Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 10:22, контрольная работа
Цель и задачи данной работы обусловлены сущностью «государства как политического института» и его место в политической системе общества. К числу указанных задач также можно отнести следующие:
Анализ существующих в науке точек зрения по вопросу происхождения государства
Изучение основных признаков и функций государства
Рассмотрение существующих в мире форм государства
Введение 4
1. Понятие и сущность государства 5
2. Признаки государства. 7
3. Основные функции государства. 9
4. Классификация государства 12
5. Правовое и социальное государство 16
6. Перспективы развития современного государства. 18
Заключение 21
Список литературы: 22
Великий Новгород
2010 г.
Рецензия
Оглавление
Введение
Тень государства лежит едва ли не на всех видах человеческой деятельности. От образования до экономического управления, от систем социальной поддержки до здравоохранения и от охраны внутреннего порядка до внешней безопасности государство все формирует и контролирует, а где не формирует и не контролирует, то регулирует, надзирает, разрешает или запрещает. Даже те стороны жизни, которые обычно считаются личными или частными (брак, развод, аборт, вероисповедание и тому подобное) так или иначе находятся в поле зрения государства. Неудивительно, что политологию часто и понимают как изучение государства, как анализ его институтов, оценку его воздействия на общество и так далее. Да и идеологические дискуссии (а вместе с тем и политика партий) вечно вращаются вокруг одного и того же вопроса — как точнее всего определить функцию государства, что в обществе должно делаться государством, а что должно быть оставлено на усмотрение частных лиц и общественных ассоциаций? Таким образом, сущность государственной власти и в самом деле стала одной из центральных проблем политологии. Едва ли не самые главные разделы политической теории так или иначе связаны с этим «государственным вопросом».
Объектом контрольной работы является комплексное исследование сущности государства и его роль в жизни человека и общества в современных условиях.
Цель и задачи данной
работы обусловлены сущностью «
Государство является основным институтом политической системы общества. Оно организует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов, ассоциаций и контролирует ее. В руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. Данный центральный институт власти в обществе сосредотачивает в руках рычаги, приводящие в движение общественный организм.
Долгая история формирования и развития государства сопровождалась не менее длительными и не всегда результативными попытками теоретического объяснения источников возникновения данного института, его отличительных черт, социального назначения и перспектив будущего развития. Долгое время государство практически отождествлялось с обществом, его социальной организацией. И только в XVI веке благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые использовался термин stato (от лат. status – положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин «государство». [10]
Сложность и многообразие путей формирования этого института власти, его функций и назначения отразилась и на объяснении причин его происхождения. Существует несколько концепций происхождения государства:
а) теократическая концепция, связывающая происхождение государства с божьим установлением. Оно, то есть государство, якобы предписано человеку Богом: « вся власть от Бога». Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода;
б) патриархальная концепция (основатель английский политический мыслитель ХVIII в. Роберт Фильмер) определяет государственную власть как опекунскую, возникшую в результате соединения родов в племена, племён в большие общности, вплоть до государства. Государство рассматривается как большая семья во главе с отцом - монархом. Глава государства олицетворяет собой отца всех семей. Он осуществляет власть посредством издания законов;
в) договорная концепция (Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж-.Ж. Руссо) возникла в ХУ11 - ХУ111вв., хотя подобные идеи высказывались ещё в Древней Греции (Эпикуром). Она выводит государство из соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Причины заключения такого договора объяснялись Т. Гоббсом, который оценивал «естественное состояние» как «войну всех против всех», и полагал, что люди сами пришли к пониманию необходимости облечь кого-то властью в целях обеспечения своей жизни, безопасности и собственности и вручили атрибуты власти суверенному абсолютному монарху. Реализацией этого процесса и был юридический акт - общественный договор, который является порождением разумной воли народа, даже своеобразным изобретением;
г) концепция насилия. Она получила широкое распространение в Х1Х в. Ёе суть состоит в утверждении : государство возникло в результате насилия одних групп над другими и завоевания. Наиболее известным представителем этого направления был Л. Гумплович, согласно которому государство в его первоначальной форме было организацией победителей над побеждёнными. Это результат внутреннего и внешнего насилия. Сторонники данной концепции считали, что первые государства возникли в результате завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями;
д) классовая концепция. Эта концепция возникла в Х1Х в. Её создатели К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Суть данной концепции в утверждении, что государство появилось в результате образования частной собственности и классов (класс собственников, эксплуататоров и класс несобственников, эксплуатируемых). Классики марксизма-ленинизма утверждали, что « государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 39. - С.75). В то же время они отмечали, что деятельность государства не ограничивается только этим, а включает « и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 -е изд. -Т. 25. Ч. 1. - С. 422). Тем не менее они считали государство исторически преходящим, временным явлением. Оно появилось вместе с возникновением классов, так же неизбежно отомрёт вместе с исчезновением классов. [3]
Рассмотренные теории, разумеется, не исчерпывают всего многообразия взглядов современных исследователей на происхождение государства. Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации. [4]
Выяснив содержание основных теорий происхождения государства, остановимся на его признаках. Признаки государства делятся на две группы: к первой относятся признаки, которые являются одновременно и элементами государства; ко второй - те, которые отличают его от общества и других политических организаций. К первой группе относятся: территория, население и суверенная власть.
