Понятие государство, его особенности и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 17:39, творческая работа

Описание работы

Определение государства лежит в самом начале познания государства. Понимание же государства требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др. Понять государство - это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет.

Содержание работы

Введение;
Основная часть:
2.1Понятие государство и основные признаки
государства;
2.2 Сущность государства;
2.3 Правовое государство;
2.4 Типология (классификация) государства;
2.5 Основные функции государства;
Заключение;
Список литературы.

Файлы: 1 файл

сро ОП Бакытказы.docx

— 37.72 Кб (Скачать файл)

Третьим из естественных классических прав является право на свободу, проявляющееся в свободе действовать в пределах, которые не нарушают прав других людей. В этом случае люди должны следовать правилу: «Разрешено все, что не запрещено законом»[4,25].

 

4. Типология (классификация) государства.

          В учебной юридической литературе используются различные  классификации государств. Например, государства подразделяются на демократические и недемократические, государства западной и восточной цивилизации. Заслуживает внимания и классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

            В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства.                                          Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:                                                      

1) государство и его  органы не вправе контролировать  отношение своих граждан к  религии;                                                                                     

2) государство не вмешивается  во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

3) государство не оказывает  ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;

4) религиозные организации  не выполняют по поручению  государства юридических функций;

5) конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.

           Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по  сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1) в сфере экономических  отношений - признание права собственности  на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа  и др.;

2) церковь получает от  государства различные субсидии  и материальную помощь, налоговые  льготы;

3) церковь вправе участвовать  в политической жизни страны  и нередко имеет свое представительство  в государственных органах;

4) церковь наделяется  рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, рождение, смерть, а также регулировать брачно-семейные отношения;

5) церковь осуществляет  контроль в области образования, воспитания, ведет религиозную цензуру  печатной продукции, кино, телевидения  и др.

           Для теократических государств характерны следующие признаки:

1) государственная власть  принадлежит церкви, которая имеет  статус государственной религии;

2) религиозные нормы составляют  основной источник законодательства  и регулируют все сферы частной  и публичной жизни;

3) глава государства одновременно  является высшим религиозным  деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве  Ватикане. Согласно Конституции  Ирана, государственное управление  страной находится под контролем  Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает Генерального прокурора, председателяВерховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т.д. Послания Факиха стоят выше законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

1) церковь лишается своей  экономической основы - собственности;

2) религиозные организации  либо запрещаются, либо находятся  под жестким контролем государства;

3) религиозные объединения  не обладают правами юридического  лица и не могут совершать  юридически значимых действий;

4) священнослужители и  верующие репрессируются;

5) запрещается проведение  в общественных местах религиозных  обрядов, ритуалов, издание и распространение  религиозной литературы;

6) свобода совести по  существу сводится к свободе  пропаганды атеизма[1,50с].

В зависимости от уровня экономического развития:

  • развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.);
  • индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
  • постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

 

В зависимости от политического режима:

  • демократические государства;
  • авторитарные государства;
  • тоталитарные государства.

Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы выделяют «Авторитаризм» как один из видов «Тоталитаризма», чаще именуемый «Автократия». Поэтому выделяется только 2 типа государств: демократические и антидемократические.

В зависимости от формы правления государства:

  • Монархия, то есть власть одного лица;
  • Республика:
    • Олигархия, то есть власть немногих лиц;
    • Полиархия, то есть власть большинства; другое название — либеральная демократия.
  • Джамахирия.

В зависимости от господствующей идеологии государства:

  • идеологизированные;
  • деидеологизированные.

Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию. 
В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.

 

2.4 Основные функции  государства.

         Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов[3].

Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. Нередко основаниями для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государственной деятельности; территориальный ее масштаб; способы государственного воздействия на общественные отношения; содержание функций; сроки (продолжительность) осуществления; правовые формы, в которые они облекаются, и др.

         К числу основных критериев  можно отнести классификацию  функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). Данная классификация отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из них осуществляется, как правило, совокупностью государственных органов, принадлежащих к одной из ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

         По продолжительности действия функции государства подразделяются напостоянные и временные. Первые выполняются в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на многих стадиях его существования, вторые - обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики

утрачивают значение.

         Функции государства по значимости можно делить на главные и производные (вспомогательные). К главным относятся функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции). Производные - это функции сопутствующего или обслуживающего характера, например функция финансового контроля, которая имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, социальной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка.

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности: на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга. Это дало основание не которым ученым объявить данное деление устаревшим и утверждать, что любому государству присущи общие функции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами. Предлагается

классификация функций государства без их деления на внутренние и внешние [1,81].

 

Внутренние функции:

• экономическая;

• социальная;

• организаторская;

• правовая;

• политическая;

• образовательная;

• культурно-воспитательная.

       Экономическая функциягосударства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

       Социальная функциясостоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.

       Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

       Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве.

       Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.

       Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания.

       Внешние функции государства:

       Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

-Функция обеспечения  национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

-Функция поддержания  мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

-Функция взаимовыгодного  сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

-деятельностью по выработке  политических решений и деятельностью  по выполнению этих решений  — государственному управлению[3].

 

 

3. Заключение.

           И в заключении я сделала  такой вывод, что государство  возникло не сразу, а как результат  эволюции человека и его мышления, на основе влияния не только  объективных, но и субъективных  причин.

           Появление государства было объективной  закономерностью, следствием всего  предшествующего развития первобытнообщинного  строя: отделения человека от  животного мира, общественного разделения  труда, роста его производительности, возникновения семьи, частной собственности  на орудия и средства производства, эксплуатации соплеменников и  рабов, имущественного расслоения  членов племени, рода и т.д.

           Однако все эти факторы не  имели бы сейчас такого значения, если бы за всей этой чередой  исторических событий не последовал  раскол общества на антагонистические  классы. Последние же были не  просто большими группами людей, занимающими самостоятельное место  в системе общественного производства. Главное заключалось в том, что, имея непримиримые в тех условиях  интересы, ведя между собой яростную  борьбу, они тем самым поставили  под вопрос само существование  цивилизации.

Информация о работе Понятие государство, его особенности и признаки