Политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Представьте себя в роли руководителя. Значит ли это, что вы можете влиять на других людей? Вы считаете, что вас должны слушаться только потому, что вы занимаете должность руководителя? Отчасти это правильно. Но нас интересует, что именно дает возможность оказывать влияние, почему люди слушаются руководителя? Например, руководитель может вознаграждать и наказывать своих подчиненных. А какие еще существуют возможности оказания влияния, кроме «кнута и пряника»? Руководитель может распоряжаться дефицитными ресурсами, владеть нужной информацией, специальными знаниями и, наконец, его могут просто уважать как достойного человека и слушать как авторитетную личность.

Содержание работы

Введение

1. Политика и власть



1.1.1 Необходимость власти в управлении

1.1.2 Виды власти

1.2.1 Политика.

1.2.2 Политика как социальное явление

1.2.3 Структура политики



2. Система научного знания о политической жизни.



2.1.1 Понятие политической системы.

2.1.2 Структура политических систем

2.1.3 Типы политических систем, определяемые господствующими производственными отношениями и классовой структурой общества.



3. Основные аспекты изучения политики

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление.

Введение

1.  Политика и власть

      

       1.1.1 Необходимость власти в управлении

       1.1.2  Виды власти

       1.2.1 Политика.

       1.2.2 Политика как социальное явление

       1.2.3 Структура политики

 

2.  Система научного знания о политической жизни.

 

        2.1.1  Понятие политической системы.

        2.1.2  Структура политических систем

        2.1.3  Типы политических систем, определяемые господствующими производственными отношениями и классовой структурой общества.

 

3.   Основные аспекты изучения политики

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Представьте себя в роли руководителя. Значит ли это, что вы можете влиять на других людей? Вы считаете, что вас должны слушаться только потому, что вы занимаете должность руководителя? Отчасти это правильно. Но нас интересует, что именно дает возможность оказывать влияние, почему люди слушаются руководителя? Например, руководитель может вознаграждать и наказывать своих подчиненных. А какие еще существуют возможности оказания влияния, кроме «кнута и пряника»? Руководитель может распоряжаться дефицитными ресурсами, владеть нужной информацией, специальными знаниями и, наконец, его могут просто уважать как достойного человека и слушать как авторитетную личность.

Является ли ваша власть абсолютной, то есть, будут ли подчиненные безоговорочно слушаться вас во всех случаях? Скорее всего – нет. Но вам, чтобы выполнять свои обязанности руководителя необходимо, чтобы люди выполняли ваши указания, качественно и вовремя делали свою работу, не оказывали противодействия вашим решениям, а еще лучше – сотрудничали бы с вами. Для этого нужно научиться сознательно использовать все возможности власти.

Действительно, всегда ли действия руководителя приводят к желаемому результату? Это в значительной степени зависит от того, знает ли руководитель закономерности поведения работников, умеет ли выбрать стиль поведения, повести за собой людей, может ли использовать различные возможности оказания влияния на подчиненных. Оказание влияния должно протекать в заданном направлении, в соответствии с целями организации. При этом можно и нужно сочетать различные источники власти, учитывая, насколько объект управления поддается управляющему воздействию. Умение сочетать различные источники власти является важным умением, позволяющим менеджеру учитывать человеческий фактор в управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Политика и власть

1.1.1 Необходимость власти в управлении

 

Может ли осуществляться управление без власти?

Управление осуществляется через воздействие. Если рассматривать возможности воздействия руководителя на подчиненных, то можно предположить следующие его варианты:

воздействие через силу. То есть физическое принуждение, как, например, при использовании рабского труда;

воздействие через положительное (отрицательное) подкрепление. То есть использование стимулов и мотивов для побуждения человека к исполнению желаемых руководителю действий;

воздействие на основе использования власти. То есть через оказание психологического влияния.

В менеджменте большинство воздействий осуществляется через оказание влияния на основе имеющейся власти.

Влияние – это психологическое (эмоциональное или рассудочное) воздействие, которое оказывается на подчинённых с целью изменения их поведения.

Действительно, воздействие через силу и принуждение в современных организациях практически не используется.

