перед собой английские теории, английские и американские конституционные акты, которые они использовали при разработке своих политических учений.
Политическая мысль идеологов французской буржуазии XVIII в., выступая под знаменем Просвещения, которое несёт гибель средневековому суеверию, мракобесию и привилегиям феодальных угнетателей, начинает с острой, беспощадной критики феодальной церкви, феодальной монархии и всех феодальных учреждений.
Введение…………………………………………………………………….3
Биография Вольтера – Франсуа – Мари………………………………4
Политико-правовая программа Вольтера…………………………….5
Просвещение во Франции XVIII века…………………………………11
Заключение…………………………………………………………………16
Библиографический список………………………………………………17
Вольтер предлагал отменить феодальные повинности, лежавшие на крестьянах, уничтожить бесчисленные таможни, расположенные внутри Франции, на границах крупных феодальных владений. Он требовал единого права вместо бесчисленных кутюмов, то есть систем местного права, различных в каждой провинции.
Вольтер отстаивал принцип соразмерности преступлений и наказаний. Выступая против чрезмерно суровых наказаний, он возмущался их бессмысленной жестокостью и решительно осуждал смертную казнь. Вместе с тем он указывал на необходимость принятия мер для предупреждения преступления. С огромной силой он выступал против продиктованных фанатизмом и суевериями преследований людей за богохульство, кощунство, колдовство, за несогласие с догматами веры. С негодованием говорит он о массовых истреблениях «еретиков», совершённых католической церковью.
Вольтер
стоял также за реформу
Вольтер гневно бичевал бесчеловечные истребления мирного населения, нередко предпринимавшиеся тиранами в различные эпохи истории. Он видел в них «заговоры тиранов против народов». Вольтер был противником войн и надеялся, что они будут редким исключением, когда каждому станет ясно, что даже самые удачные войны могут приносить выгоды только небольшому числу лиц, и когда начавший войну из побуждений честолюбия будет рассматриваться как враг народов. Он клеймит позором безжалостное истребление европейцами туземцев в захваченных ими землях Нового Света.
Вольтер был убеждён в том, что политическая власть и руководство обществом должны оставаться в руках меньшинства. О массах он говорил свысока, обнаруживая полное неверие в силы и способности народа. Активность масс пугала Вольтера: «Когда чернь примется рассуждать, всё погибло».
Вольтер не хотел революционного переворота и все свои надежды возлагал на реформы сверху. Он не верил в быстрый и резкий поворот к лучшему и не считал возможным коренное улучшение общественных отношений в близком будущем.
Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально – политическими и правовыми принципами являлась свобода, собственность, законность, гуманность.
Во всех странах
Европы развитие культуры в XVIII в. в той
или иной мере проходило под знаком идей
Просвещения. Но самый многочисленный,
блещущий яркими талантами отряд просветителей
сформировался во Франции: именно отсюда,
неся на себе печать французского гения,
идеи Просвещения распространились по
всей Европе. Недаром Маркс и Энгельс,
говоря о Просвещении XVIII в., всегда подразумевают
в первую очередь французское Просвещение.
«Великие люди, которые во Франции просвещали
головы для приближавшейся революции,
сами выступали крайне революционно. Никаких
внешних авторитетов какого бы то ни было
рода они не признавали. Религия, понимание
природы, общество, государственный порядок
— все было подвергнуто самой беспощадной
критике; все должно было предстать пред
судом разума и либо оправдать свое существование,
либо отказаться от него.
Самым выдающимся вождем умеренного крыла
французского Просвещения был Вольтер
(Франсуа Мари Аруэ) (1694—1778). Его огромный
талант нашел выражение в разнообразных
литературных, философских, исторических
произведениях, блестящих по форме, насыщенных
ненавистью к феодальному государству
и религиозному фанатизму. Вольтер рано
начал жизнь политического изгнанника
и борца.
Злобная ненависть врагов, на стороне
которых были сила и власть, не могли сломить
Вольтера. До конца жизни он боролся за
уничтожение крепостничества и духовного
рабства. Из его философских произведений
наиболее значительны «Философские письма»,
«Основы философии Ньютона», «Философский
словарь», «Метафизический трактат». Как
историк он больше всего известен своими
трудами «Век Людовика XIV» и «Опыт о нравах
и духе народов». Вольтер в сотрудничестве
с Дидро и Даламбером активно участвовал
в создании «Энциклопедии». Он приложил
немало усилий для издания и распространения
во Франции просветительской литературы.
В идеологической подготовке буржуазной
революции во Франции Вольтер сыграл важную
роль прежде всего как обличитель католицизма
и религии вообще. Однако сам он не сумел
до конца преодолеть религиозные предрассудки.
Он остается деистом, как и его учитель
Локк. Бог является для Вольтера перводвигателем
и законодателем вселенной, ее высшим
разумным, творческим началом.
Вольтер считал, что вера в бога необходима
как основа морали и узда для народных
масс. «Если бы бога не было, его следовало
бы выдумать», — писал он.
Деистские позиции Вольтера свидетельствуют
о некоторой его непоследовательности.
Однако, пользуясь оружием деизма, он наносил
удары огромной силы. Вольтер видит истоки
религии в невежестве людей и в корыстных
интересах церковников, которые применяют
самые жестокие средства, чтобы в союзе
с аристократией охранять свою власть
и свои богатства. Он подвергает остроумной
критике библию, вымыслы о чудесах. Он
много сделал в качестве благородного
защитника жертв кровавого фанатизма
церкви.