Территория - это часть пространства и земли, на которую распространяются полномочия данного государства. Она очерчена границами, которые, как правило, подтверждаются на формально - договорной основе всеми пограничными государствами. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна и неотчуждаема. [3]
Население - это сообщество людей, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Властные полномочия государства над населением носят всеобщий характер. Каждый гражданин государства, а также иностранные граждане обязаны подчиняться единой государственной власти. Всеобщее подчинение существующей власти является условием целостности государства.
Суверенная власть (от суверен, властелин, позднелат., производное от лат. Super – над) - независимое от каких - либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Суверенная власть является определяющим элементом (признаком) государства. Только государство обладает высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений. Только оно обладает правом на издание законов и установление норм, обязательных для всего населения, только оно обладает прерогативой отменить любые действия всех иных общественных властей.
Таковы три рассмотренные нами компоненты (признака) государства. Эти признаки характеризуют государство, рассматриваемое с обществом. Но государство - не только государственно-национальное образование, оно является и ведущим политическим институтом, который отличается рядом признаков как от общества, так и от других политических организаций.
1. Наличие публичной власти. Публичная власть - это особая управляющая система (механизм), которая руководит основными сферами общественной жизни и опирается в случае необходимости на силу принуждения. Эта система представлена центральными периферийными органами. Публичная власть складывается из аппарата управления и аппарата принуждения. К аппарату управления относятся чиновники законодательных, исполнительных, распорядительных и прочих органов, численность которых по мере развития государства растёт. Аппарат принуждения в каждом государстве представлен армией, полицией, органами государственной безопасности и т. д.
2. Исключительное право собирать налоги, выпускать денежные знаки, проводить денежную политику и т. д. Налоги в значительной мере используются на содержание аппарата управления и органов принуждения, а также для выполнения общественных дел.
3. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Государство может ограничить свободу передвижения (выезд за границу) или присвоить себе право лишения свободы и самой жизни граждан. Для выполнения этих функций государство имеет специальные органы - суды, прокуратуру, службу безопасности, полицию. В реализации этих мер применяются оружие, специальные меры устрашения и тюрьмы.
4. Обязательность
членства в государстве. Госуда
5. Выступление
в качестве субъекта
Таковы основные признаки, отличающие государство от других политических организаций и учреждений общества.
Наряду с признаками государства важную роль в выяснении его сущности играют функции. [3]
Современное государство
выполняет множество самых
Ввиду многочисленности и многообразия функций государства и конкретно-исторической специфики их проявления немало и их классификаций, типологий. [1]
В зависимости от продолжительности
действия функции государства
Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри данной страны, внешние же направлены на решение задач государства вовне – на международной арене. [4]
К основным внутренним функциям относятся следующие:
1) экономическая, суть которой заключается в организации, координации, регулировании экономических процессов. Эту функцию государство выполняет с помощью бюджетной, налоговой, кредитной политики, создания стимулов роста или применения санкций, составления программ экономического развития;
2) социальная функция выражается в заботе о людях как членах общества, особенно о нуждающихся, оказание помощи в удовлетворении потребностей в работе, жилье, поддержании здоровья, отдыхе, образовании и т.д.;