Политика: сущность и типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 00:31, доклад

Описание работы

Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.
Политика определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

Файлы: 1 файл

политология лена.docx

— 31.40 Кб (Скачать файл)

Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.

Политика определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

 

Происхождение политики

Сам по себе рассматриваемый  термин был введён в IV веке до н. э. Аристотелем, который предлагал для него следующее определение: политика — это искусство управления государством (полисом). Впрочем, политика выделилась в качестве отдельной области социального бытия задолго до этого события — хотя и позднее, нежели, например, экономические отношения или мораль. Существует несколько различных представлений о природе и происхождении политики:

  1. Теологическое. В соответствии с данным представлением политика, равно как и жизнь в целом, имеет божественное происхождение.
  2. Антропологическое. Такой подход увязывает политику с человеческой природой: предполагается, что соответствующий род общения и взаимодействия с другими людьми продиктован сущностью человека (и, с другой стороны, сам влияет на эту сущность, обусловливая ряд самоограничений и других характерных черт, отличающих человека от животного).
  3. Биологическое. Подобная трактовка, напротив, подразумевает, что природа политики должна пониматься на базе общих для человека и животного начал — таких, к примеру, как агрессивность, инстинкт самосохранения, борьба за выживание и т. п. Этолог К. Лоренц, в частности, увязывал с феноменом агрессивности войны, революции и другие конфликты, имеющие место в жизни общества.
  4. Психологическое. Согласно этому представлению первоисточником политического взаимодействия между людьми являются потребности, интересы, эмоции и другие проявления человеческой психики.
  5. В традиционном для себя ключе политику трактовал, к примеру, З. Фрейд, ассоциировавший природу политики с бессознательным.
  6. Социальное. Соответствующий подход предполагает, что политика является порождением общества и сформировалась в ходе эволюции последнего — по мере роста его сложности и развития социальной стратификации. В качестве отправной точки данных общественных изменений может рассматриваться неолитическая революция, которая повлияла как на формы хозяйствования, так и на образ жизни людей в целом. Логика появления политики при этом имеет примерно следующий вид:
    1. Рост продуктивности человеческой деятельности обусловливает появление частной собственности. Последняя, в свою очередь, способствует развитию экономики, её специализации, а также формированию новых социальных объединений, углубляет автономность и независимость личности, обеспечивая ей возможность достичь определённого положения в обществе экономическим путём, а также усиливает расслоение общества по имущественному признаку, порождая конфликты.
    2. Социальная дифференциация, в том числе по этническому и религиозному признаку, становится более выраженной.
    3. Демографический рост и расширение экономической деятельности актуализируют проблему независимости того или иного сообщества от других, а также задачу сохранения целостности территорий, находящихся под контролем указанного сообщества.

Соответственно, политика возникает  в связи с утратой возможности  разрешить изложенные выше проблемы и конфликтные ситуации традиционными  методами — посредством обычаев, моральных установок и т. п. Наравне с правом политика выступает в роли одного из новых регуляторов, предназначенных для решения этих проблем; кроме того, с той же целью формируется и государство как новая форма структуризации и организации жизни людей. В силу этого понятие политики непосредственным образом связывается с понятиями государства и власти. В концепции политолога М. Дюверже выделяются три формы власти — анонимная, индивидуализированная и институционализированная; первые две определяются как догосударственные, а третья — как собственно государственная, имеющая публичный характер и обусловливающая появление политики.

 

Сущность политики

В ходе развития научной  и философской мысли предлагались различные определения политики: общее «царское искусство», заключающееся  во владении совокупностью конкретных (ораторским, военным, судебным и т. д.), умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон), знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли), лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), борьба классовых интересов (Карл Маркс). В настоящее время распространённым является толкование политики как деятельности, которая выражается в поведении общественных групп, равно как и совокупности моделей поведения и социальных институтов, управляющих общественными отношениями и создающих властный контроль как таковой вкупе с соревнованием за обладание силой власти. Существует также представление, что в самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика).

Политика представляет собой  многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать  как инструмент сознательного саморегулирования  общества. Существует целый ряд определений  политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.

Основные подходы

В исторической ретроспективе  базовые тенденции в определении  сущности политики, так же, как и  в области её генезиса, могут быть обобщены в рамках совокупности различных  теоретических подходов. К их числу  могут быть отнесены следующие:

  1. Субстанциональный. Такие трактовки политики непосредственным образом увязывают её с понятием власти, определяя политику либо как управление при помощи власти, либо как стремление к обретению и сохранению таковой. С этим направлением ассоциируется понимание политики, представленное в работах Н. Макиавелли, М. Вебера и К. Маркса.