Влиянием локковского материализма пронизано психологическое учение Вольтера. По его мнению, у нас нет ни малейшего знания о природе духовной субстанции. Мы никогда не воспринимаем душу как субстанцию, а воспринимаем только психические явления, свойства и способности. Возникновение души не может быть разумно отнесено ни к какому времени: ни к вечности, ни к моменту зачатия, ни к эмбриональной стадии развития, ни к моменту рождения. Предполагать в нас существование души - значит помещать внутри нас маленького бога. Умнее и скромнее признать, что люди - разумные автоматы или животные, с лучшим ,чем у животных интеллектом, но с более слабым инстинктом.
Человек свободен, так как имеет сознание собственной свободы. Но ни о какой свободе воли не может быть и речи, ибо воля подобно мысли есть лишь абстракция, а не реальная сущность. Реален лишь мыслящий человек, и его свобода лишь там, где он способен делать то, что он хочет.
В философии природы Вольтер - верный последователь Ньютона. Именно опираясь на физику Ньютона , он развил мысль о всеобщей закономерности природы ,а также отстаивал преимущества принципа причинной обусловленности ее явлений перед принципом целесообразности.
В учении о знании Вольтер пытался сочетать сенсуалистический эмпиризм с некоторыми элементами рационализма. Основным для него был тезис о происхождении всех знании из ощущений. В то же время он утверждал, что существует и абсолютное знание - логико-математическое и относящееся к морали . Оно для бога так же значимо , как и для человека: существует только одна истина.
В сфере морали Вольтер боролся как против учения о врожденности этических принципов, так и против учения об их условном (конвенциональном) характере.
Значительна роль Вольтера в философии культуры и философии истории. Здесь он резко выступил против взглядов Паскаля и особенно Руссо, противопоставившего неиспорченную природу культуре. По Вольтеру, возвращение к первобытной природе есть нечто противоестественное и цивилизованный человек живет в большем согласии с природой, чем дикарь.
Вольтер оказал
огромное влияние и на историческую литературу.
Его «Опыт о нравах и духе народов» является
настоящим манифестом просветительской
историографии XVIII в. Как и другим просветителям,
Вольтеру присущ идеализм в понимании
истории. Видя основное содержание исторического
процесса в борьбе разума с невежеством
и фанатизмом, он отводит решающую роль
росту просвещения.
Во второй половине XVIII в. Европу облетели
живые, остроумные, полные мысли и критического
духа философские повести Вольтера «Задиг»,
«Микромегас», «Кандид, или Оптимизм»,
«Простодушный», «Человек с сорока экю»
и др. В них, рассказывая о фантастических
приключениях своих героев, Вольтер раскрывает
политические, социальные, философские
идеи Просвещения. Художественный вымысел
играет в данном случае роль аллегории,
весьма прозрачной для читателя.
Вольтер писал для театра в течение 60 лет.
Его драматургическое наследие огромно.
Трагедии Вольтера, не выходящие из норм
классицизма, — «Эдип» (1718 г.), «Брут» (1730
г.), «Заира» (1732 г.), «Магомет» (1741 г.), «Ирина»
(1778 г.) и многие другие выдвигают просветительский
идеал религиозной терпимости, равенства
и гражданской свободы.
Просветители не оставили вне поля своего
художественного творчества и старый
классический жанр героической эпопеи.
Вольтер, воплотивший в себе, по выражению
Гёте, все поэтические силы Франции, создал
поэму «Генриада», посвятив ее одной из
важнейших страниц истории своей родины.
Рисуя мрачную эпоху религиозных войн
XVI столетия, он клеймит религиозный фанатизм
и прославляет идею веротерпимости. Несмотря
на условность, подчинение искусственным
правилам классицизма, поэма была с восторгом
принята современниками и переведена
почти на все европейские языки (даже на
мертвый латинский язык).
Вольтер является также автором героико-комической
поэмы «Орлеанская девственница», задуманной
как пародия на произведение Шаплена,
воспевшего в 1656 г. «христианское подвижничество»
Жанны дАрк. Вольтер прибегает к сокрушительной
силе смеха, издеваясь подчас в довольно
непристойной форме над религиозным аскетизмом
и ханжеством. Он применяет для пропаганды
своих идей все поэтические жанры: и легкокрылую
эпиграмму, и лирический сонет, и введенную
им в поэтический обиход короткую философскую
поэму.
Влияние Вольтера за пределами
Франции, в том числе и в России, было
велико. Антиклерикальные произведения
Вольтера сыграли значительную роль в
развитии русского свободомыслия в XVIII
в. «Вольтерьянцы» встречались не только
в Петербурге и Москве, но и в провинциальных
русских городах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Я считаю, что историческое место Вольтера как мыслителя определяется тем, что он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии.
Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам торгово – промышленной верхушки французской буржуазии.
По своему объективному значению его идеи имели революционный характер: они нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма.
Вольтер принадлежал к числу идеологов, которые, не создав сколько – нибудь развитой политико – правовой теории, подготовили почву для последующего развития политико – правовых учений. Влияние вольтеровских идей в той или иной мере испытали все французские просветители.
Программа Вольтера – это программа окончательного уничтожения остатков феодальной раздробленности, крепостнических отношений, которые ещё сохранились во Франции, ликвидации режима бесправия и произвола, свойственных феодальной монархии.
Вольтер своей энергичной борьбой против деспотизма и мракобесия, своей острой критикой феодальных порядков сделал большой вклад в подготовку назревшего крушения феодального строя и победы буржуазной революции.
Библиографический список
Информация о работе Политика и правовые учения европейского просвещения: Взгляды Франсуа Вольтера