Политология и ее роль в развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 10:47, реферат

Описание работы

Цель контрольной работы рассмотреть политологию и ее роль в развитии общества.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
1. Изучить функции политологии в современном обществе.
2.Описать политическую науку и гуманитарное воспитание.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..3
1. Функции политологии в современном обществе…………………….4
2. Политическая наука и гуманитарное воспитание……………………8
Заключение……………………………………………………………….19
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

Политология БАТзс1221 Белобородов А.В. doc.docx

— 50.25 Кб (Скачать файл)

2. Развитие  самого  политического знания  в процессе  разрушения  исходного синтеза философского,  научного  и  эмпирического знания  о   политике, дифференциации   единой политической мысли  на ряд специализированных дисциплин и  исследовательских направлений  (философских, научных  и эмпирических). 

Разделение философии   и науки  происходило  и  происходит по ряду оснований: предметному (проблемы сущности политических явлений, пра-чинно-следственных отношений политики к власти, сущность власти, универсальных процессов,  ценностей - свободы, справедливости, равенства и др. философских проблем, с одной стороны,  и проблемы политических систем, режимов, политической стратегии и тактики и т.п. - с др.).  Предметная  дифференциация   политического  знания  затруднена  самим   взаимодействием  философского и научного исследования одних и тех же объектов, возможностью изучать их и  как философскую, и как научную проблему.    Поэтому  разделение политического знания на философский  и научный  уровни происходит  также по функциональному основанию.  Нет практически такой области политики, которая не  могла бы   стать предметом  философского   исследования. Наука   в  этом  смысле  более  ограничена, ее возможности и задачи не только менее обширны, они иные. Наука  открывает  и исследует общие,  массовые, закономерные  явления, повторяющиеся  и  характерные  для  данной эпохи или конкретного типа политики, политическую  действительность той или иной  страны, не  исключая  и  отдельных,   чрезвычайных  событий.  Философия   же  открывает  универсальную сущность всех этих явлений как  нечто всеобщее, общеисторическое. Поэтому  государство для науки -  это задача  понимания  его устройства, его структур  (аппаратов  власти), механизмов его отношений с обществом и т.п. Для философского исследования - это  познание государства как исторического феномена, способа организации  совместной жизни,  определённого политического сознания общества, эволюционирующей политической  формы  и т.д. и т.п. Точно так же свобода в научном  ее понимании -  это анализ и систематизация  совокупности различных видов конкретных свобод, их типология, теория и пр. Философское  познание свободы требует истолкования ее как универсальной  гуманистической, социальной,  культурной, политической ценности во всех ее абсолютных и реальных отиошеш1ях с другими  ценностями и т.д.    Функциональное   разграничение науки и др. уровней  политического знания обеспечивает  разделение познавательного труда между ними и, следовательно, их взаимодействие. На всех  уровнях познания  исследуется политическая  действительность общества  и конструируется политический  образ общества (его наилучшее  устройство, организация отношений  в нем  и т.д.), но при этом наука  моделирует политику,  исходя из конкретного и даже  локального  (национального) опыта и  прогнозирует политическое развитие, исходя  из настоящего  или недавнего прошлого. Серьезная наука, конечно, не  оставляет без внимания и  значительные политические процессы прошлого. Отсюда и  запоминающиеся  формулы  и сравнения: "Смутное время", "Крестьянский вопрос", "Столыпинская реформа"  и т.п. Но только философия  действительно связывает воедино  все три  времени -  опыт настоящего  времени с  историческим опытом  прошлого и  с гипотезой будущего. К  тому  же  она делает это  на более обширном пространстве, почти не ограниченном к.-н. страной, континентом, эпохой.    Т.о. формируется  основание обособления Политической науки -  методологическое. Политико-философское исследование оперирует идеальными и  универсальными понятиями, обобщениями,  стремится к поискам  предельных  оснований,  сущностей  политических  явлений  и  процессов, хотя  и питается теми же эмпирическими  источниками, что  и наука. Политическая наука остается в сфере конкретных  фактов.  Ее  операции  состоят  в систематизации  эмпирических  фактов,  построении типологий, их сравнительно-сопоставительном качественном и количественном анализе (напр., описанием  и анализом конкретных  ситуаций, их  сопоставлением, объяснением и т.д.). Если философия   воспринимает  методологические  приемы   и  обобщения   исторического  плана  (представление о цивилизации,  стадиях  исторического процесса, эпохах,  направлении  и формах   общественного развития  и   т.п.), то Политическая наука  в  наше   время  широко   использует методологию  естественных (математический аппарат, технику моделирования) и общественных  (прогностических, психологических, социологических и др.) наук.   

