Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:49, контрольная работа
Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Однако, реализуя свои специфические задачи и функции, общественные организации и движения решают задачи широкого общественного значения, вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство. Формирование разветвленной системы общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества, свидетельством многообразия и структурированности его интересов.
1. Понятие и отличительные
признаки общественных
Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Однако, реализуя свои специфические задачи и функции, общественные организации и движения решают задачи широкого общественного значения, вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство. Формирование разветвленной системы общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества, свидетельством многообразия и структурированности его интересов.
Общественные движения следует отличить от общественных организаций . Общественные организации - это относительная автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели , реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил. Между общественными движениями и общественными организациями много общего: и то и другое являются массовыми, создаются добровольно для определенных целей. В то же время общественные движения могут быть структурно не оформлены, не всегда объединяют единомышленников, могут включить группы и течения, объединившиеся из тактических соображений и расходящиеся в программных установках.
Главное отличие общественных организаций от общественных движений состоит в том, что они располагают более или менее разветвленным аппаратом, имеют четкую структуру, устав, постоянное членство, централизованное руководство. В силу этого общественные организации более устойчивы, т.е. могут существовать продолжительное время, располагают большими возможностями для решения общественных проблем.
Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны наличие устава, специализированного управленческого аппарата, относительная стабильность состава, материальное участие членов организации в создании ее имущественной основы (членские, целевые взносы).
Согласно этим признакам, к общественным организациям можно отнести профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писателей, композиторов, театральных деятелей и т.п.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.). С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные, международные общественные организации.
Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий. Связи между участниками движения носят преимущественно идейно-политический, а не организационный характер.
Общественные движения в зависимости от коренных своих целей имеют различное значение в обществе. Как правило, различают:
общественные движения неполитического характера, то ость те, которые не участвуют в борьбе за власть и не ставят своей целью изменить или укрепить существующую систему политических отношений в данном обществе;
общественные движения политического характера, то есть те, которые пытаются изменить существующие условия, закрепить их путем оказания влияния на правительство, либо же путем борьбы за власть.
К общественным движениям неполитического характера относят движения пенсионеров, домохозяек, феминистское движение на начальных этапах его развития и др. Роль этих общественных движении в политической системе общества, как правило, невелика. В современных условиях всеобщей политизации общественной жизни ни одно общественное движение не может полностью устраниться от решения политических вопросов. Определять неполитический характер того или иного общественного движения можно только относительно. На определенных этапах своего функционирования, в связи с решением конкретных задач неполитического характера общественные движения могут носить не политический характер, в дальнейшем ситуация может меняться - меняется и характер движения.
Таким образом, в современных условиях любое общественное движение в большей или в меньшей степени носит политический характер.
Динамика
развития общественной организации
берет свое начало от общественного
движения с последующим постепенным
усилением организационных
"Традиционными"
общественными организациями
Внутренняя динамика развития общественных движений включает несколько этапов. Традиционно выделяют первый этап - этап создания предпосылок движения. Предпосылки создаются либо "сверху" - путем пропагандистского воздействия узкой группы на широкие массы, либо "снизу" - путем теоретического осмысления общего недовольства существующим положением. Следующий этап - стадия артикуляции стремлений - включает разработку и принятие более или менее развернутой программы, формулировку общих целей и стремлений. Затем следует стадия агитации; агитация выдвигается на первый план, главная ее цель - привлечение максимального числа сторонников. Наконец, наступает стадия развернутой политической деятельности, когда основное внимание концентрируется на проведении в жизнь программных требований путем борьбы за власть, оказания влияния на. правительство. Длительность этой стадии зависит от степени организованности движения. Завершается динамика развития общественных движений стадией затухания. Завершение этой стадии предполагает два возможных пути: либо полная ликвидация движений, либо возрождение на новой основе. Окончательное прекращение общественного движения возможно лишь с полным исчезновением социальных потребностей, приведших к его возникновению. Устранение общественного движения административными средствами не эффективно. Оно либо возрождается, если было достаточно сильным, либо трансформируется в другие общественные движения, но теперь уже занимающиеся деятельностью, которая не соответствуем действующим в обществе законам.
2. Типология и функции
общественных организаций и
Среди многообразия общественных движений выделяют следующую типологию, используя в качестве критерия социально-классовый признак: - движения, имеющие ярко выраженный классовый характер;
движения, имеющие ярко выраженный межклассовый характер, либо внеклассовый характер (национально-освободительное антивоенное, экологическое и др.).
движения, выражающие интересы социальной прослойки, четко обособленной профессиональной группы (интеллигенция, военные, врачи, адвокаты создают свои общественные движения). В этом случае слои или группы могут действовать подобно классу, т.е. создавать политические движения, выражающие их групповые стремления.
По отношению к существующему строю выделяют: консервативные, реформистские, революционные, контрреволюционные движения.
В зависимости от степени и формы организации движения выделяют: стихийные (существующие, как правило, недолго); слабо организованные (массовые демократические движений высокоорганизованные (выступают с общезначимыми идеями, отраженными в программах, юридически оформленных, имеют структуру и функции, регламентированные соответствующими документами).
Следовательно, общественные организации и движения относятся к субъектам политики. Об их политической субъективности можно говорить тогда, когда они способны к сознательным действиям, направленным на удовлетворение потребностей и интересов социальных групп, улирюших на протекание политических процессов. Значимость общественных организаций и движений тесно связана с их политической ролью в обществе.« Общественные организации и движения в политической системе четко выделяются, прежде всего, как организации внегосударственные или внеправительственные, отличающиеся от других элементов политической системы непартийным характером деятельности и широкой социальной базой. Общественные организации и движения, являясь фундаментом гражданского общества, стали фактором общественных изменений, средством общественного контроля, вносят порядок в общественную жизнь. Политическая роль общественных организаций и движений определяется ситуацией, когда растет требование специализации организационных структур государства и растет ожидание со стороны и государства, и различных групп населения, что общественные организации и движения могут содействовать демократизации и противодействовать бюрократизации политической жизни.
Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение в защиту потребителей, религиозные движения и многие другие.
По отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные; по способам и методам действий - на насильственные и ненасильственные.
Общественные движения могут формироваться на различной социальной основе. Некоторые из них, например, антивоенное, экологическое, национально-освободительное движения, носят межклассовый (внеклассовый) характер. Другие имеют ярко выраженный социально-классовый характер - рабочие, крестьянские, буржуазные движения, а также движения интеллигенции, фермеров, мелких собственников. Общественные движения могут группироваться и по половозрастным признакам - молодежное, детское, женское движение, движение пенсионеров и др. По профессиональному признаку создаются движения ученых, врачей, писателей и т.п.
Деление добровольных объединений на общественные организации и движения носит во многом условный характер, и не всегда легко их разграничивают. Общественные движения по мере усиления организационных принципов зачастую становятся основой для образования общественных организаций и даже политический партий. Так, развитие экологического движения обусловило создание различного рода экологических союзов и ассоциаций, а затем и партий "зеленых" во многих странах. Народные движения и фронты в ряде бывших республик СССР эволюционировали и оформились в национально-демократические партии.
Функции общественных организаций и движений
Важное теоретическое и практическое значение имеет выявление функций общественных организаций и движений, поскольку это помогает уяснить их место в системе гражданского общества и правового государства, а также показать формы, способы проявления их активности.
К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся:
) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной форме. Общественные организации и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими партиями общественные организации и движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.
) Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.
) Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.
) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит.
Общественные движения, участвуя в общественной политической деятельности, могут выполнять следующие Функции:
Информация о работе Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений