Политика как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

Политика имеет такую же древнюю историю, как и само человечество. Она возникла во времена перехода человечества от простейших форм бытия к социально и этнически дифференцированному обществу. Термин «политика» появился в Древней Греции и происходит от греч. «polis» - город. С самого начала он определял различные формы государственного управления. Одно из первых произведений Аристотеля, трактат «Полития», имеет дословное название «относящееся к государству».

Содержание работы

Сущность политики………………………………………… 2
Происхождение политики………………………………….. 3
Свойства,структура и функции политики…………………. 4
Политика и мораль…………………………………………... 6

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 22.46 Кб (Скачать файл)

    Содержание.

    1. Сущность политики………………………………………… 2
    2. Происхождение политики………………………………….. 3
    3. Свойства,структура и функции политики…………………. 4
    4. Политика и мораль…………………………………………... 6         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Политика как общественное явление.

I. Сущность политики

Политика имеет такую  же древнюю историю, как и само человечество. Она возникла во времена  перехода человечества от простейших форм бытия к социально и этнически  дифференцированному обществу. Термин «политика» появился в Древней Греции и происходит от греч. «polis» - город. С самого начала он определял различные формы государственного управления. Одно из первых произведений Аристотеля, трактат «Полития», имеет дословное название «относящееся к государству». Таким образом, как социальное явление политика ассоциировалась с государством, его функционированием при помощи власти. Политика – это явление сложное, универсальное, динамичное, противоречивое. В научной жизни также существует широкий спектр взглядов на политику, которые можно свести к 4 подходам:

1.      Политика как отношения включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между людьми (индивидами либо группами) – внутренняя политика, а также между государствами – внешняя политика. Основанием для такого понимания политики является представление об общении людей, их взаимодействии и совместном решении общих дел, которые выступают как проблемы государства.

2.      Отождествление политики с другими политическими явлениями, в частности, такими как власть, господство и, следовательно, государство. Основой такого подхода является управленческая деятельность, организация и контроль государства, а также знания и умения тех, кто управляет, и жизнедеятельность как естественное качество личности заниматься совместно с другими людьми общими делами.

3.     Функциональная трактовка, т.е. осознание политики посредством присущих ей конкретных функций управления, распределения ресурсов, сохранения внутреннего и внешнего мира. Это понимание политики исходит из того, что в зависимости от конкретного времени исторического развития ее функции могут изменяться.

4.      Целевая трактовка политики, т.е. представление о ней через определение достигаемых целей.

Политика – это деятельность, направленная на всеобщую организацию общества, согласование интересов отдельных граждан и социальных групп путем применения власти как отношений господства и подчинения.

II. Происхождение политики

Политика возникает как  своеобразный заказ на особые посреднические органы в отношениях между людьми, которые в дальнейшем превратились в публичные органы власти, т.е. государство. Возникновение политики охватывает продолжительное время. На первых этапах развития человечества не существовало никакой дифференциации, кроме семейно-родственной. Не существовало и противопоставления интересов, поскольку господствовал общий интерес – физическое выживание. Но материальный прогресс постепенно привел к социальному, этническому и религиозному разделению общества, что проявилось в конфликтах и непримиримых интересах. Дифференцированная система интересов и потребностей (прежде всего по признакам собственности, престижа профессии, классовым различиям) разрушила монолитное единство первобытного общества и потребовала новых средств регулирования общественных отношений. Потребность в согласовании различающихся групп интересов, в обеспечении целостности общества привела к формированию институтов публичной власти, которые используют принудительные меры и таким образом обеспечивают общеобязательное поведение людей и социальное единство общества. В отличие от других социальных институтов, политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательное социальное поведение для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т.д.) неминуемо ведет за собой ущемление интересов и социального положения других групп и слоев населения. Взаимодействие групп, общностей приобретает политический характер тогда, когда становиться очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства.

III. Свойства, структура и функции политики

Свойства  политики:

  • Инклюзивность или способность безграничного проникновения в другие сферы общества.
  • Функционирование в форме соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых. Обусловлено существованием групп населения, из которых одни выполняют функции управления обществом (элита, лидеры), а другие подчиняются, но при этом влияют на выбор элитарных групп и на содержание проводимого ими курса.
  • Единство в политическом процессе сознательных и стихийных поступков и форм политического поведения.
  • Функциональность – способность служить обществу, что позволяет политике глубоко влиять на другие сферы общества и всесторонне взаимодействовать с ними.

Политика имеет определенную структуру. Составные компоненты политики: политические отношения, политическое сознание и политическая организация  общества.                                   

 Политические  отношения – это специфические устойчивые связи общественных групп между собой и институтами власти. Характер политических отношений указывает на то, что является доминирующим в сфере государственной власти – непримиримая борьба за политическое господство или сознательная кооперация усилий всех социальных групп для использования авторитета государства. Политическое сознание характеризует политику с точки зрения принятия ее субъектом и его непосредственной вовлеченности в политическую жизнь. Политическое сознание имеет несколько уровней:   - массовое;

- групповое;

- индивидуальное.

Политика существует благодаря  публичным органам власти, а также  различным негосударственным политическим институтам, которые составляют политическую организацию общества. Она имеет собственную структуру, компонентами которой являются совокупность органов государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные), партийные и общественно-политические институты, группы влияния и другие звенья, представляющие политические интересы различных слоев общества.

Функции политики:    

 Регулятивная функция – отображение властно значимых интересов всех групп населения. Политика выступает как средство предоставления людям дополнительных возможностей удовлетворения всех потребностей и изменения социального статуса.     

 Функция рационализации – изучение и рациональное решение противоречий, возникающих при реализации разносторонних интересов граждан.     

 Человекообразующая функция, позволяющая личности конституировать себя как самостоятельно активное существо, предполагает превращение человека в гражданина.     

 Обеспечение  инновационности социального развития общества и человека. Согласуя интересы социальных групп и отдельных граждан, политика способна создавать новые формы социальной организации.     

 Функции мобилизации и эффективности общей деятельности.

IV. Политика и мораль

Политика и мораль выполняют  схожие функции: регулятивную, организационную, контролирующую. Упорядочивание поведения  людей осуществляется при помощи моральных и политико-правовых норм, которые являются обязательными  для всех. В то же время принципы функционирования политики и морали существенно отличаются друг от друга. Мораль, в отличие от политики не обладает вещественными формами  регулирования общества. Политика воздействует на все общество в целом, тогда  как мораль индивидуальна. Если политические и правовые нормы крайне детализированы, то нравственные нормы представляют собой обобщенные правила поведения, применимые ко всем ситуациям. В рамках политологии существует несколько  подходов к вопросу о взаимоотношениях политики и морали:   

1.  «Аристотелевское» направление. Его представители считают, что политика должна быть моральной, она должна выполнять морально-воспитательную функцию. Управлять людьми может только тот, кто имеет четкие представления о добре, чести, совести, и может служить образцом для подражания. Платон, Аристотель, И. Кант, Е. Фромм, М.К. Ганди, М.Л. Кинг.   

2.  «Макиавеллевское» направление, представители которого оделяют политику от морали. Правители должны руководствоваться не нормами морали, а, прежде всего, практической целесообразностью. Опорой государственной власти является сила, а не справедливость или право. Н. Макиавелли, Г. Гегель, Ф. Ницше, Г. Моска, Л. Гумплович.   

3. «Политический реализм» – выбор меньшего зла в ситуации столкновения моральных ценностей, т.е. в политике, выбирая между большим и меньшим злом, преимущество надо отдать последнему, а для достижения высокоморальной цели пригодны и аморальные методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политика как общественное явление