Политика, как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Из всех сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной, политической), каждая из которых обладает своими структурой, функциями, ценностями, нормами, целями, политическая сфера является не только одним из наиболее сложных, но и во многом определяющим измерением человеческого опыта. Именно в рамках политики возникают, развиваются, принимаются и реализуются ключевые для общества решения. Вне воздействия политики сегодня не может находиться ни один человек: «если человек не занимается политикой, то политика занимается им».
Политика действительно призвана обеспечивать целостность и социальную сбалансированность общества. Ее главное предназначение — урегулирование противоречий в обществе, обеспечение интеграции общества, научить людей жить вместе.

Содержание работы

Введение 3
1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИКИ 4
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ФОРМАМИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ 13
Заключение 17
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

власть и общество к,р.docx

— 55.30 Кб (Скачать файл)

Важнейшим методом политической деятельности является системный, комплексный подход в процессе подготовки и принятия политических решений. Он предполагает: теоретико-познавательную работу (то есть изучение, анализ, положение дел в общенациональном, региональном, городском, районном масштабе, если речь идет о государственной политике), постановку конкретных целей (задач), организационно-исполнительскую, кадровую работу, целеустремленную мобилизационную деятельность, охватывающую различные социальные, национальные, социально-демографические группы населения.

Переход к демократическим формам жизни в России породил невиданную в прошлом социальную активность почти всех слоев общества. Отсюда возросла роль метода конструктивного диалога, (сопоставления точек зрения, разных подходов). Политический деятель (государственный, партийный) не должен бояться дискуссий, споров. Ему следует не только аргументированно защищать свою позицию, но и при необходимости принять другую точку зрения, если она продуктивна, обоснована, определить социальную, политическую ценность выдвигаемых рекомендаций, концепций. Метод конструктивного диалога не самоцель, а средство вовлечения различных групп граждан в строительство демократического общества, упрочению на деле гуманистических свободных начал в нашей жизни, подлинного народовластия.

Нельзя эффективно осуществлять политическую деятельность без знания объективных  тенденций, вскрытия противоречий и  возникающих конфликтов в их развитии. Это обстоятельство выдвигает на передний план методы прогноза (перспективных оценок). Прогнозирование предполагает тщательный беспристрастный анализ прошлого опыта, изучение данных экономической, социальной, уголовной статистики, учет общественного мнения, экспертных оценок, сопоставление альтернативных вариантов возможного общественного развития.

Актуальным является  метод социально-нравственной защиты демократического характера развития, объективная, принципиальная оценка различных общественно-политических движений, соблюдения ими юридических, социальных и нравственных норм. Все антидемократическое, националистическое и экстремистское в возникающих общественных движениях необходимо аргументированно разоблачать с позиций общечеловеческих ценностей и морали.

И на первый план здесь выдвигается  борьба за умы молодого поколения. В  молодежной среде нарастают тревожные  процессы девальвации нравственных, демократических ценностей. Наряду с подавлением экстремизма различного толка широкое распространение  приобретают общественная пассивность  и политическая апатия, нигилизм и  вседозволенность. Чтобы преодолеть эти негативные тенденции, нужен  новаторский, творческий подход к защите идеалов и ценностей демократии. 

  1. Классификация политики и ее взаимосвязь с другими формами общественного сознания

Наряду с выяснением сущности, содержания политики, ее социальной природы принципиальное значение имеет вопрос о ее классификации. Необходимость классификации обусловливается рядом обстоятельств и прежде всего сложностью и многогранностью политической деятельности, а также научно-исследовательскими и учебными целями.

Экономическая политика демократического государства – совокупность научных положений, целей, политических средств и практических мер, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями в сфере экономической жизни общества, под ее влиянием происходит взаимодействие между государством и гражданским обществом. По отраслевому критерию в экономической политике обычно выделяют: политику в области промышленности, транспорта, аграрную политику, политику в области финансов, инвестиций, приватизации и т.п.

Социальная политика – это система идей, установок, целей, методов и средств, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями по поводу их места в обществе и обеспечении их непосредственно жизнедеятельности.

Особое место в сфере социальной жизни занимает национальная политика. Ее объектом являются национальные отношения. Будучи интегральными, включающими в себя экономические, социальные, государственно-правовые, культурно-духовные и другие аспекты, национальные отношения необходимо рассматривать как исключительно сложный специфический объект регулирования.

Политика в сфере духовной жизни призвана осуществлять регулирование отношений между гражданами, коллективами, социальными общностями и нациями по поводу функционирования идей, взглядов, теорий, их реализации в обществе и непосредственной жизнедеятельности людей. Аналогично другим видам политики она может классифицироваться по отраслевому принципу: политика в области культуры, театра, кино, печати, средств массовой информации.

