Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 16:27, контрольная работа
В данной контрольной работе автор рассмотрела одну из основных структур законодательной власти – парламент, дала общую характеристику, раскрыла сущность понятия, цели и задачи парламента в структуре органов власти.
Детальное изучение данной темы раскрывает мировой опыт парламентской деятельности, ее позитивные и негативные стороны. Знание этого опыта особенно важно для сегодняшней России, которая только встала на путь построения правового государства.
Введение………………………………………………………………………………3
Тема 1. Общая характеристика парламента…………………..…………………….4
Тема 2. Порядок формирования, полномочия парламентов в зарубежных странах и их палат……………………...………………………………………………………6
Тема 3. Правовое положение депутатов……………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………...15
Список используемой литературы……………………………………………….....16
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный индустриальный университет
(ГОУ МГИУ)
Кафедра «Юриспруденция»
Контрольная работа
по дисциплине «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»
на тему «Понятие и структура парламента в зарубежных странах»
Москва, 2009 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Тема 1. Общая характеристика парламента…………………..…………………….4
Тема 2. Порядок формирования,
полномочия парламентов в зарубежных
странах и их палат……………………...……………………………………
Тема 3. Правовое положение депутатов……………………………………………11
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
Введение
Одной из составных тем курса конституционного права зарубежных стран является законодательная власть в зарубежных странах, которой в соответствии с концепцией разделения властей принадлежит первое место среди ветвей государственной власти. Законодательная власть осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, который может иметь разные названия (национальное, народное собрание, конгресс, меджлис, Верховная Рада и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название “парламент”.
Термин “парламент” происходит от английского “Parliament”, который обязан своим рождением французскому глаголу “парле” – говорить. Французский язык широко использовался аристократией в средневековой Англии, считающейся родиной парламента. Хотя предшественником парламента были представительные органы в Древней Греции и в Древнем Риме, сословно-представительные учреждения в начале Средних веков в Европе, происхождение современного парламента связывают с событиями XIII-XIV вв. в Англии, когда власть короля была ограниченна собранием крупных феодалов, высшего духовенства, представителей городов и сельской местности (общин).
Тема 1. Общая характеристика парламента.
Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.
Концепция национального (народного) представительства, сложившаяся еще в XVIII-XIX веках, может быть изложена как совокупность следующих принципов:
Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. В ряде случаев, однако, в парламентской деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, личные амбиции, различные неформальные связи, как это бывает в странах СНГ. Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает подлинным представителем нации (народа), когда в его составе имеются крупные политические объединения депутатов, выражающие интересы значительных слоев общества.
Современный парламент – это “общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти”.
Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридических позиций это понятие гораздо сложнее. В англосаксонском праве парламент – это триединое учреждение, включающее главу государства (монарха в Великобритании, президента в Индии), верхнюю и нижнею палаты (при этом закон может быть принят при согласии всех этих трех составных частей). В странах с влиянием англосаксонского права, где главой государства является президент и существует одна палата (например, в Танзании по конституции 1977 г.), парламент рассматривается как двуединое учреждение, состоящее из главы государства и Национального собрания. В континентальном праве, в Германии, Франции, под парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. Наконец, в некоторых странах (Египет) глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента.
В настоящее время в большинстве стран действуют двухпалатные парламенты, и число палат, как правило, не превышает двух. Однако в некоторых странах Африки и Океании существуют особые палаты вождей, но они обладают только совещательными полномочиями по определенным вопросам (обычаи, культура и др.).
Палаты парламента имеют разные названия (нередко – палата депутатов и сенат), но их принято называть нижней и верхней. Последнее название имеет исторический характер, в настоящее время в большинстве стран верхняя палата обладает меньшими полномочиями, чем нижняя.
Тема 2. Порядок формирования, полномочия парламентов
в зарубежных странах и их палат.
Для того чтобы парламент мог успешно реализовывать свои функции, конституции наделяют его необходимыми полномочиями, которые вместе с функциями составляют его компетенцию.
В зависимости от того, каков объем конституционной компетенции парламента, мы можем выделить три ее вида: неограниченная, абсолютно- ограниченная и относительно ограниченная.
В качестве примера неограниченной компетенции парламента можно привести – Британский Парламент, о котором говорили, что он может все, кроме превращения женщины в мужчину и наоборот.
Верховенство данного вида парламентов предполагает:
1) верховенство законодательства (никто, кроме Парламента, не должен обладать правом, издавать законы, а законы выше по своей юридической силе, чем любые другие нормативно-правовые акты органов власти);
2) право утверждать государственный бюджет и устанавливать законы;
3) коллективную ответственность Правительства перед Парламентом;
4) право утверждать судей;
5) отсутствие других подобных конкурирующих властей. Конституция Японии 1946 года, установившая в ст. 41, что “Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства”.
