Политология в Древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 13:04, реферат

Описание работы

Политика - важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина. Начиная с усвоения школьной программы, а затем участвуя в разного рода общественных организациях, клубах и ассоциациях, профсоюзах или политических партиях и т.д., человек постигает мир политического.
Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества.

Файлы: 1 файл

политология есть.docx

— 24.75 Кб (Скачать файл)

Политика - важнейшая  сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина. Начиная с усвоения школьной программы, а затем участвуя в разного рода общественных организациях, клубах и ассоциациях, профсоюзах или политических партиях и т.д., человек постигает мир политического. 
Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества.

Элементы политических знаний зародились еще в Древнем  мире. Своеобразным было понимание  политических процессов в Древнем  Египте, Индии, Китае. Дошедшие до нас  «Законы Хаммурапи» (середина XVIII века до н.э.) свидетельствуют о том, что политическая жизнь уже в тот период была относительно развитой: имелось соответствующее административное деление общества, государственность, законодательство.

Наиболее глубокое в Древнем мире теоретическое  понимание политики принадлежит  греческим философам и политологам. Само слово «политика» древнегреческого происхождения («полис» – город, государство). Греческий ученый Платон ( IV в. до н.э.) в своем труде «Государство» предпринял попытку сконструировать идеальное общественное устройство. Он считал, что если закон не будет иметь силы и находиться под чьей-то властью, то государство погибнет. Его ученик Аристотель предпринял попытку разработки следующих политических категорий – государства, власти, частной собственности. Развивая идеи Аристотеля, историк и политический деятель Полибий (ок. 200-120 до н.э.) выдвинул идею разделения властей – власти царя, власти народа и власти старейшин.

Деятель эпохи  Возрождения Николо Макиавелли (1469-1527) освободил политическую науку от религиозно-этической формы, уподобил политические процессы природным фактам, поставил в центр политических исследований проблему государственной власти и подчинил политическую мысль решению реальных практических задач.

В XVII веке в политику была привнесена идея «естественных  прав»: свобода в убеждениях и  действиях, обладание собственностью, равенство, гарантии от произвола. Концепция  «общественного договора» провозглашала  первоэлементом всего социального  мироздания автономно существующего  индивида. Совокупность индивидов, вошедшая в процессе эволюции в гражданское  состояние, ради избежания неудобств и опасностей существования заключила внутри себя договор и таким путем создала государство.

Выразителями  концепции «естественного права» и  «общественного договора» были представители  нескольких европейских стран: Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Ф. Прокопович, Д. Дидро и др .

В XIX в. крупный  вклад в развитие политической теории внесли представители либеральной  политической теории А. Токвиль и Дж. Милль.

Политология современный облик приобрела во второй половине XIX в. в связи с прогрессом социологических знаний. Научному исследованию присущи аргументированность, системность и доказательность. Политическая наука складывалась как относительно самостоятельная область обществознания, призванная всесторонне исследовать политику, политическую жизнь, политическую сферу общества и мирового сообщества на теоретическом и на эмпирическом (прикладном) уровне.

В начале XX века процесс выделения политологии  в самостоятельную академическую  дисциплину в основном завершился.

В политической науке до конца XIX в. преобладали  нормативные знания . Главные усилия были сосредоточены на поиске идеального политического устройства, обеспечивающего максимальное общественное благо или же наилучшую реализацию присущих человеку естественных прав. Нормативные знания и сегодня составляют важную политическую часть политической науки. Исходя из общечеловеческих ценностей, эта наука дает оценку политическому строю, политическим институтам, методам управления, способов разрешения социальных конфликтов и т.д. Дескриптивные знания представляют собой научное описание реальных событий и фактов. Казуальные знания раскрывают причинно-следственные связи между различными социальными и политическими явлениями.

Первые определения  политики появились в Древней  Греции. Тогда же наметились и первые разногласия, получившие развитие в  дальнейших дискуссиях. Существует множество  определений политики .

Итак, в общем  виде политика – процесс разрешения тех или иных конфликтов в группах, сообществах и обществе в целом, основанный на использовании приемлемых для всех процедур для данного общества решений .

В формировании политической власти значительная роль принадлежит экономике. Многие полагают, что слабо развитая экономика  неизбежно предполагает централизацию  власти, усиливает авторитарные тенденции. В то же время экономический рост в обществе, повышение подушного  дохода способствует установлению плюралистической демократии. При этом не стоит утверждать, что прежде всего экономика определяет политическую область жизни. Политика также не может рассматриваться как основной определяющий фактор экономики. В целом экономика, предопределяя материальные основания жизнедеятельности людей, обусловливает тем самым и характер социальной дифференциации общества. Та или иная форма реакции государства на социальные запросы групп заставляет политику действовать в направлении принятия определенных решений.

Развитие производства распределения в любом обществе порождает проблемы, часть которых  является политическими, т.е. не может  быть решена без использования специальных  политических институтов и процедур.

Источником таких  проблем являются прежде всего переходы от одного типа производства к другому. Они влекут за собой изменения отношений общества с природой, производственных отношений и систем распределения благ, обусловливают крупные социальные сдвиги. Политика имеет значительные возможности влиять на развитие производства – распределения посредством решения порождаемых им политических проблем, изменением норм права, форм собственности, механизмов управления производственными и распределительными процессами. Однако это ограничено потребностями и возможностями самого производства – распределения. Не соответствующие им политические решения могут надолго деформировать развитие производства.

Нравственные  отношения характеризуют в основном взаимосвязи между отдельными личностями, выражаются в требованиях к индивиду со стороны отдельных групп, общества в целом, согласовании личного интереса с общественным, утверждения социального в индивидуальном. Политические отношения не призваны выражать индивидуальность каждого, но более прямо выражают групповые интересы.

