Политология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:41, реферат

Описание работы

Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве -- забота всего современного общества, важное условие его благополучия. Как отмечает руководитель Академии политического образования ФРГ Т. Майер, «там, где политическое образование отличается постоянством, непрерывностью и охватывает все социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое общественное внимание. Ненужным же оно не будет никогда»

Содержание работы

Введение
1.Структура и функции политики.
2. Определение предмета политологии.
3.Место политологии в системе современного общественного знания.
4.Основные этапы развития политической науки.


Заключение

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 35.97 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

Введение

1.Структура и функции  политики. 
2. Определение предмета политологии. 
3.Место политологии в системе современного общественного знания. 
4.Основные этапы развития политической науки.

 

 
Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования со стороны более активных в политическом отношении сил. 
           Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве -- забота всего современного общества, важное условие его благополучия. Как отмечает руководитель Академии политического образования ФРГ Т. Майер, «там, где политическое образование отличается постоянством, непрерывностью и охватывает все социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое общественное внимание. Ненужным же оно не будет никогда». 
           Демократическое политическое образование базируется на признании основных гуманистических ценностей и прежде всего свободы и достоинства каждой личности, ее естественных, неотъемлемых прав. Оно помогает гражданину правильно оценить соответствующий общественный строй, осознать свои место и роль в государстве, права и обязанности. Главная его цель - научить человека адекватно ориентироваться в сложном и противоречивом современном мире, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективно решать общие проблемы. Оно направлено также на формирование у граждан уважения к демократическому порядку и обеспечивающим его государственным и общественным институтам, ибо без твердого политического порядка свобода отдельной личности не может быть реальной. 
    Овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры - одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России и других государствах. Известно, что любые социальные перемены начинаются прежде всего с сознания людей. 
Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии. Демократическое политическое образование способно в значительной мере ускорить этот процесс.

 

 

В нашем обществе оно призвано выполнять  ряд конструктивных функций и, прежде всего, помогать людям вырабатывать рационалистический и демократический  менталитет, усваивать ценности и  нормы демократической политической культуры, формировать такие качества, как политическая толерантность (терпимость), готовность к компромиссу и партнерству, стремление к консенсусу, умение цивилизованно  и институциализированно (в рамках закона и с помощью демократических институтов) выражать и защищать свои интересы, предотвращать или же относительно безболезненно разрешать социальные конфликты, укреплять российскую общенациональную идентичность, патриотизм и государственность, развитие демократического политического сознания способствует также упрочению у населения чувства гражданского долга, ответственности перед обществом и государством, ограничивает влияние политического радикализма и экстремизма. 
Особенно необходимы политические знания и навыки молодому поколению, отличающемуся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам. 
Через политику выражаются наиболее значимые интересы (общие, частные, общечеловеческие, национальные и т. д.). Люди могут добиваться реализации своих интересов и потребностей, изменения социального статуса. 
    Политика призвана разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы  интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло. Политика в таких случаях сама должна быть рациональной (осуществлять обоснованные целесообразные действия, просчитывать возможности реализации своих решений и ожидаемые последствия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Структура и функции политики.

 
Политика существует в различных  ипостасях (формах) — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет  сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и  составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных препарирований (делений) политики — разграничение  в ней формы, содержания и процесса (отношений).  
   Форма политики — это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.  
  Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.  
  Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.  
В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов. 
  В английском языке, а также в американской и мировой политической науке в целом для обозначения различных сторон политики используются три самостоятельных термина: « polity » («полити», или «полития»), « policy » («полиси») и « politics » («политикс»). Эти понятия примерно соответствуют форме политики, ее содержанию и политическому процессу.  
Полития означает политическую организацию того или иного общества, государство в широком смысле этого слова, т. е. как совокупность всех граждан страны, весь механизм осуществления власти. Иными словами, это политический строй, политический порядок в единстве составляющих его институтов и норм.  
Полиси в узком значении этого слова характеризует содержание, образ действий власти, правительства, технологию принятия политических решений. Полиси-исследования, как одно из направлений политической науки, стремятся выяснить, как, почему и с каким эффектом политические инстанции принимают обязательные для всех решения по распределению дефицитных ценностей и благ, какие социальные последствия и реакцию вызывают эти решения.  
В широком значении понятие «полиси» относится не только к действиям центральной власти, но и к способу поведения, принятия решений других политических акторов: партий, профсоюзов и т.д. 
Политике — это политика, рассматриваемая с точки зрения возникновения и разрешения в ней конфликтов. Политикс-анализ занимается субъектами, претендующими на власть или стремящимися повлиять на политические решения: партиями, общественными организациями, средствами массовой информации (СМИ), заинтересованными группами и т.д., а также конфликтующими интересами, идеологиями, целями и ценностями, насильственными и мирными способами разрешения конфликтов. Полити (форма), полиси (содержание) и политике (процесс) нередко называют измерениями политики, отражающими ее важнейшие аспекты. 
  Эффективная политика обеспечивает целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок даже при смене режимов правления. 
Политика призвана обеспечивать преемственность и инновационность развития общества и человека. Прогрессивная политика выступает как созидательная и консолидирующая сила, сосредотачивающая энергию людей на главных направлениях общественных преобразований, концентрируя духовные силы человека и общества в целом. 
       Таким образом, функции политики выражаются в:

1. Интеграции различных сфер общественной  жизни, обеспечение целостности  и стабильности общества.

2. Выражении интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.

3. Управлении и руководстве политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом.

4. Обнаружении и рассмотрении социально политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами.

5. Социализации личности, включение  её в сложный мир общественных  отношений.

6. Обеспечении преемственности и обновления развития общества и человека

Один  из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две группы функций:

Функции «ввода» - воздействие общества на политику, т.е. политическая социализация и привлечение  людей к участию в политике;

Функции «вывода» - влияние политической системы  на общество: разработка норм, законов, их применение и контроль за их соблюдением. 
        Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления.

 

2.Определение предмета политологии.

 
  Политология – это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности. 
Политология, как следует уже из самого названия, - это наука о политике. Поэтому наличие правильных и ясных представлений о политике - первейшее условие глубокого осознания предмета политологии, ее особенностей и содержания.  
К главным разделам политологии относятся следующие: теория политики, теория политических систем и их элементов, теория управления социально-политическими процессами, политическая идеология и история политических учений, теория международных отношений.  
Возникновение и развитие политологии обусловлено жизненно важными потребностями общества. Политология как наука имеет многообразные связи с жизнью общества. Поэтому она решает важные задачи и выполняет определенные функции.  
Задачи политологии – формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связана функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Место политологии в системе  современного общественного знания. 

В основе взаимосвязи и взаимодействия политологии с другими общественными  науками лежат, по меньшей мере, два  обстоятельства.  
Во-первых, это тесное и всеобщее переплетение процессов общественного развития (экономических, политических, психологических, религиозных и других) в самой жизни. Поэтому любая общественная теория не может не основываться на существовании этих связей, их воздействии на развитие общества. Во-вторых, в обществе возникают проблемы, связанные с основными, важнейшими общественными ценностями, изучением которых и выработкой практических мероприятий, по поводу которых заняты, можно смело утверждать, все общественные науки. Главные из этих ценностей: материальное благосостояние общества и его стабильность, национальная безопасность, свобода и конституционный порядок. 
Указанные проблемы отражают основные ценности, которые движут (управляют) развитием любого общества, каждой социальной системы. В реализации этих целей заинтересовано и общество в целом, и каждый его гражданин. В зависимости от степени достижения данных целей судят об эффективности работы тех, кто возглавляет страну. Очевидно также, что достижение перечисленных целей - очень сложная задача, порождающая многочисленные проблемы. 
Отмеченные обстоятельства вскрывают существование объективных причин, которые составляют основу взаимодействия общественных наук в решении многих проблем социального развития. 
Взаимодействие общественных наук имеет и другие причины и осуществляется в других конкретных формах. Основанием для этого служит, например, то, что практически все общественные науки изучают в связи со своими специфическими проблемами явления политической жизни. И это не случайно, так как многие жизненно важные экономические, социальные, культурные, этические, психологические и другие проблемы нередко становятся политическими. Так происходит в случае, если решение проблемы средствами той сферы, где она возникла, становится невозможным. Возникает потребность в политических средствах. Такое взаимодействие различных общественных систем с политической системой находит отражение и в теории общественного развития. 
Например, можно привести экономическую теорию. Специалисты в этой области изучают не только законы и закономерности развития рыночного хозяйства, его самоорганизацию, саморегулирование, самонастраиваемость, но и методы, приемы, средства государственной политики в отношении функционирования экономической системы общества в целом. Этой наукой анализируются принципы выработки и реализации экономической теории, разрабатываются основы и направления государственного регулирования экономических процессов, экономической стратегии и тактики. Само по себе данное обстоятельство позволяет экономической теории сделать выводы, важные для политологии. Один из них заключается в том, что в основе многих экономических процессов следует видеть борьбу за реализацию политических целей, преследуемых определенными слоями общества. Можно привести много примеров. В частности, такое обстоятельство. Хорошо продуманная и многообещающая гражданам страны экономическая программа кандидата в президенты страны (или на какой-либо другой руководящий пост) становится мощным средством завоевания власти. А успешное выполнение этой программы, при прочих разных условиях, способствует удержанию политической власти и продление пребывания на руководящем посту. В свою очередь политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов. 
Вопросы развития политической системы интересуют специалистов в области политической истории, социологии, права и других общественных наук. Но (подчеркнем еще раз) главную, центральную, осевую роль в изучении такого сложного социального явления, как политическая система общества, играет политология. Политическая система - это ее предмет. Образно говоря, в изучении политической системы политология в отличие от других наук «держит контрольный пакет акций». При этом следует отметить, что в своих областях другие общественные науки также играют центральную роль. Общая экономическая теория, политическая история, психология, социология, право и так далее в своих сферах тоже осевые науки.

