Политология: объект и предмет науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 21:00, контрольная работа

Описание работы

Знать политику должны все люди, тем более те, кто поставил себе целью получить высшее образование и собирается в будущем составить основной костяк руководителей, управленцев, деятелей культуры и искусства, педагогов и воспитателей. Роль и значение политики особо возрастают в переломные исторические периоды, когда происходит переоценка ценностей и радикальной трансформации подвергаются мировоззренческие установки и сами основы жизнеустройства людей.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 54.69 Кб (Скачать файл)

В западной политологии распространена концепция права, согласно которой право рассматривается в качестве порождающей причины политики, определяющей ее содержание и направленность. Сторонники данной концепции считают, что право, а не политическая деятельность обеспечивает социально-политический компромисс в обществе.

Одной из разновидностей социальной парадигмы является культурологическая парадигма. В рамках данной концепции содержание политики ставится в зависимость от ценностных установок общества, групп или субъектов, то есть пытается объяснить политические феномены, апеллируя к культуре человеческой цивилизации. Каковы культурные традиции, такова и природа политической власти в обществе. Культура протестантизма способствовала развитию в западных странах этики индивидуализма и морали успеха, что привело к осознанию особой значимости либеральных прав и свобод. Клановая солидарность в странах АТР стала фундаментом коллективистской политической культуры. В качестве политических ценностей, определяющих характер поведения людей, выделяют идеологические, в основе которых лежит нравственная убежденность индивидуумов в ценности того или иного общественно-политического строя, персональные, связанные с верой индивидуумов в личные качества лидеров. Выбор тех или иных ценностей, а, следовательно, и форм политического поведения, определяется социокультурными характеристиками человека. Например, в качестве ценностей могут выступать доминирующие в обществе представления о политическом лидере, верой в его личные качества (культ Сталина). На сегодняшний день достаточно распространены представления, согласно которым именно демократический политический строй и провозглашенные им принципы являются главной гуманистической политической ценностью.

Рационально-критическая парадигма. Рационально-критическая парадигма ориентирована на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействия, на выявление лежащих в основе политической жизни конфликтов и их динамики и т.п. Политическая жизнь объясняется внутренними факторами.

Политика - это самодостаточная сфера, которая развивается по своим законам (эпоха не важна). Именно политика движет миром, а не что-то другое. Это более приземленная интерпретация политики. Природу политики объясняют не внешними, а внутренними факторами, свойствами, элементами.

Сущность политики находят в ней самой и объясняют через теории конфликта и консенсуса, элитарные концепции и др.

Национальные политологические школы

Ведущая роль в современной зарубежной политологии принадлежит американской школе (Г. Алмонд, З. Бжезинский, С. Верба, Р. Даль, Д. Истон, С. Липсет, С. Хантингтон и др.).

Центральное место в политических исследованиях занимают проблемы политической власти. Большое внимание уделяется, прежде всего, анализу конституционных основ и принципов политической власти (через деятельность Конгресса, института президентства, административно-управленческого аппарата и т.п.), изучению механизма политической власти и политического поведения (через функционирование общественного мнения, поведение электората, деятельности политических партий и т.п.). Относительно недавно стали развиваться такие направления, как теория политического управления, международная политика, политическая модернизация, сравнительная политология.

Английская школа политологии формировалась под сильным воздействием американской школы.

Современные политические исследования имеют экономическую, социологическую, социально-политическую направленность. Изучаются английская политическая система, избирательная система, механизм политического давления на правительство и парламент со стороны групп интересов, психология электорального поведения и т. д. В центре внимания находятся теории согласия, конфликта, плюралистической демократии.

Спецификой немецкой школы политологии (Т. Адорно, Х. Арендт, Р. Дарендорф, К. Поппер, Э. Фромм, Ю. Хабермас и др.) является сочетание теоретико-философского характера исследований с политико-социологическими данными.

Основными научными направлениями являются философия политики, теории конфликтов, политических систем, сравнительное и историческое изучение типов политического господства и их идеологического оформления, природы, истоков и форм тоталитаризма, социология политических институтов, политического поведения, анализ общественного мнения и роли СМИ в политике.

Становление французской школы политологии (М. Бонгран, П. Бурдье, Ф. Буррико, Д. Давид, Л. Сэв, М. Фуко) происходило после Второй мировой войны. Ее особенностью является акцент на теоретических, государствоведческих аспектах политических процессов в рамках конституционного права. Французские политологи изучают сущность власти, исследуют классы, политические партии и движения, политическую социализацию различных групп, политические кризисы, развивают прикладные отрасли политологии (технологии политики и политический маркетинг).

 

8. Политология как учебная дисциплина

 

Перед политологией как учебной дисциплиной стоит не менее ответственная задача. В нашей стране в периоды господства тоталитарного и авторитарного режимов власти политологии как учебной дисциплины не существовало. Реакционному режиму было проще управлять политически неграмотными людьми.

Отсутствие у людей знаний о политике, о строении политической системы, о способах формирования органов власти и их функциональном назначении, наконец, о своих личных правах и свободах позволяет разного рода политическим авантюристам, используя демагогию и ложь, безнаказанно проводить свои иезуитские эксперименты над целыми странами и народами.