Примером абсолютно-
Чаще встречается относительно ограниченная компетенция парламентов, которая характерна для федеративных децентрализованных унитарных государств. Поскольку в таких государствах компетенция центральной власти конституционно ограниченна правами субъектов федерации или иных территориальных образований, то соответственно парламент может действовать только в этих рамках. Например, поправка Х к Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года устанавливает, что Конгресс США может осуществлять только те полномочия, которые Конституция прямо отнесла к его ведению или которые она запретила осуществлять штатам.
Не которые ученые вводят еще один класс парламентов “консультативные”, которые существуют в некоторых мусульманских странах. Иногда они принимают законы с одобрения монарха, иногда вообще не могут издавать законы (в ОАЭ, например, хотя существует назначаемое Национальное собрание, акты же, имеющие силу закона, издает Совет эмиров). В Саудовской Аравии подобные акты издает король (после обсуждения в Консультативном совете – совете аш-шура), но они не называются законами, так как считается, что важнейшие отношения, являющиеся предметом законов, уже урегулированы в священных книгах – Коране и сунне.
Главная задача парламентов – это принятие законов. Среди них важнейшее значение имеют основные законы – конституции (в некоторых странах они принимаются парламентами), поправки к ним, органические законы, а также ежегодно принимаемые законы о государственном бюджете.
Парламент избирает, назначает, образует другие органы государственной власти, формируя их целиком или в части (другую часть может назначать президент). Например, на Украине парламент дает согласие президенту на назначение председателя Антимонопольного комитета, генерального прокурора. В некоторых странах парламент избирает президента (Израиль, Ливан, Турция и др.). В странах тоталитарного социализма парламент избирает постоянно действующий орган, который между сессиями выполняет многие полномочия парламента (Государственный совет на Кубе, Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей), избирает (Германия, Япония) или назначает премьер-министра. Во многих странах парламент образует весь состав правительства: путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства. Парламент (одна из палат) формирует конституционный суд или назначает часть его членов, верховный суд (или назначает его председателя), назначает генерального прокурора, некоторых других должностных лиц. Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно, у каждой из них своя компетенция.
Можно выделить ряд других не мене важных компетенций парламента:
1) финансовая – это утверждение росписи доходов и расходов государства (государственный бюджет), а также установление налогов;
2) ратификация и денонсация международных договоров;
3) назначение референдумов;
4) контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц, следственные полномочия, контроль парламента может иметь политический характер (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий);
5) полномочия в области обороны и безопасности, к ним в первую очередь относится, прежде всего, право объявлять войну и чрезвычайное положение.
В настоящий момент в развитых странах вопрос о числе палат парламента не предмет политических столкновений, вопрос иметь в парламенте одну палату или две решается, исходя из различных соображений, имеющих политическое значение в момент соответствующей конституционной реформы.
Федеративные государства имеют обычно двухпалатный парламент, в котором верхняя палата представляет субъектов федерации (США, Германия, Бразилия, Мексика, и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.). Примерно в половине государств Европы парламенты однопалатные (Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.).
Нижние или единственные палаты часто именуются Национальное собрание или Национальная ассамблея (Франция, Вьетнам, большинство стран Африки), Национальный совет (Австрия, Швейцария, Словакия), Палата депутатов (Италия, Бразилия, Румыния, Чехия), Палата представителей (США, Япония, Хорватия, Бельгия). Верхние палаты, пожалуй, в большинстве стран, где они существуют, именуются Сенатами, а в некоторых федерациях названия верхних палат отражают либо данную форму политико-территориального устройства, либо название субъектов данной федерации. Так , в Австрии, Германии верхняя палата именуется Федеративный (или Союзный) совет (именно так переводится “Бундесрат”), в Швейцарии – Совет кантонов, в Индии – Совет штатов.
Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты – сенаторами.
Единственные или нижние палаты парламентов формируются почти исключительно путем всеобщих и прямых выборов. Исключений из этого правила очень немного, наиболее серьезный пример – это Всекитайское собрание народных представителей, которое избирается Собраниями народных представителей автономных областей, провинций, городов центрального подчинения и собраниями представителей военнослужащих. Срок полномочий нижних или однопалатного парламента – обычно составляет 4-5 лет с полным одновременным обновлением. В некоторых странах резервируются места для сторонников определенных религий и национальностей, а так же для женщин. Эти места замещаются путем непрямых выборов (для женщин – в Бангладеш, для приверженцев индуистских религий – в Пакистане, для ассирийцев в Иране и т.д.) В Египте половина мест резервируется для депутатов – рабочих и крестьян. В Бутане, Тонго, Брунее в однопалатных парламентах значительное число мест занимают лица по должности- находящиеся на службе у короля, и представители знати. Правильность избрания депутатов проверяет либо сам парламент (на практике – создаваемая палатой мандатная комиссия), либо (по жалобам и протестам) орган конституционного контроля, верховный суд, специальный избирательный трибунал.
Информация о работе Понятие и структура парламента в зарубежных странах