Еще  одно  основание видения Политической науки  - ее структурные особенности. Научное исследование достаточно полно охватывает определенную  область политики, хотя  бы и  узкую, например, политических и социальных  конфликтов  в демократическом обществе (а не вообще  проблему демократии)  или даже проблему  конфликтов  в одной  политической партии. Но  это должно быть  целостное специализированное  исследование, систематизирующее  по возможности  все полученное в данной области знания. Философское исследование того же предмета может быть посвящено не  совокупности проблем данной области (политических конфликтов), а принципам соответствующего процесса, включая в него исследование многих аспектов  (свободы, справедливости, права  и  мн.  др.). Оно  раскрывает  глубокую  сущность, связь  явления  с др. предметными  сферами внутри  политики и вне ее. Ученый  может  идти тем же  путем, но не обязан  это делать так,  как  философ. Политическая наука  исследует, напр., проблемы  государства как политического, социального, экономического образования, политической организации общества со всеми его структурными  особенностями. Философ может  подойти к  нему как  к проблеме человека, его чувственной жизни, проблеме культуры, цивилизации  (как это сделали  уже в XVII в. Т.Гоббс и Дж.Локк)  и  прийти к значительным политическим результатам.

3. Фактором, способствовавшим формированию   Политической науки, послужил общий процесс становления научного познания мира  и общества, протекавший как разложение натурфилософии, а  также появление  естественных наук  и дифференциация  слитного философского  знания о  природе человека и устройстве совместной жизни людей, политике и власти. Особое значение двойной процесс дифференциации   и синтеза  политической науки и  др. общественных  наук, обращенный  в  сферу политики, приобрел уже  в наше время, особенно во второй половине XX в., в связи с общим бурным  развитием социальных наук и наук о  человеке.

4. Формирование  Политической науки стимулировалось и  стимулируется постоянными поисками  познания политических  событий   неполитическими  и  ненаучными   средствами  -  в  литературном, художественном   творчестве,  усилиями  эволюционирующего    политического  сознания   и самосознания  общества, постоянными   поисками  человеком объяснения  явлений  политики. Поэтому  возникновение  политической науки не  только научный  процесс, но  и  значительное культурное явление.   

История   политической науки  начинается  вместе с  творчеством  основателей  политического знания, политических мыслителей древности, ибо отнюдь не все в их размышлениях  о политике  было ее философским   анализом. Классификация   политических режимов  Аристотеля  -  типичное политико-научное исследование, опиравшееся на  конкретный анализ 158  полисных  структур. Конкретика Платона и  Аристотеля позволяет их считать основателями Политической науки, во всяком случае, ее элементы  у них налицо. Такого  рода нефилософское  исследование политики традиционно толковалось как учение  о государстве, сформулированное в классических трудах Платона-"Республика"  и Аристотеля -  "Политика", которая также  считалась учением  о государстве. Однако   институциональная  ориентация  этих  трудов  подчеркивала  их научную, а  не  философскую  ориентацию  (что, конечно, не исключает  и их  философского содержания). 

В  этот же период продолжается предметное и функциональное  разделение политического и юридического  знания,  хотя их  сочетание  все еще  давало  о  себе  знать и  одерживало формирование  политической науки, поскольку политика все еще считалась учением о государстве так же, как правовое исследование. В их общей  традиции государство считалось результатом юридического акта, договора власти  и общества  (пакта, соглашения граждан  у Т.Гоббса, общественного договора у  Ж.Ж.Руссо).

Идея  договорных  отношений  между   государством и  обществом получила  практическое  выражение  в  конституциональной организации этих  отношений,  в теории и практике  правового государства. Поэтому сохраняется основа совместных политико-юридических  исследований институциональной политики.  Однако  политическая проблематика давно вышла  за рамки государственно-правовых институтов, и в первой и второй трети XX в. Политическая наука в основном освободилась от юридизма.    В  20-х гг. XX в. становление политической науки можно  считать свершившимся. Ее  подлинный расцвет приходится уже  на вторую  половину столетия. Политическая наука стала достаточно самостоятельной, чтобы сотрудничать с др. быстро развивавшимися науками, не растворяясь в них и не смешиваясь с ними. В  этот период оформляются современные  методологии общественных наук; более четко разграничиваются их предметные области; устанавливается взаимодействие политической науки со смежными областями знания; в сфере политической науки возникает система научных школ и  направлений (исследования сознания  и подсознательных мотиваций  политики, политического поведения, психологии волевых актов  власти; исследовательских школ анализа внешней политики  -  политического реализма и др.); происходит, как и в др. социальных науках, специализация научного знания (исследования внутренней, внешней политики, политических систем, политического лидерства, типологии  власти и  мн.  др.); совершается переход  от работы  изолированных  групп  и отдельных ученых  к организации  научных учреждений,  сети учебных заведений, готовящих кадры специалистов, развивается издательская деятельность, появляются специализированные периодические издания. Политической науки становится в развитых странах полноправной частью науки как социального института  с  многочисленными   и  организованными  кадрами  исследователей, преподавателей и учащихся; возникают международные и национальные организации политической науки    В  60-70    гг. в некоторых странах  (в Германии, отчасти во  Франции,  затем у нас) появилось новое наименование политической науки -политология (по  аналогии с социологией, экологией и т.п.). Во многих западных странах, особенно в США,   его не применяют, хотя оно  создает речевые удобства -  краткость и понятность термина. Это  название, однако, скорее можно применить в сфере эмпирического знания или в популярно-публицистической практике, а не в значительной науке, тем  более по отношению   к крупным  политическим  авторам: странно было бы назвать политологом Н.Макиавелли или Ю.Хабермаса.    Функции  современной политической науки суммируются по ряду признаков.

