Политика как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:14, реферат

Описание работы

Сущность политики. Политика имеет такую же древнюю историю, как и само человечество. Она возникла во времена перехода человечества от простейших форм бытия к социально и этнически дифференцированному обществу. Термин «политика» появился в Древней Греции и происходит от греч. «polis» - город. С самого начала он определял различные формы государственного управления. Одно из первых произведений Аристотеля, трактат «Полития», имеет дословное название «относящееся к государству». Таким образом, как социальное явление политика ассоциировалась с государством, его функционированием при помощи власти. Политика – это явление сложное, универсальное, динамичное, противоречивое

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 34.78 Кб (Скачать файл)
  1. Политика как общественное явление

Сущность политики. Политика имеет такую же древнюю историю, как и само человечество. Она возникла во времена перехода человечества от простейших форм бытия к социально и этнически дифференцированному обществу. Термин «политика» появился в Древней Греции и происходит от греч. «polis» - город. С самого начала он определял различные формы государственного управления. Одно из первых произведений Аристотеля, трактат «Полития», имеет дословное название «относящееся к государству». Таким образом, как социальное явление политика ассоциировалась с государством, его функционированием при помощи власти. Политика – это явление сложное, универсальное, динамичное, противоречивое. В научной жизни также существует широкий спектр взглядов на политику, которые можно свести к 4 подходам:

Ø      Политика как отношения включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между людьми (индивидами либо группами) – внутренняя политика, а также между государствами – внешняя политика. Основанием для такого понимания политики является представление об общении людей, их взаимодействии и совместном решении общих дел, которые выступают как проблемы государства.

Ø      Отождествление политики с другими политическими явлениями, в частности, такими как власть, господство и, следовательно, государство. Основой такого подхода является управленческая деятельность, организация и контроль государства, а также знания и умения тех, кто управляет, и жизнедеятельность как естественное качество личности заниматься совместно с другими людьми общими делами.

Ø      Функциональная трактовка, т.е. осознание политики посредством присущих ей конкретных функций управления, распределения ресурсов, сохранения внутреннего и внешнего мира. Это понимание политики исходит из того, что в зависимости от конкретного времени исторического развития ее функции могут изменяться.

Ø      Целевая трактовка политики, т.е. представление о ней через определение достигаемых целей.

Политика – это  деятельность, направленная на всеобщую организацию общества, согласование интересов отдельных граждан  и социальных групп путем применения власти как отношений господства и подчинения.

Свойства политики:

Инклюзивность или способность безграничного проникновения в другие сферы общества.

Функционирование в  форме соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых. Обусловлено  существованием групп населения, из которых одни выполняют функции  управления обществом (элита, лидеры), а другие подчиняются, но при этом влияют на выбор элитарных групп  и на содержание проводимого ими  курса.

Единство в политическом процессе сознательных и стихийных  поступков и форм политического  поведения.

Функциональность –  способность служить обществу, что  позволяет политике глубоко влиять на другие сферы общества и всесторонне  взаимодействовать с ними.

Политика имеет определенную структуру. Составные компоненты политики: политические отношения, политическое сознание и политическая организация  общества.                                    Политические отношения – это специфические устойчивые связи общественных групп между собой и институтами власти. Характер политических отношений указывает на то, что является доминирующим в сфере государственной власти – непримиримая борьба за политическое господство или сознательная кооперация усилий всех социальных групп для использования авторитета государства. Политическое сознание характеризует политику с точки зрения принятия ее субъектом и его непосредственной вовлеченности в политическую жизнь. Политическое сознание имеет несколько уровней:   - массовое;

- групповое;

- индивидуальное.

Политика существует благодаря публичным органам  власти, а также различным негосударственным  политическим институтам, которые составляют политическую организацию общества. Она имеет собственную структуру, компонентами которой являются совокупность органов государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные), партийные и общественно-политические институты, группы влияния и другие звенья, представляющие политические интересы различных слоев общества.

Функции политики:

Ø      Регулятивная функция – отображение властно значимых интересов всех групп населения. Политика выступает как средство предоставления людям дополнительных возможностей удовлетворения всех потребностей и изменения социального статуса.

Ø      Функция рационализации – изучение и рациональное решение противоречий, возникающих при реализации разносторонних интересов граждан.

Ø      Человекообразующая функция, позволяющая личности конституировать себя как самостоятельно активное существо, предполагает превращение человека в гражданина.