Еще одной точкой соприкосновения политологии  с другими общественными науками  является ее активная опора на результаты их научных разработок. Например, политология  пользуется материалами правовой науки: правовое обоснование, оформление и  оценка политических институтов, политических процессов, политических отношений  обеспечивает гарантии их нормального  развития и функционирования.

Наиболее  близкой по объекту и методам  исследования к политологии является государственно-правовая наука, которая  изучает правовые механизмы разработки и осуществления политических решений. Тесная связь правовой и политической наук обусловлена важной ролью политической власти в практической реализации социальных норм. В то же время политическая власть не может нормально функционировать  без правового оформления. Наблюдается  тесная взаимосвязь между политологией и политической социологией, изучающей  систему взаимодействия политики с  социальной средой. Большое внимание политическая социология уделяет анализу  социальной структуры общества, изучению сознания, интересов, мотивов поведения  индивидов, различных социальных групп, общественного мнения, их влиянию  на политические отношения, выяснению  социальной природы политической власти и другое. Поэтому с точки зрения объекта исследования политическая социология и политическая наука близки между собой. Но у них существуют серьезные различия в предмете познания.

Политическая  история дает фактический материал, обобщения и выводы для исследования современных политических систем в  целом и отдельных подсистем (политические институты, политические отношения, политические процессы и другие), принципов политической организации общества. Этот материал имеет большое значение для оценки качества выводов современной политологии, их точности и достоверности. Показательно, что на заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины английский историк Э.Фримэн не без основания заметил: “История - это прошлая политика, и политика - это сегодняшняя история“. О правомерности такого утверждения говорит тот факт, что политическая наука формировалась и развивалась в тесной связи с историей. (Симптоматично, что в настоящее время в США почти в двухстах колледжах история и политическая наука все еще преподаются на объединенных кафедрах).

Политология как наука непосредственно опирается  на результаты исследований политической социологии. Как известно, политическая социология изучает проблемы взаимодействия политики и социальной среды. Для  политологии представляют интерес  материалы этой науки о мотивах  поведения людей и социальных групп, результаты опроса общественного  мнения и его воздействия на политические отношения. Современная политология  немало заимствует у социологии в  части методов и приемов научного анализа. Однако каждая из этих двух наук является самостоятельной, имеющей  свой, специфический предмет анализа  и свои цели. В чем же главное  отличие политологии от политической социологии? Политическая социология имеет дело с социальными причинами  и отношениями распределения  власти и властных структур в обществе, факторами, определяющими политическое поведение людей, политические конфликты, политические установки, ориентацию и  умонастроения широких масс населения  и так далее. Как отмечают Р.Бендикс и С.М.Липсет, “в отличие от политологии, которая исходит от государства и изучает, как оно влияет на общество, политическая социалогия исходит от общества и изучает, как оно влияет на государство, то есть на формальные институты, служащие разделению и осуществлению власти”. Приведем пример. И политология, и социология изучают армию. При этом политологию армия интересует, в частности, как возможный инструмент политической борьбы за власть, исследуется роль армии в системе сложившихся властных институтов. Социология же исследует армию под углом зрения происходящих в ней социальных процессов и их связи с процессами, развивающимися в обществе в целом (например, «дедовщина», причины ее развития и пути искоренения).

Информация о работе Политология как наука