Один из источников противоречий политики и морали состоит  в том, что политика предполагает возможность использования силы, принуждения. Нет универсальной  модели связи, разграничений и противоречий морали и политики. Все зависит  от характера господствующей морали и политики. В них проявляются  и существуют две тенденции –  стремление все урегулировать и  невозможность добиться этого. Один тип политической и нравственной воли сталкивается с другими типами. Поэтому в масштабах общества и политические, и нравственные отношения  внутренне противоречивы.

Идеология и  политика. Наиболее активно в любом  обществе взаимодействуют идеология  и политика, т.к. идеология есть совокупность различных взглядов, составляющих общественное сознание. Важнейшая черта идеологии, общественного сознания каждого  общества – плюрализм. Поэтому идеологию  любого общества нельзя охарактеризовать однозначно. Важной ее частью являются политические идеи и концепции. Все это называют политической идеологией, а содержащую ее часть сознания – политическим сознанием.

Правовая, юридическая  сфера закрепляет в действующем  законодательстве основные принципы политического  господства тех или иных сил. Право  является той системой требований к  совместному существованию людей, которая предопределена самой природой общества и без которой невозможно его существование. Оно выступает как индикатор зрелости политики того или иного класса, слоя, нации, государства. Право определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур. В конкретных политических системах отношения между политикой и правом достаточно противоречивы и неоднозначны. Не только в тоталитарных и авторитарных, но в определенной степени и в демократических странах политическая лояльность нередко становится выше закона.

Можно сказать, что со всей остротой встает проблема формирования политической науки (политологии) как новой для нас, самостоятельной социальной и гуманитарной научной дисциплины. В этой связи важно определить содержание, круг проблем, институтов и явлений, составляющих предмет исследования политологии. Складывается в некотором роде парадоксальная ситуация. Информация, поступающая из журналов, газет, передач телевидения, свидетельствует о том, что в России много и даже чрезмерно много тех, кто называют себя политологами при отсутствии сформировавшейся политологии.

Политика возникает  на определенной стадии развития человеческого  общества в связи с качественными  изменениями социально-экономических  условий: общественным разделением  труда, появлением частной собственности, расколом общества на классы. Система  норм, правил, традиций, которая регулировала взаимоотношения людей в первобытном  обществе, оказалась непригодной  в новых условиях в связи с  нарастанием разницы интересов  людей, социальной борьбы. Возникла потребность  в новых формах, нормах и принципах  организации жизни. Общественные отношения  в условиях социального расслоения постепенно становятся политическими, то есть их содержание сводится к удовлетворению в первую очередь групповых интересов за счет подчинения им интересов остальной части населения.

Политическая  сфера жизни общества организована в рамках политической системы, которая  включает в себя социальные институты  и организации, имеющие непосредственное отношение к устройству и функционированию государства, к управлению обществом. Кроме политической системы, то есть организационно оформленных элементов  власти, в политическую сферу входят также и неформальные объединения  и движения, оппозиционные, экстремистские, радикальные, запрещенные партии и  группы. Это свидетельствует о  том, что политическая сфера исключительно  разнообразна, динамична и противоречива.

Нельзя забывать, что сущность политики противоречива  и определяется характером классовых  отношений, соотношением социальных сил  и так далее. Путь к единству, гармонизации общества нередко преграждается  противоречивыми интересами социальных субъектов. В этом случае, целостность  общества непостоянна, подвижна, находится  под угрозой. Кроме того, политика определяется экономическими, географическими, социально-психологическими факторами, культурно-исторической средой. Задача политики и политиков состоит  как раз в достижении единства целостности общества, в поиске и  нахождении национального согласия, в регулировании отношений между  большими социальными общностями.

Политика также  призвана решать задачу по охране, защите социальных ценностей – общественного  порядка, личного достоинства граждан, их безопасности, свободы, законности, суверенитета и так далее, используя  соответствующие институты и  организации. Важный признак политики в том, что она обладает силой, способна осуществлять санкции в  той или иной форме по отношению  к отдельным гражданам и целым  социальным группам, когда это становится необходимым.

Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

В представлении  многих учёных политология представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые  отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного — то, что один теоретик рассматривает как «прогресс», для другого оказывается регрессом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы 

1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., 1995. 
2. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. - М., 1995. 
3. Политическая теория и политическая практика. Словарь-справочник. - М., 1994. 
4. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М.: Межд. отношения, 1994. 
5. Введение в политологию. - М.: просвещение, 1993. 
6. Унпелов А.Г. Политология: власть, демократия, личность. - М., 1994. 
7. Белов Г.Н. Политология. Учеб. Пособие. - М.: Наука, 1994. 
8. Политология в вопросах и ответах. - М.: Наука, 1994. 
9. Введение в политологию: Учеб. пособие. - Новосибирск: НГТУ, 1995. 
10. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянцева. - М., 1983. 
11. Исаев И., Золотухина. История государства и права России вX-XX вв. - М., 1995. 
12. Голосов В. Сравнительная политология. - Новосибирск НГУ, 1993. 
13. Основы политической науки: Учебные пособие / Под ред. В.П. Пугачева. - М.- Ч.1,2. 
14. Рассел Б. История западной философии. - М.: Миф, 1993. - Ч.1. 
15. Арон Раймон. Этапы развития социологической мысли. - М.: Прогресс, 1993. 
16. Джунусов А.И. Политическая культура: концептуальные аспекты // Социально-политический журнал. - 1994. - № 11-12. - С.75-83.

Информация о работе Политология в Древнем мире