Политика и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:44, реферат

Описание работы

Побудительным мотивом написания этой реферативной работы являлась личная заинтересованность автора в рассматриваемом вопросе. Основной целью работы было освещение некоторых взглядов на проблему, которые представляют интерес, но по каким-либо причинам ранее не излагались в рамках данной проблемной области. Все нижеизложенное не коим образом не претендует на исчерпывающую истину, а лишь освещает существенные и наиболее интересные стороны вопроса с различных сторон. Работа сохраняет европоцентристскую тенденцию анализа, вследствие ограниченности спектра источников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РЕТРОСПЕКТИВА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ 5
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В РОССИИ. МОНАРХИЯ 7
СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ 14
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ И ВЗАИМНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 69.71 Кб (Скачать файл)

божеством, и сам мог  творить свою волю (Др. Египет). Таким  образом, религия 

укрепляла позиции правителя  и являлась основой внутренней политики

государства. Впрочем, были попытки со стороны власти влиять на верования своих 

подданных, но они носили характер исключения, и, как правило, не приводили к 

существенным изменениям. Как пример, можно привести политику фараона 

Аменхотепа IV, принявшего позднее имя Эхнатон. Он упразднил  традицию почитания 

старых богов, велев  почитать единого бога Атона (Эхнатон — дословно, угодивший

богу Атону). Но такой  порядок продержался недолго, и  сразу после его смерти,

при фараоне Тутанхамоне был  восстановлен прежний порядок почитания  богов.

Подобная схема устоялась, и работала вплоть до появления христианства,

появление которого внесло огромные коррективы в отношения  власти с народом. 

Собственно частные  возмущения нормального хода управления государством

начались еще при  царе Ироде, по приказу которого была проведена операция по

истреблению первенцев  в иудейских семьях, в надежде  убить будущего иудейского

царя, о рождении которого было возвещено. Политическое решение  Понтия Пилата о 

казни Иисуса, сделанное, как мы помним из Евангелия, под давлением 

общественности, вообще можно посчитать самым крупным  вмешательством политики в 

область религии за всю  человеческую историю, по сравнению  с которыми мелкие

притеснения христиан со стороны языческого Рима именно таковыми и будут 

казаться, не смотря на то, что представляли собой порой  публичные массовые

казни. Перечислять частные  случаи взаимного вмешательства  религии и политики

можно довольно долго, даже если обращать внимание только на самые 

существенные, как то: установление Константином Великим  христианства основной

Византийской религией; возвышение Римского папы над всеми  европейскими

монархами; инквизиция, как способ удаления неугодных власти персон, с 

переходом их имущества  в государственную казну; крестовые  походы против

неверных и многое другое. Ограничимся лишь общей характеристикой  роли религии 

в политике.

По мере становления  христианства, оно, с точки зрения политики, приобретало 

все большую идеологическую мощь. Все от простых крестьян, до монархов

прислушивались к  голосу церкви. Усилиями нескольких людей  к определенному 

времени была сформирована самостоятельная религиозно-политическая доктрина. 

Традиционно ссылаются  на две личности, без сомнения оказавших  влияние на

рождение христианизированной  политической мысли в Европе. Это  Августин

Аврелий (Блаженный Августин) (354–430 гг) и Фома Аквинский (Аквинат)

(1225–1274 гг). Августин  Аврелий был епископом и являлся  авторитетом для 

верующих в области  богословия. В своем труде «О граде  Божием» он

характеризовал всемирную  историю с позиций христианства и развивал идею о 

Божьем предопределении  человеческой истории. Его учение активно 

использовалось как  протестантами, так и католиками и, в частности, сыграло 

большую роль в борьбе пап и светских феодалов.

Учение Фомы Аквинского, объявленного впоследствии Римской  церковью

святым, тоже основывалось на христианском видении мира. В  отличие от

Блаженного Августина, исповедующего принцип «Без веры нет знания, нет истины»,

Аквинат считал, что разум  способен рационально доказать существование  бога и 

опровергнуть возражения против христианских истин, однако он не был 

сторонником чистого  рационализма и придерживался принципа сочетания гармонии

веры и разума. Светская власть, согласно его соображениям, должна быть

синтезом трех правильных аристотелевских форм власти: монархии, аристократии

и политии (правильной демократии). Мировоззренческая позиция Фомы Аквинского

подразумевала наличие  в мире всеобщего универсального иерархического порядка,

созданного Богом, в  который укладывалось все существующее. Таким образом,

государство объявлялось  частью этого универсального порядка, находящееся на

своей ступени иерархии. Государственная власть имела божественный

характер, недовольство ею расценивалось как грех, однако при значительной

дисфункции власти оправдывалось  даже покушение на тирана. Любопытен  тот факт,

что в 1879 году мировоззрение  Фомы Аквинского было объявлено папой  Львом XIII

«единственно верной философией католицизма».