 

  1. Институционный. В данном случае внимание сосредотачивается на определённой организации или некотором сообществе людей, выполняющем властные функции. Как правило, в качестве ключевого института обозначается государство (таких взглядов придерживался, в частности, В. Ленин), однако есть и иные вариации, акцентирующие внимание на других общественных институтах.

 

  1. Социологический. В рамках этого подхода общество рассматривается как совокупность структурно организованных групп, реализующих свои потребности и интересы посредством власти, а политика, соответственно, как те или иные формы деятельности подобных социальных групп по реализации упомянутых выше потребностей.

 

  1. Телеологический. Подобное понимание сущности политики связано с понятиями организации, целеполагания и целедостижения, за счёт чего поле действия термина «политика» существенно расширяется.

 

 

Кроме того, в современной  политологии выделяются два противоположных  друг другу подхода к пониманию  политики: консенсусный и конфронтационный. Первый предполагает разрешение проблем ненасильственными и неконфликтными методами, посредством сотрудничества и поиска компромиссов, и политика в нём понимается как деятельность по достижению согласия между гражданами, в то время как в рамках второго подхода политика считается сферой столкновения интересов, областью противостояния, предполагающей доминирование более сильных субъектов или организаций над более слабыми. Необходимо, впрочем, при этом отметить, что не следует преувеличивать значимость и важность какого-либо из этих подходов: политика является продуктом борьбы двух разнонаправленных тенденций (конфликты интересов с одной стороны и поиск равновесия — с другой), что фактически уравнивает между собой консенсусный и конфронтационный подходы.

 

Функции политики

В соответствии со своим назначением, политика выполняет ряд основополагающих функций:

  1. Реализация интересов социальных групп, имеющих значимость с точки зрения власти.
  2. Регулирование и упорядочение процессов и отношений, существующих в обществе, а также условий, в которых осуществляются труд и производство.

 

  1. Обеспечение как преемственности развития общества, так и принятия новых моделей его эволюции (то есть инновационности).

 

  1. Рационализация отношений между людьми в социуме, смягчение противоречий в обществе и поиск разумных решений возникающих проблем.

 

 

Виды политики

 

Классификация видов политики осуществляется по нескольким основаниям:

 

1.По целевой сфере общества: экономическая, социальная, научно-техническая, военная и т. п.

 

(Экономическая политика — совокупность мер, действия Правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент.

 

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

 

Военная политика- составная часть политики классов, государств, партий и других социально-политических институтов, непосредственно связанная с созданием военной организации, подготовкой и применением средств вооружённого насилия для достижения политических целей, в государстве и в мире, одна из частей военного дела.)

 

2.По направлению, или масштабу: внутренняя и внешняя:

 

(Внутренняя политика — область государственной политики, которая                                                  касается законов, государственных программ и административных решений, которые имеют непосредственное отношение ко всем вопросам и деятельностям внутри страны. Она отличается от внешней политики тем, что вторая относится к способам достижения главенства своих интересов в мировой политике. Внутренняя политика охватывает широкий спектр областей: бизнеса, образования, энергетики, здравоохранения, правоохранительных органов, финансов и налогов, природных ресурсов, социального обеспечения и личных прав и свобод.

 

Внешняя политика — общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов.)

 

3.По содержанию и характеру: прогрессивная, реакционная, научно обоснованная и волюнтаристская.

 

4.По субъектам: политика мирового сообщества, государства, организации и т. д.

 

От соответствия политики объективным потребностям развития общества в его материальном и  духовном аспекте, а также от учёта  ею фактических возможностей государства, главным образом экономических, равно как и его специфики в аспекте национально-этнических взаимоотношений в сочетании с географическим и политическим положением. Соответственно, политика может ускорять или, напротив, задерживать развитие общества.

В основе политических процессов  лежит совокупность идей и методов  их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может  изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

  • Политическая партия — организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по-разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.

 

В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную  политику (в частности монетарную политику), военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

В зависимости от направления  деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.

  • искусство управления государством и обществом;
  • совокупность социальных идей и обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами;
  • сфера деятельности государства, партий, общественных движений;
  • стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  • Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. — М.: УРСС, 2007. — ISBN 5-484-01008-X\

 

  • Ильин В. В., Панарин А. С. Философия политики. — М.: Издательство МГУ, 1994. — 284 с. — 3000 экз. — ISBN 5-211-03326-4

Информация о работе Политика: сущность и типы