Мотивирование и стимулирование используется, однако руководителю весьма затруднительно каждый раз при обращении к подчиненному предлагать ему что-либо в ответ на его действия. Например, руководитель ожидает от подчинённого выполнения рабочей операции, входящей в его должностные обязанности, – он не обдумывает, применительно к этой операции, способов его стимулирования. Предполагается, что работник должен выполнять свою работу. Поэтому, в нормальных условиях, руководителю достаточно лишь отдать ему указания, а подчиненный должен их выполнить. Это и есть влияние через имеющуюся у руководителя власть.

Таким образом, в практике управления организациями руководитель в большинстве случаев оказывает влияние на подчиненного путем использования своей должностной власти. Однако возможно использование и других источников власти, о которых мы будем говорить ниже.

Власть – это возможность и способность оказывать влияние на деятельность людей.

Влияние руководителя на подчиненных представляет собой суть управленческой деятельности. Основные возможности влияния заложены в наличии власти.

Без власти управление осуществляться не может!

 



1.1.2 Виды власти

 

Различают власть формальную и реальную. Обычно власть «вручается» человеку с должностью, так как руководящая должность предполагает наличие властных полномочий. Власть, которую дает должность, является формальной властью.

Формальной властью обладают все руководители. Однако на практике можно заметить, что два руководителя одинакового уровня в управленческой иерархии имеют разный уровень реальной власти.

Это может быть связано с тем, что один из руководителей имеет более высокий авторитет у подчиненных, является признанным экспертом по вопросам работы своего подразделения, обладает достойными уважения человеческими качествами. В то же время замечено, что подчиненные с большей готовностью подчиняются руководителю, которого уважают. В результате, при одинаковом уровне властных полномочий, реальной власти больше у того, кто обладает более высоким авторитетом.

Таким образом, формальная власть в сочетании с готовностью людей подчиняться носителю этой власти составляет власть реальную.

Власть является потенциалом влияния. Мы говорим, что власть это потенциал, потому, что она существует не только тогда, когда используется. Она может существовать, но не использоваться.

В каком случае власть существует, но не используется?

Например, когда работник хорошо работает, у руководителя нет необходимости постоянно направлять, контролировать и подгонять его. В этом случае управленческое воздействие все равно оказывается, но гораздо реже и касается оно в основном выдачи заданий. Власть как процесс оказания влияния характеризуется следующим:

целенаправленностью влияния. Это означает, что влияние оказывается в определенном направлении. При этом направление может задавать цель организации (или ее подразделения), задачи или функции подразделения;

опорой на ресурсы. То есть власть опирается на ресурсы, имеющиеся в распоряжении у носителя власти. Это поддерживает зависимость подчиненных;

наличием определенного механизма, то есть средств воздействия на подчиненных. Все типы власти имеют свой механизм воздействия, который формируется исходя из того, что именно определяет зависимость одного человека от другого, какие потребности человека удовлетворяются путем подчинения лицу, оказывающему влияние;

неоднозначностью последствий применения власти. Власть может характеризоваться некоторой непредсказуемостью последствий оказания влияния. Например, исполнитель не считает правильным решение (указание, приказ) руководителя. В таком случае он может оказывать явное или скрытое сопротивление и не подчиняться власти.

Власть реализуется только в социальных системах, так как для восприятия влияния необходимы люди. Один индивид имеет власть в отношении другого, одна группа в отношении другой и т.п. Власть, пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Таким образом, власть можно назвать социальным отношением. Более того – это отношения в динамике.

Как социальное отношение власть характеризуется:

асимметричностью, то есть один человек в чем-то превосходит другого, что и создает зависимость, возможность оказания влияния;

постоянно меняющимся соотношением сил, которое ведет к стремлению изменить или, напротив, восстановить баланс власти.

Никогда не существовало и не существует реальной абсолютной власти, так как субъекты, имеющие власть, зависят одновременно и от людей, и от обстоятельств, и объём власти определяется степенью этой зависимости.

 

 

1.2.1 Политика.

 

Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают поли­тические отношения, складываются и функционируют полити­ческие организации, формируются политические идеи и теории. Что же такое политика? Смысл слова “политика” лучше всего выражает его этимология: греч. politike — искусство управления государством. Политика есть особого рода деятельность, регули­рующая отношения членов общества, объединенных в различ­ные социальные группы и классы, с целью сохранения опреде­ленной общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и общества в целом. “...Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государ­ства...”.