1. Служебные  (инструментальные) функции обслуживания  политической практики. Они, в свою очередь, состоят из:

1) из нормативных функций,  т.е. определения норм политической деятельности учреждений  и лиц,  политических процедур  (выборов, создания организаций), политической жизни  и т.п.;

2) функции планирования  политических действий, процессов;

3) прогнозирования  в  моделирования  ожидающихся   событий,  ориентирования  политической практики;

4)  организационной  функции   -  разработки  рекомендаций  для  организации политических учреждений, отношений, переговорных процессов, партий и т.п.

2. Познавательные  и  критические функции:

1) теоретический и  эмпирический  анализ политических идей, теорий, практической деятельности;

2) критическая проверка политических идей  и практических  действий двумя  путями  - предварительных  теоретических расчетов, сопоставлений, проверки   аргументации  и  т.д., т.е.  методом  фальсификации   гипотез, обнаружения  ошибок  и  неверных  положений и  посредством экспериментальных  испытаний (пробных выборов, условных назначений и анализа результатов, приемов принятия решения и т.п.);

3) построение теории соответствующего политического объекта (явления, процесса)-основная  задача политической науки,  которая  предполагает знание  его закономерных  изменений,   его объяснение, позволяющее  судить  о его  будущих  состояниях и  предвидеть  их, без чего невозможна  подлинно  научная  теория,  восходящая  от  частных   теорий отдельных   (но взаимосвязанных) объектов к теориям среднего и высшего уровней (напр., совокупность теорий правления и самоуправления, отношений  власти и общества, государства и аппаратов власти, деятельности политических партий, лидеров, политических отношений, конфликтов и т.д. - до общей  теории  демократии);

4) создание собственной методологии, начиная с эмпирических количественных  и  качественных  конкретных исследований, отбора  и  разработки методов накопления и  обработки данных,  применения математического аппарата, системных методов, моделирования, построения сценариев вероятного будущего, использование таких специальных методов, как  анализ вероятностных процессов, теории игр, пространственных представлений, отношений  объекта и его окружения (среды), например, при анализе систем различных порядков (самоуправления микрорайона в городском управлении, города - в области и т.д.).

В  рамках этих функций совершается движение  научного  политического знания  от эмпирического  материала к  его  обобщению  в  теорию  и  гипотезу  развития. При этом применяется   ряд   последовательных  исследовательских  операций:  отбор  данных,   их систематизация и классификация, определение системных свойств объекта (напр., политической партии), зависимых  и независимых  переменных  этой системы, ее  структуры (элементов и отношений  между  ними), ближайшего  окружения  (совокупности партийных систем) и  более общего  (политических отношений  страны), анализ сопутствующих проблем (лидерства и  его типов) и т.д. вплоть до построения теории конкретной политической системы.   

Вместе  с  функциональной структурой  политической науки развивается и  ее предметная структура. В настоящее  время  ее можно   представить как  совокупность теоретических наук,  научных дисциплин,  эмпирических   исследований в  пределах  собственно  политического  знания в совместных, синтезированных дисциплин  и научных  направлений, за счет которых это знание расширяется.

В целом оно  может быть представлено следующей  схемой:

  1. По предмету исследования.

Теоретические науки: исследование институциональных форм политики   и  власти, функций   политики   и  власти,  политических  систем  и   структур, политической  организации общества, политических  процессов (управления и  др.), типологий власти, ее средств и целей политики; теории внутренней  и внешней  политики, политической стратегии и тактики и др.

2. По типу исследования.

1) Политическая социология: политическая деятельность, работа институтов, процессы и  процедуры  (выборы, назначения), отношения  между   политическими институтами и  их отношения  с обществом (бюрократия, кадры  власти), политические системы (власти, партии,  управление  и  пр.), ассоциации  (группировки, движения);  политические режимы;   гражданское  и   др.  общества;  правящие  силы,   политические  элиты   и  т.п.

2) Политическая   психология:   политическое  сознание   и    поведение   (бихевиористские исследования), восприятие политики  и  власти обществом  (их легитимация);  эмоциональная жизнь   политики  (политическое  воображение,  искусство, интуиция,   символика  и  т.п.), политическая культура и т.д.

3) политическая антропология: политика как проблема человека, а также  догосударственные политические отношения  и формы   власти доклассового общества; биологические, природные начала политики.

Информация о работе Политология и ее роль в развитии общества