По полноте охвата сфер общественной жизни и влиянию на общество можно  выделить такие разновидности политики, как научно-техническая, оборонная, экологическая. Эти виды политики выступают  своеобразным слепком с общества, отражают его возможности, характер и социальную направленность развития.

Общество не одноцветный монолит, а многоярусная социально-дифференцированная система. Ее структуру составляют индивиды, социальные слои, группы, классы и нации  со своими многообразными потребностями  и интересами. Для их выражения, защиты и осуществления организационно-мобилизационной  функции в обществе создаются  государственные органы, политические партии, общественно-политические и  профессиональные организации. Они  выступают как активные субъекты политики. Исходя из этого, важным критерием  классификации политики являются ее субъекты. Определяющим и ведущим среди них выступает государство.

Современное государство – сложная  система органов, имеющая монополию  на насилие как средство господства и располагающая широкими законодательными, судебными правами, техническими и материальными ресурсами, вышколенной армией профессиональных политиков. В этом отношении ни один субъект политики не может сравниться с государством. Государственная политика поэтому занимает доминирующее место в общей структуре политической деятельности в обществе.

Государственная политика как вид  деятельности обычно рассматривается  на нескольких уровнях:

    1. местном,
    2. региональном, национальном,
    3. международном. 

Местный уровень включает решение в первую очередь социально-бытовых вопросов:

    • обеспечение сносных жилищных условий,
    • строительство и эксплуатация школ, больниц, местной инфраструктуры, управление муниципальной собственностью.

Региональный уровень требует в большей степени государственного вмешательства, координации деятельности различных социальных групп и национальных общностей, направленных на комплексное развитие всего региона, осуществление сбалансированной экологической политики и др.

Центральное место в политике государства  занимает общенациональный уровень. На этом уровне государство призвано определить наиболее точно приоритеты в политике по отношению к разным социальным слоям и группам, выделять с учетом имеющихся возможностей бюджетные средства на модернизацию и развитие тех отраслей экономики, которые в первую голову создают условия для функционирования в оптимальном режиме социальной сферы и всестороннего развития каждой личности.

И, наконец, международный уровень постепенно приобретает все большее значение в наше время. Именно этот аспект государственной политики призван обеспечить защиту национальных интересов государства, суверенных прав граждан, создание благоприятных условий для эффективного социально-экономического развития общества, не допустить втягивания страны в локальные и международные конфликты.

Другими влиятельными субъектами политики являются политические партии, общественно-политические движения и организации. Предлагаемая партиями и их лидерами политика рассчитана на то, чтобы привлечь на свою сторону  ведущие социальные и политические силы с целью завоевания политической власти в рамках соблюдения закона. Встречаются, конечно, исключения. Радикально-революционные  партии часто действуют вопреки  требованиям законов и конституции. Такая политика может дать эффект лишь на короткое время. В стратегическом плане только та политика ведет к успеху, которая реализуется в рамках конституционных законодательных норм, принципов и цивилизованными средствами.

Специфическими средствами политики государство оказывает регулирующее влияние на такие элементы духовной сферы, как образование, воспитание и культуру. Это осуществляется, во-первых, путем социализации и  воспитания подрастающего поколения. Во-вторых, выработкой и утверждением системы ценностей, выступающих  в качестве ориентиров и установок  в деятельности отдельной личности и социальных общностей. В-третьих,  выработкой эталонов действий, поведения и их реализацией в различных ситуациях политической жизни.

Таким образом, политика как сложное, многогранное социальное явление оказывает воздействие на все сферы общественной жизни. В ней находят отражение различные экономические, социальные, культурные, идеологические и иные интересы наций, классов, социальных групп, слоев, политических партий, общественных движений.

Рациональная, демократическая политика предполагает не их подчинение, подавление, а гармоническое сочетание, согласование и интеграцию на основе общественного согласия.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, политика как сложное, многогранное социальное явление оказывает воздействие на все сферы общественной жизни. В ней находят отражение различные экономические, социальные, культурные, идеологические и иные интересы наций, классов, социальных групп, слоев, политических партий, общественных движений.

Рациональная, демократическая политика предполагает не их подчинение, подавление, а гармоническое сочетание, согласование и интеграцию на основе общественного  согласия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Макеев А.В. Политология. – М., 2000.
  2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2000.
  3. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2000.
  4. Дягтерев А.А. Основы политической теории. – М.: Высшая школа, 2001г.
  5. Ильин В.В. Политология. Учебник для ВУЗов, М.: Университет, 2001г. 

 

Интернет –  ресурсы:

  1. http://allpolitologia.ru – происхождение политики
  2. http://nicbar.narod.ru – политика и мораль
  3. http://prepod.info – политология

 

 

 

 


Информация о работе Политика, как общественное явление