Американские политологи Т. Маргштадт и П. Шоттен указывают: “Хотя политическая деятельность может быть представлена на многих уровнях, феномен, называемый “политика”, обычно наиболее значителен на уровне “нации — государства”. Политологи — тна­ши соотечественники — также в большинстве своем признают наличие аспектов политических отношений в области национальной жизни. Но и здесь есть различные подходы. Ряд авторов признают наличие во взаимоотношениях социально-этнических образований связей политического характера, они не ведут речи о нациях, народностях, народах как субъектах политических отношений. Вот один из примеров: “В системе национальных отношений, — пишет Г.Т. Тавадов, — политические аспекты являются ключевыми, решающими. Это обусловлено прежде всего значением государства как важного фактора формирования и развития нации, внутренней связью национальных и классово-социальных проблем. Поскольку политика - это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, то, по существу, аспекты взаимоотношений наций и народностей имеют политический характер"

Не всякое действие, выражающее отношение между класса­ми, есть политика. Когда, например, рабочий нанимается к капи­талисту на работу и подвергается с его стороны эксплуатации, это не политические, а экономические отношения. Когда же трудящиеся ставят вопрос о власти, ее формах, тогда они вступают в сферу собственно политики. Политика всегда в качестве своей цели преследует сохранение или создание наиболее выгод­ных условий осуществления власти. Поэтому одна из главных целей в политике — устройство государственной власти: госу­дарство призвано охранять и защищать интересы “самого могущественного, экономически господствующего класса, кото­рый при помощи государства становится также политически гос­подствующим классом...”.

В политике находят свое наиболее заостренное и полное вы­ражение коренные экономические интересы господствующего класса, которые сознательно защищаются всей системой политической организации общества.

В этом смысле политика, по определению В. И. Ленина, есть концентрированное выражена  экономики. Политика — сфера, порожденная материально-про­изводственной, экономической основой общества: экономиче­ские интересы в конечном счете выступают как социальная при­чина политических действий.

Но политика в свою очередь оказывает огромное обратное влияние на развитие экономики. Если повседневные изменения в экономике обычно происходят под непосредственным влия­нием развивающихся производительных сил, то коренные изме­нения всего экономического строя общества, имея в основе своей те же сдвиги в производительных силах, совершаются под непо­средственным воздействием политики, при использовании поли­тической власти для перестройки экономических отношений. Известно, что в социалистической революции политический переворот предшествует экономическому. Политика, таким об­разом, выступает предпосылкой строительства новой экономики.

 

Сфера политики обладает относительной самостоятельно­стью: логика политических деяний и идей не есть простой слепок с логики экономических отношений, что обусловливает возможность и реальность противоречий между объективной логикой движения экономики и логикой политических действий. возникающих зачастую и в результате недостаточного учета политикой закономерностей экономического развития. Если политика адекватно отражает назревшие потребности экономиче­ского развития, то она становится силой, способствующей эффективной реализации возможностей, заложенных в экономической системе общества. Если же политика выступает как абсолютизированная власть (как это, например, имело место при фашизме), которая стремится действовать в обход экономической необходимости, то это приводит на практике к волюнтаризму и авантюризму.

Поскольку политика — это искусство управления, постоль­ку, чтобы быть искусством в высшем смысле этого слова, она, во-первых, должна опираться на достижения наук, а во-вторых, соответствовать высшим критериям нравственности: ведь имен но политическая деятельность является наиболее ответственной из всех видов социальной деятельности.

 


1.2.2 Политика как социальное явление.

 

В самом общем виде политологию, как правило, тракту­ют как науку о политике. Что представляет собой полити­ка? В Древней Греции под словом “политика” понималось все то, что относилось к государственной деятельности. В.И.Ладь подчеркивал, что “политика” — это наука государствен­ного управления, виды, настроения, цели государя, образ его действий, нередко скрывающий цели. Политик — это умный, ловкий (не всегда честный) государственный дея­тель, умеющий “наклонять дела в свою пользу, кстати мол­вить' и вовремя смолчать” (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: 1980, Т. 3. р. 261). В сов­ременном словаре английского языка Вебстера политика рассматривается как деятельность гражданского правитель­ства, его планы и меры, особенно по реализации собствен­ных интересов.

Социальная политика – это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т. д,

              Основными принципами проведения социальной политики являются:

Защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведения индексации;

Обеспечение помощи самым бедным семьям;

Выдача помощи на случай безработицы;

Обеспечение политики социального страхования, установления минимальной заработной платы для работающих;

Развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

Проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Информация о работе Политика