Задача политологии как учебной дисциплины состоит в том, чтобы помочь людям разобраться во всех хитросплетениях политики, научить их правильно осознавать (воспринимать) существующий общественный и политический строй, адекватно реагировать на складывающуюся политическую ситуацию. Политология должна способствовать развитию у людей гражданской политической культуры, чтобы они умели защищать свои права и интересы и при этом уважительно относились к интересам и правам других. Необходимо прививать людям нетерпимость к любым формам проявления тоталитаризма, насилия, узурпации власти, к нарушениям прав и свобод личности.

Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотность людей являются необходимым условием построения правового государства и формирования гражданского общества.

Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия включила политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология была определена как учебная дисциплина в вузах России.

 

9. Российская школа  политических и правовых учений.

 

Русская политико-правовая культура – неотъемлемая часть исторического культурного наследия. Изучение становления и последующего развития русской политической мысли приводит к пониманию большинства происходящих в наше время политических процессов, даёт представление об уровне общественного сознания, помогает проследить специфику формирования и развития русского политического мышления, институтов государства и права.

Рассмотрение политической мысли на Руси начинаем со времени возникновения русской государственности. Формирование государственности у во-сточных славян происходило в течение длительного времени в процессе разложения первобытнообщинного строя и зарождения феодализма. В VIII–IX вв. складывается первое в Восточной Европе славянское государство во главе с Киевом. Несколько позже образуется другое – во главе с Новгородом. В 882 г. происходит их объединение в Киевскую Русь. В IX в. Киевская Русь заявила о себе как о суверенном государстве, обладающем весом в тогдашнем цивилизованном мире. Важнейшей идеологической акцией правящей верхушки Киевской Руси было принятие в 988 году князем Владимиром христианства, которое с этого времени становится государственной религией.

Развивающиеся социальные противоречия, порой выливавшиеся в восстания городских низов Киева во второй половине XI – начале XII в., необходимость отражения внешней угрозы со стороны кочевников и упрочения независимости государства, гегемонию над которым пыталась установить Византия, были главными источниками, питавшими основное содержание политической идеологии того времени. Идеи независимости Русского государства, его единства, сильной княжеской власти становятся ведущими в политической литературе Киевской Руси. В дальнейшем по мере упрочения феодальных отношений, развития процессов феодальной раздробленности и усиления внешней опасности все более настойчиво начинают пропагандироваться идеи единения всех русских земель и смягчения социальных противоречий путем снижения эксплуатации и угнетения.

В этот период появляются первые политические и правовые теории, получившие свое выражение в достаточно полной, доктринальной форме.

 

10. Политология  как инструмент воспитания гражданской  ответственности.

 

Гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам. Основной целью гражданского воспитания – воспитание в человеке нравственных идеалов  общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием.

Воспитание гражданственности личности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека.

Важнейшее направление гражданского воспитания – формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать свои возможности в обществе. Гражданский опыт приобретается детьми в семье, учебных заведениях, в неформальных коллективах, детских общественных организациях и т.п. Утрата или ослабление подлинной гражданственности, подмена её лозунгами и вульгарным политизированным воспитанием приводят либо к воспитанию карьеристов, либо к отчуждению детей от общества, к попыткам найти понимание в асоциальных и антисоциальных неформальных группах. Нельзя воспитать гражданина, постоянно предъявляя к ребёнку гражданские требования. Гражданская ответственность формируется, когда человек осознаёт реальные проблемы своей страны и начинает защищать её интересы. В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время политология заняла прочное место в вузовских учебных планах в качестве обязательной обществоведческой дисциплины. Для этого имеются веские основания: в обществе возрастает интерес к политической жизни, к познанию ее законов. Это вызвано становлением правового государства и демократической политической системы, формированием различных политических партий и движений, вовлечением в политику больших масс людей. В связи с этим все больше ощущается дефицит знаний о политике, ее закономерностях и нормах. Активные участники политического процесса осознают, что без соответствующих знаний не может быть эффективного политического действия, этим и обусловлена необходимость изучения политологии в высших учебных заведениях.

Современная концепция высшего образования, признанная во всем мире, предполагает, что выпускник любого вуза, будущий специалист в той или иной сфере деятельности не может быть политически неграмотным. Иначе он не может стать полноценной личностью, самостоятельным субъектом, принимающим ответственные решения за свою судьбу и за судьбу других людей. Способность к принятию рациональных решений в политической жизни формируется в ходе систематического приобретения знаний и опыта.

В результате приобретаются знания о предмете и методе политической науки, ориентация в основных направлениях политической мысли, формируются представления о сущности власти, государства, гражданского общества, политических отношениях и процессах, политической культуре, политических субъектах, умение ориентироваться в политических конфликтных ситуациях, обретаются навыки политической культуры, умение применять политологические знания в повседневной жизни и в своей профессиональной деятельности.

Список литературы

 

  1. Ануфриев Е.М., Лесная П.А. Российский менталитет как социально-политический феномен // Социально-политический журнал. 2007. №3-7.
  2. Вятр Е. Социология политических отношений. – М., 2008.
  3. Иванов В.Н., Назаров М.М. Политическая ментальность: опыт и перспективы исследования // Социально-политический журнал. 2008. №2.
  4. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 2005.
  5. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М., 2001.
  6. Политология для юристов: Курс лекций. / Под ред Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М., 2007.
  7. Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 2006.
  8. Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 2004.
  9. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 2003.
  10. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2007.
  11. Чудинова И.М. Политические мифы // Социально-политический журнал. 2006. №6.

Информация о работе Политология: объект и предмет науки