Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:41, контрольная работа
Политическая мысль в истории цивилизации имеет давнюю и богатую историю. Этот процесс неразрывно был связан с становлением первых государств как особенной организации власти. Человечество должно было накопить опыт почти двух тысяч лет государственного управления, прежде чем сложились возможности для теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особенной сферы общественных отношений. Она является результатом деятельности многих поколений мыслителей, которые интересовались проблемами общественного и государственного строя, политикой, взаимоотношениями личности и общества. Изучая историю социально-политической мысли, мы не только удовлетворяем законный интерес к прошлому: идеи, которые появились в течение исторического развития человечества, и в настоящее время оказывают влияние на социально-политические процессы. Благодаря духовным контактам, взаимовлиянию разных учений, "наследственности" их развития, формировались универсальные, общие для всех людей ценности. Социально-политические идеи отбивают реальные процессы человеческой жизни, а потому источников их возникновения и развития, причин расцвета и упадка надо искать не в самих этих идеях, а в материальных условиях жизни, в характере социально-политических процессов на каждом этапе общественного развития.
Введение:
Становление христианской религиозной догматики и теократической идеи.
1.1 Идея теократического господства в учении Августина. Трактат “О граде Божьем”.
Замена идеи единства Римской всемирной империи (государственной власти) идеей единства всемирной католической церкви (духовной власти).
2 Формирование и развитие мусульманской правовой мысли.
Основная часть:
Религиозно-политическое учение Фомы Аквинского.
Политико-правовые направления в исламе.
Заключение
Заключение.
В целом политико-правовая идеология средневековья мало сделала для развития идей свободы и равенства людей. Общества стран Западной Европы были организованы как монархическо-церковные сословные иерархии. Каждая ступень этой иерархии имела свой правовой статус, тесно привязывающий членов даже и высших ступеней феодальной пирамиды к своему месту в сословной структуре. Республиканский воздух городов делал свободным от крепостнического гнета, но не освобождал от гнета церкви, цеховой регламентации, сословных обязанностей и ограничений. Идеи свободы и равенства были перенесены более всего в сферу религиозных исканий, где мечты о преодолении чуждой народу власти церкви и государства принимали форму идей непосредственной власти бога.
Демократические тенденции раннего христианства нашли развитие в идеологии ряда еретических движений средних веков. Применяя к государству и праву тексты св. писания о равенстве верующих перед богом, радикальные ереси обосновывали равенство людей перед законом и их право участвовать в решении не только церковных, но и государственных дел.
Общим для политико-правовой
идеологии стран Арабского
Однако доктрины исламских теоретиков значительно отличались от учений западноевропейских мыслителей как по содержанию политико-правовых теорий, так и по программным положениям. В странах ислама более чем в средневековой Европе, была выражена тесная связь религии и политики по той причине, что действующее право содержалось в Коране, а власть рассматривалась лишь как средство его осуществления. Поэтому в теоретических построениях исламских мыслителей не было места для обсуждения проблем происхождения, устройства, форм государства, соотношения государства и права, церкви и государства, права светского и права канонического, ряда других проблем, волновавших умы западноевропейских теоретиков. Место этих проблем заняли вопросы о нравственно-религиозных качествах носителей власти, об их связях с мусульманской общиной или с преемниками Пророка. Все это обусловило и особенности творчества арабских философов, весьма далеких от религиозного скептицизма и вольнодумства. Религия рассматривалась ими как реально существующая и необходимая связь мусульманских общин, социальная и духовная основа права, государства, политики. Отнюдь не посягая на эту основу, арабские мыслители разработали гениальное для того времени учение о "двух истинах", обосновывавшее независимость науки и философии от религии и власти. Поэтому в развитии естественных наук, а также в изучении реалистических сторон философии Аристотеля арабские ученые средних веков далеко опередили современных им европейских мыслителей.
Вместе с тем политико-правовой
идеологии ислама присущи качества,
способные существенно
Современный мусульманский фундаментализм, распространившийся в ряде стран, выступает против модернизации ислама, за неуклонное соблюдение традиционных норм религии и права.
Литература:
1.Политология. Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. – М., 2000.
2.Политология. Под ред. Ачкасова А.В., Гуторова В.А. М., 2006
3.История политических и правовых учений под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2000.
4.Марченко М.Н, Мачин И.Ф. История политических и правовых учений – М., 2005
5.Зотова Л.В. Политические ценности Средневековья: о соотношении небесного и земного отечества у Августина и Аквината // Вестник Российского университета дружбы народов. – М., 2004. – № 1 (5) 1997.
6.История политических и правовых учений. Под ред. Лейста О.Э.– М., 2006М