Ø      Обеспечение инновационности социального развития общества и человека. Согласуя интересы социальных групп и отдельных граждан, политика способна создавать новые формы социальной организации.

Ø      Функции мобилизации и эффективности общей деятельности.

Политика и экономика


Решающую  роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики. Экономика  выступает важным фактором, определяющим политическую жизнь. Эта зависимость  получила всестороннее обоснование  в марксизме. К. Маркс исходил из того, что государство, политические отношения ("надстройка") определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил ("базис"). Эта идея была развита В. Лениным . Известно ленинское определение политики как "концентрированного выражения экономики". Позиция однолинейного экономического детерминизма , выраженная в марксизме, не позволила определить относительную автономность политики и объяснить определенное количество исторических примеров, не вмещаются в эту схему (например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в древних Афинах). Мировой опыт показывает, что общества, которые находятся на одном уровне развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь различные темы политической системы, отличаться социальной структурой. Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократической, так и с авторитарной властью. Напоследок политика может быть детерминирована и другими факторами: культурными, географическими и природными, технологическими, особенностями социальной структуры общества и исторического развития.

Вместе с тем влияние  экономических отношений на политику существует, хотя это не всегда бывает заметным в повседневной жизни.

Политические интересы людей прежде всего детерминированы их экономическими интересами. Например, одни будут заинтересованы в уменьшении налогов, другие - нет. Одни хотят сократить социальные расходы в государственном бюджете, другие - нет. Соответственно различные социальные группы будут выступать с различными требованиями, программами. Наконец, экономические интересы "заставляют" бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.

Экономическая нестабильность и кризисы рождают кризиса  доверия к существующей власти, а  причинами ее изменения, роста не конвенциональных форм активности и даже революций.

Обратное влияние  политики на экономику проявляется в следующем:

стабильность политической ситуации влияет на стабильность экономической  жизни, делает страну привлекательной  для инвестиций, политическая нестабильность приводит к оттоку капитала, "умственной" элиты за рубеж;

реализация научно-технической  политики влияет на рост производительности труда, на условия и содержание труда;

в воздействии через  реализацию экономической функции  государства;

политика меняет экономическую  среду путем обоснования новых  концепций экономического развития и их воплощение в экономических  реформах.

Вопрос о том, насколько  политический фактор (которым, в первую очередь, выступает государство) может  присутствовать в экономике, является спорным. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Командование экономикой посредством  директив оборачивается ростом теневой экономики, дефицитом товаров, потерей экономической заинтересованности, что в итоге заканчивается кризисом общественной системы. Но столь же опасен и "дикий рынок", не имеет внешнего регулирующего начала.

2. Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более  емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие  в политическом процессе, а также  неформальные и неправительственные  факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений  в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение  к политике.

Политическая система  характеризуется:

политической идеологией;

политической культурой;

политическими нормами, традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции:

конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;

адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;

мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей  и т.д.) для достижения политических целей.

охранительная функция — защита общественно-политического строя, его  исходных базовых ценностей и  принципов;

внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;

консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;

распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации  политических систем.

Политический режим - это совокупность принципов организации и функционирования институтов политической власти.

Принципами, по которым разделяется  функционирование политических систем, являются:

способ принятия властных решений;

пределы вмешательства органов  власти в регулирование общественных отношений.

По способу принятия властных решений можно выделить демократические и авторитарные политические системы.

Другой признак деления политических систем - пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений. Поданному критерию выделяют либеральные и тоталитарные политические режимы.

По социально-экономической основе их делят на следующие виды.

Тоталитарно-распределительные. В их основе лежит огосударствленная экономика и государственное распределение материальных благ. Политический режим в такой системе — тоталитарный.

Либерально-демократические. Их основа — рыночная экономика, они характеризуются демократическим политическим режимом.

Конвергенционные и мобилизационные. В их основе — сочетание государственного вмешательства в экономику с рынком. Подобным системам обычно соответствует режим различной степени авторитарности.

 

Элементы политической системы

Очевидно, что в каждом конкретном обществе формируется своя специфическая  политическая система, поскольку составляющие ее элементы — традиции, институты, политические ценности и т.д. — в  разных обществах различны. Отметим, что политика — это открытая система, т.е. она активно взаимодействует с другими сферами жизни общества — экономической, духовной, социальной, влияя на них и испытывая ответное влияние.