С наступлением Нового времени  роль религии в жизни общества стала уменьшаться, 

из-за того, что общество стало постепенно переориентироваться  на другие

идеалы. Возможно, это  обусловили объективные законы общественного  развития, а 

так же самостоятельное  развитие науки и техники, подкрепленное  чередой 

фундаментальных изобретений  и великих географических открытий. Именно в это 

время стал рождаться  миф о противоборстве между наукой и религией, имеющий,

впрочем, свои основания. Роль религии в жизни общества стала приближаться к 

современному положению. Развитие философской мысли свело  к минимуму

мировоззренческую функцию  религии хотя бы среди образованной верхушки

общества, а, именно, оно  занималось политическим руководством. Относительно

неизменными оставались только позиции религиозной морали, которые определяли

социальные нормы, являющиеся для политики своеобразными рамками  и ориентирами. 

При сохранении тенденции  дальнейшего распространения, религия  утратила свое

влияние на политику так  же вследствие наметившихся тенденций  секуляризма —

отделении церкви от государства. Можно сказать, что эта ситуация, не

подвергаясь существенным изменениям, сохранилась и до нашего времени. 

Значительные отклонения, выражавшиеся сначала в насильной  пропаганде атеизма,

а, затем, в ужасающем  религиозном разнообразии, можно  было наблюдать только

на территории влияния  бывшего СССР, но это является одним  из этапов развития

религии в России, и  может быть правильно оценено  только в его историческом

контексте.

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ В РОССИИ. МОНАРХИЯ

Киевская Русь образовалась, как союз отдельных славянских княжеств,

скрепленных экономическими и политическими связями. Немалую  роль в становлении 

и развитии русского государства сыграла  религия, но начнем по порядку…

Своими корнями славянское язычество уходит в глубокую древность. Основание 

языческого мировоззрения  покоится на утверждении, что добро  и зло есть два 

самостоятельных, равнозначных, совечных начала мира. Древние славяне 

рассматривали мир, как  арену борьбы между добрым Белобогом  и злым Чернобогом,

и тот и другой требовали  соответствующих жертв. Среди славян-язычников 

существовали чрезвычайно  жестокие обычаи, регулировавшие отношения  между 

завоеванными и победителями, между  мужем и женами, между родителями и детьми.

Сохранение язычества  должно было бы гарантировать Руси территориальную 

целостность, ибо любые  уступки соседям должны были бы привести к неминуемому 

разделу Руси на зоны влияния  мусульманского Юга, православного  Востока,

католического Запада и  иудейского Хазарского ханства с  последующей утерей

государственного, религиозного и национального единства. История  подтверждает

это образованием православной Сербии и католической Хорватии, а  так же

появлением славянских мусульманских общин, после завоевании Сербии Османской 

империей в XV веке. Хотя до сих пор они составляют один славянский народ,

пользующийся одним языком.

Не менее опасно для  Руси было принятие и единой новой  религии, так как 

история уже знала  подобные печальные прецеденты. Основанная Батыем в XIII

веке, Орда два столетия являлась одним из самых мощных государств в мире. Но

принятие ислама обусловило распад этого исполина. Вспыхнувшая  религиозная 

междоусобица стало  для Орды роковой, положив начало ее дроблению с последующим 

завоеванием бывших ордынских  земель растущим русским государством. Перенос 

исторической практики Золотой Орды на Киевскую Русь обусловлен совпадением 

всех исторических факторов. И там и тут религия единобожия призвана заменить

древние языческие обряды, и там и тут новая вера распространяется верховной 

властью, и там и  тут обращение завершает период междоусобиц, и там и тут дикий 

воинственный народ, отсутствие жесткого государственного единства, наличие, как 

сторонников, так и  противников новой религии и  так далее, включая сходное 

разнообразие политического  соседства. И, все-таки, в X–XI веках Русь избежала

той участи, которая постигла Орду в XIV–XVI веках, приняв православное

крещение при князе  Игоре. Вопреки всему Русь не разрушилась  и не потонула в 

пучине усобиц. Православие  распространилось неимоверно быстро, не смотря на

недружественные поначалу отношения  с Византией.

