Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 22:40, контрольная работа
Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление;подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства.Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования.Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного “правильного” правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1: Понятие и сущность государства…………………………………..…..4
1.1:Понятие и определение государства………………………………..…4
1.2:Признаки и сущность государства…………………………………….6
Глава 2: Место и роль государства в политической системе общества……….8
Глава 3:Классификация государства…………………………………………..10
Глава 4: Особенности современного российского государства……………...14
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………..….16
Широкое распространени получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделял четыре элемента государства:
· совокупность человеческих индивидов;
· определенную территорию;
· суверенную власть; правительство.
"Под именем государства,
- писал Г.Ф. Шершеневич, - понимается
союз людей, осевших в известных
границах и подчиненных одной
власти". Рассматриваемое определение
верно отражает некоторые черты
(признаки) государства, но послужило
поводом для различных
Понятие государства,
его характеристики
1. Территориальная организация
населения и осуществление
2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что совпадает с обществом, выступает от его имени,от имени всего народа. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления.Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой,которая обеспечивает государственное принуждение, насилие.
3. Государственный суверенитет. Понятие "государственный суверенитет"появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
· универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;
· ее прерогативы(государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);
· наличие у нее
таких средств воздействия, которыми
никакая другая общественная
власть не располагает (армия, полиция
или милиция, тюрьмы и др.). Неразрывна
связь государства и права. Без
права государство
Особое место и роль государства в политической системе общества определяется еще и тем, что в его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран. Основное отличие государства от других политических институтов общества состоит, прежде всего, в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах -полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации,кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д. Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов,которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п.,функционирующих в интересах всех членов общества. Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые -9- и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это по-разному -путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения. Следует отметить, что в некоторых странах общественные организации могут иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических средств воздействия,находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер. Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов. Наконец,государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене. Итак,государство и общественные объединения – это самостоятельные части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и общественной жизни. Конечно,названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве,а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.
Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые при этом средства, а также характер установленных в государстве отношений позволяют классифицировать разные виды государств. Устоявшейся классификацией государств является по способу организации высшей власти. Выделяются монархии и республики. Монархии бывают: