Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:14, реферат
Сущность политики. Политика имеет такую же древнюю историю, как и само человечество. Она возникла во времена перехода человечества от простейших форм бытия к социально и этнически дифференцированному обществу. Термин «политика» появился в Древней Греции и происходит от греч. «polis» - город. С самого начала он определял различные формы государственного управления. Одно из первых произведений Аристотеля, трактат «Полития», имеет дословное название «относящееся к государству». Таким образом, как социальное явление политика ассоциировалась с государством, его функционированием при помощи власти. Политика – это явление сложное, универсальное, динамичное, противоречивое
Сущность политики. Политика имеет такую же древнюю историю, как и само человечество. Она возникла во времена перехода человечества от простейших форм бытия к социально и этнически дифференцированному обществу. Термин «политика» появился в Древней Греции и происходит от греч. «polis» - город. С самого начала он определял различные формы государственного управления. Одно из первых произведений Аристотеля, трактат «Полития», имеет дословное название «относящееся к государству». Таким образом, как социальное явление политика ассоциировалась с государством, его функционированием при помощи власти. Политика – это явление сложное, универсальное, динамичное, противоречивое. В научной жизни также существует широкий спектр взглядов на политику, которые можно свести к 4 подходам:
Ø Политика как отношения включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между людьми (индивидами либо группами) – внутренняя политика, а также между государствами – внешняя политика. Основанием для такого понимания политики является представление об общении людей, их взаимодействии и совместном решении общих дел, которые выступают как проблемы государства.
Ø Отождествление политики с другими политическими явлениями, в частности, такими как власть, господство и, следовательно, государство. Основой такого подхода является управленческая деятельность, организация и контроль государства, а также знания и умения тех, кто управляет, и жизнедеятельность как естественное качество личности заниматься совместно с другими людьми общими делами.
Ø Функциональная трактовка, т.е. осознание политики посредством присущих ей конкретных функций управления, распределения ресурсов, сохранения внутреннего и внешнего мира. Это понимание политики исходит из того, что в зависимости от конкретного времени исторического развития ее функции могут изменяться.
Ø Целевая трактовка политики, т.е. представление о ней через определение достигаемых целей.
Политика – это деятельность, направленная на всеобщую организацию общества, согласование интересов отдельных граждан и социальных групп путем применения власти как отношений господства и подчинения.
Свойства политики:
Инклюзивность или способность безграничного проникновения в другие сферы общества.
Функционирование в
форме соучастия и
Единство в политическом процессе сознательных и стихийных поступков и форм политического поведения.
Функциональность – способность служить обществу, что позволяет политике глубоко влиять на другие сферы общества и всесторонне взаимодействовать с ними.
Политика имеет определенную
структуру. Составные компоненты политики:
политические отношения, политическое
сознание и политическая организация
общества.
- групповое;
- индивидуальное.
Политика существует
благодаря публичным органам
власти, а также различным
Функции политики:
Ø Регулятивная функция – отображение властно значимых интересов всех групп населения. Политика выступает как средство предоставления людям дополнительных возможностей удовлетворения всех потребностей и изменения социального статуса.
Ø Функция рационализации – изучение и рациональное решение противоречий, возникающих при реализации разносторонних интересов граждан.
Ø Человекообразующая функция, позволяющая личности конституировать себя как самостоятельно активное существо, предполагает превращение человека в гражданина.
Ø Обеспечение инновационности социального развития общества и человека. Согласуя интересы социальных групп и отдельных граждан, политика способна создавать новые формы социальной организации.
Ø Функции мобилизации и эффективности общей деятельности.
Политика и экономика |
Решающую роль в развитии общества играет взаимодействие экономики и политики. Экономика выступает важным фактором, определяющим политическую жизнь. Эта зависимость получила всестороннее обоснование в марксизме. К. Маркс исходил из того, что государство, политические отношения ("надстройка") определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил ("базис"). Эта идея была развита В. Лениным . Известно ленинское определение политики как "концентрированного выражения экономики". Позиция однолинейного экономического детерминизма , выраженная в марксизме, не позволила определить относительную автономность политики и объяснить определенное количество исторических примеров, не вмещаются в эту схему (например, как на основе рабовладельческого способа производства возникла демократическая форма правления в древних Афинах). Мировой опыт показывает, что общества, которые находятся на одном уровне развития производительных сил, обмена и потребления, могут иметь различные темы политической системы, отличаться социальной структурой. Например, современная рыночная экономика может сочетаться как с демократической, так и с авторитарной властью. Напоследок политика может быть детерминирована и другими факторами: культурными, географическими и природными, технологическими, особенностями социальной структуры общества и исторического развития. Вместе с тем влияние экономических отношений на политику существует, хотя это не всегда бывает заметным в повседневной жизни. Политические интересы людей прежде всего детерминированы их экономическими интересами. Например, одни будут заинтересованы в уменьшении налогов, другие - нет. Одни хотят сократить социальные расходы в государственном бюджете, другие - нет. Соответственно различные социальные группы будут выступать с различными требованиями, программами. Наконец, экономические интересы "заставляют" бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений. Экономическая нестабильность и кризисы рождают кризиса доверия к существующей власти, а причинами ее изменения, роста не конвенциональных форм активности и даже революций. Обратное влияние политики на экономику проявляется в следующем: стабильность политической ситуации влияет на стабильность экономической жизни, делает страну привлекательной для инвестиций, политическая нестабильность приводит к оттоку капитала, "умственной" элиты за рубеж; реализация научно-технической политики влияет на рост производительности труда, на условия и содержание труда; в воздействии через реализацию экономической функции государства; политика меняет экономическую среду путем обоснования новых концепций экономического развития и их воплощение в экономических реформах. Вопрос о том, насколько политический фактор (которым, в первую очередь, выступает государство) может присутствовать в экономике, является спорным. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Командование экономикой посредством директив оборачивается ростом теневой экономики, дефицитом товаров, потерей экономической заинтересованности, что в итоге заканчивается кризисом общественной системы. Но столь же опасен и "дикий рынок", не имеет внешнего регулирующего начала. 2. Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти. Понятие политическая система более
емкое, чем понятие «государственное
управление», поскольку охватывает
все лица и все институты, участвующие
в политическом процессе, а также
неформальные и неправительственные
факторы и явления, влияющие на механизм
выявления и постановки проблем,
на выработку и реализацию решений
в сфере государственно- Политическая система характеризуется: политической идеологией; политической культурой; политическими нормами, традициями и обычаями. Политическая система конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения; адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни; мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей. охранительная функция — защита
общественно-политического внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами; консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп; распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей; Классификация политических систем Существуют различные Политический режим - это совокупность принципов организации и функционирования институтов политической власти. Принципами, по которым разделяется функционирование политических систем, являются: способ принятия властных решений; пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений. По способу принятия властных решений можно выделить демократические и авторитарные политические системы. Другой признак деления По социально-экономической Тоталитарно-распределительные. В их основе лежит огосударствленная экономика и государственное распределение материальных благ. Политический режим в такой системе — тоталитарный. Либерально-демократические. Их основа — рыночная экономика, они характеризуются демократическим политическим режимом. Конвергенционные и мобилизационные. В их основе — сочетание государственного вмешательства в экономику с рынком. Подобным системам обычно соответствует режим различной степени авторитарности. Элементы политической системы Очевидно, что в каждом конкретном обществе формируется своя специфическая политическая система, поскольку составляющие ее элементы — традиции, институты, политические ценности и т.д. — в разных обществах различны. Отметим, что политика — это открытая система, т.е. она активно взаимодействует с другими сферами жизни общества — экономической, духовной, социальной, влияя на них и испытывая ответное влияние. Существуют различные организационно- нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции; коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом; культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология. 3. 1. Понятие государства
Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество. Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства. Четкое разграничение
2. Признаки государства
Государства разных исторических эпох
и народов мало схожи между
собой. И все же они имеют некоторые
черты, которые в большей или
меньшей степени присущи 1. Отделение публичной власти
от общества, ее несовпадение
с организацией всего 2. Территория, очерчивающая границы
государства. Законы и 3. Суверенитет, т.е. верховная
власть на определенной 4. Монополия на легальное 5. Право на взимание налогов
и сборов с населения. Налоги
необходимы для содержания 6. Обязательность членства в
государстве. В отличие, 7. Претензия на Определение общих признаков государства
имеет не только научное, но и практическое
политическое значение, особенно для
международного права. Государство
— субъект международных Отмеченные выше признаки отмечают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции. Функции государства
Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества. Деятельность государства Внутренние функции: Охранительная. Экономическая. Социальная. Культурно-воспитательная. Природоохранительная. Внешние функции: Защита государства от вооруженных нападений других государств. Поддержание международных политических
отношений (дипломатическая деятельность) Борьба с международной Участие в международной охране окружающей Среды. Форма государственного правления Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления. Основными формами правления являются монархия и республика. Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству; Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок. Монархия может быть: абсолютная (всевластие главы государства); конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией). Республика может быть: парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом); президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом); Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства государства делят на: Унитарные Федеративные Конфедерации |
Политический режим: понятие и его виды (тоталитарный, авторитарный, демократический). Понятие гражданского общества и правового государства.
Под политическим режимом понимается
совокупность способов, приемов, методов
осуществления политической власти.
В основном выделяют:
1) Авторитарный - это режим, при котором
монополия на власть принадлежит одному
лицу, комитету, партии, либо одному органу,
не допускающему политическую оппозицию,
но сохраняющему автономию личности и
общества во внеполитических сферах. Это
режим жесткой власти, который сформировался
начиная в Восточных деспотий. Это отсутствие
прав человека, в основе единоличное властвование.
2) Тоталитаризм – это политический режим,
осуществляющий всеобъемлющий контроль
со стороны власти над обществом и личностью
и опирающийся на систематическое применение
насилие или его угрозу. Это жесткая власть,
которая тотальным образом охватывает
все сферы общества. Это феномен 20 века.
Это порождение фашистских и коммунистических
режимов.
3) Демократия – это режим, основанный
на признании народа источником власти,
сувереном в государстве, на равноправии
граждан, подчинение меньшинства большинству,
на выборности основных органов государства.
Это соблюдение прав и свобод человека.
Это государство социального и правового
типа. Это разделение властей.
Гражданское общество— один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Гражданское общество — общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами. Гражданское общество реализуется в виде самоорганизующихся посреднических групп.
Правовое государство — способ
организации общества, при котором
обеспечивается господство права и
реализуются]:
права и свободы человека;
равенство всех перед законом;
принцип разделения властей;
разрешение конфликтов через справедливый суд.