Существуют различные основания  для выделения основных элементов  политической системы. Рассмотрим первую из классификаций, в которой выделяются подсистемы:

организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты — парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.;

нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

3. 1. Понятие государства 

 

Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Центральным институтом политической системы является государство. В  его деятельности концентрируется  основное содержание политики. Сам  термин “государство” обычно употребляется  в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая  на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному  народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое  им общество.

Примерно до XVII века государство  обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства  применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства  и общества было обоснованно в  договорных теориях государства  Гоббсом, Локком, Руссо и другими  представителями либерализма. В  них эти понятия разделяются  не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и  неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или  иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей  безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган  — государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д. 

 

2. Признаки государства  

 

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между  собой. И все же они имеют некоторые  черты, которые в большей или  меньшей степени присущи каждому  из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие  признаки:

1. Отделение публичной власти  от общества, ее несовпадение  с организацией всего населения,  появление слоя профессионалов-управленцев.  Этот признак отличает государство  от родоплеменной организации,  основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы  государства. Законы и полномочия  государства распространяются на  людей, проживающих на определенной  территории. Само оно строится  не по кровнородственному или  религиозному признаку, а на основе  территориальной и, обычно, этнической  общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная  власть на определенной территории. В любом современном обществе  имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д.  Но высшей властью, решения  которой обязательны для всех  граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему  принадлежит право на издание  законов и норм, обязательных  для всего населения.

4. Монополия на легальное применение  силы, физического принуждения. Диапазон  государственного принуждения простирается  от ограничения свободы до  физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов  и сборов с населения. Налоги  необходимы для содержания многочисленных  служащих и для материального  обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной  и т.д.

6. Обязательность членства в  государстве. В отличие, например, от такой политической организации,  как партия, пребывание в которой  добровольно и необязательно  для населения, государственное  гражданство человек получает  с момента рождения.

7. Претензия на представительство  как целого и защиту общих  интересов и общего блага. Ни  одна другая организация, кроме  разве что тоталитарных партий  — государств, не претендует на  представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства  имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для  международного права. Государство  — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации  признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном  международном праве выделяются 3 минимальных элемента государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный  контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отмечают государство от других организаций  и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения  и эволюции.

Функции государства 

 

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением  которой является осуществление  публичной власти в интересах  всего общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные  стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства  называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

Охранительная.

Экономическая.

Социальная.

Культурно-воспитательная.

Природоохранительная.

Внешние функции:

Защита государства от вооруженных  нападений других государств.

Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

Борьба с международной преступностью.

Участие в международной охране окружающей Среды.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

абсолютная (всевластие главы государства);

конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);

президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

Унитарные

Федеративные

Конфедерации


 

4.

Политический  режим: понятие и его виды (тоталитарный, авторитарный, демократический). Понятие  гражданского общества и правового  государства.

Под политическим режимом понимается совокупность способов, приемов, методов  осуществления политической власти. В основном выделяют: 
 
1) Авторитарный - это режим, при котором монополия на власть принадлежит одному лицу, комитету, партии, либо одному органу, не допускающему политическую оппозицию, но сохраняющему автономию личности и общества во внеполитических сферах. Это режим жесткой власти, который сформировался начиная в Восточных деспотий. Это отсутствие прав человека, в основе единоличное властвование. 
 
2) Тоталитаризм – это политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью и опирающийся на систематическое применение насилие или его угрозу. Это жесткая власть, которая тотальным образом охватывает все сферы общества. Это феномен 20 века. Это порождение фашистских и коммунистических режимов. 
 
3) Демократия – это режим, основанный на признании народа источником власти, сувереном в государстве, на равноправии граждан, подчинение меньшинства большинству, на выборности основных органов государства. Это соблюдение прав и свобод человека. Это государство социального и правового типа. Это разделение властей.

Гражданское общество— один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Гражданское общество — общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами. Гражданское общество реализуется в виде самоорганизующихся посреднических групп.

 
Правовое государство — способ организации общества, при котором  обеспечивается господство права и  реализуются]:

права и свободы человека;

равенство всех перед законом;

принцип разделения властей;

разрешение конфликтов через справедливый суд.


Информация о работе Политика как общественное явление