Покушения на русскую  государственность и на ее религию  исходили как с запада,

так и с востока. Зависимость  русских земель от Орды имела больше

политико-экономический  характер, так как татаро-монголы проявляли значительную

степень веротерпимости. Народы, составлявшие основу их войска, исповедали

самые различные религии, и по закону полагалось бояться и  уважать всех богов,

чьи бы они ни были. Более  того, в 1267 году митрополит Кирилл сумел  получить

от хана Менгу-Темира ярлык в пользу церкви, в котором  хан освобождал

духовенство от дани и  других поборов, а затем даже основал  православную

епархию в самом Сарае.

Иначе обстояли отношения  православной Руси с католическим Римом. На протяжении

многих столетий Ватикан  под разными предлогами и с  разными условиями предлагал 

правителям русских  земель перейти под покровительство  папы, используя, тем не

менее, временами и  неоднократное военное вмешательство. С IX века, со времен

Карла Великого германские племена непрерывно теснили славян к востоку. А в 

1147 году папа Евгений  III благословил «первый крестовый  поход германцев 

против славян». В  начале XIII века, с взятием Византийской столицы 

крестоносцами, католическая агрессия усиливается. Папа Иннокентий III, по

существу владыка  католического Запада, в обмен  на вероотступничество

предлагал Роману Галицкому  королевский венец и военную  помощь против врагов. 

После отказа русских  князей покориться Риму, следуя за Византией, Ватикан 

предпринимает самую  радикальную попытку подчинить  себе Русские земли. 

В 1237 году папа Григорий IX объявил крестовый поход против русских 

«схизматиков» и язычников-финнов, обещая всем его участникам прощение грехов,

а павшим в бою вечное блаженство. Исполняя призыв Григория, шведский король

в 1240 году послал на Русь многочисленные войска, при которых  состояли

католические священники, предназначенные для «крещения» русских «дикарей». 

Среди откликнувшихся на папский призыв были и рыцари новообразовавшегося 

Ливонского ордена, но битвы на берегах Невы и на льду Чудского озера положили

конец военным притязанием крестоносцев на русские земли.

К концу XII века Киев утратил  значение общерусского центра. Постепенно

прекратилась передвижка князей по престолам удельных княжеств с целью занять

наиболее престижный престол. Князь стал наследственным владельцем княжества,

его хозяином и обустроителем  удела. Но для процветания Руси необходимо было ее

объединение для борьбы с татаро-монголами, а так же необходим  был мощный

подъем русского самосознания. Был необходим чрезвычайно сильный  объединяющий

элемент, так как трудности, стоявшие на пути обретения Русью  государственного

единства, казались непреодолимыми, ибо этот объединяющий элемент должен был 

заставить удельных князей, лишь недавно почувствовавших свою

самостоятельность, отказаться от своих прав, и стать пусть  высшим, но

подчиненным сословием. Он должен был обусловить слияние  древних городов со

своими древними правами  в единое политическое образование. И, самое главное,

он должен был принудить  простой народ нести тяжкие жертвы во имя абстрактного

и не всем понятного блага государственного единства.

Этим объединяющим элементом  стала русская православная церковь, которая 

сыграла немалую роль, как в становлении русского государства, так и в 

возвышении Москвы. Трудами  таких властителей, как Владимир Мономах, Андрей

Боголюбский, Александр  Невский и других, им подобных, утвердился взгляд на

княжение как на религиозную  обязанность. Русские князья стали  посредниками

между верховной властью  и народом, воспитав в себе чувство  ответственности за

его судьбу, отбросив всякую привычку к своеволию, побежденную  страхом сурового

возмездия. Тягостное  иноверческое иго обратилось в школу 

религиозно-исторического  воспитания, выйдя из которой, народ  обогатился

твердым пониманием своего призвания  и державного долга.

Помимо той роли, которую  сыграло православие для освобождения русских земель

от татаро-монгольского ига, оно само исторически развивалось, приобретая новые 

Информация о работе Политика и религия