Понятие и сущность права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:11, реферат

Описание работы

Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.
На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок.

Содержание работы

Введение
Понятие и сущность права.
Институт права.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

ринат.docx

— 34.43 Кб (Скачать файл)

                               Оглавление

 

            Введение 

  1. Понятие  и сущность права.
  2. Институт права.
  3. Заключение.

Библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение

Право – это один из важнейших  институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено  процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием  от первобытной, общинно-родовой организации  людей к современной, государственно-правовой.

На любой стадии исторического  развития человеческий коллектив для  того, чтобы сохранить себя как  устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные  и общеобязательные для всех его  членов правила и нормы поведения  – нормативный порядок. Без наличия  соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.

Соблюдение такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения  является признаком и назначением  всякой общественной власти. Именно определенная нормативная организация всего  социума и упорядочение применения силы отличает официальную социальную власть от господства физической силы и непосредственного насилия. Однако наличие официальной власти ещё  не означает наличие права. Право (оформленное  в виде государственной власти) возникает  тогда, когда в обществе появляются свободные и несвободные люди. Власть в первобытном обществе –  это власть рода в целом, а не отдельных  его членов. Свободные и несвободные  индивиды появляются в процессе разложения рода.

На смену институтам и  нормам родовой власти приходят право  и государство, как всеобщая и  необходимая форма защиты свободы  индивидов – субъектов права  и государства и регулятора их взаимоотношений. Право и государство  возникают и развиваются как  две взаимосвязанные части единого  по своей сути способа существования  свободных людей. Под государством понимается такая форма официальной  социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в соответствии с  нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без свободы нет  права и нет государства. Конечно, наличие несвободных людей (объектов права и государства) не является их обязательным признаком. Исторический прогресс права как формы свободы  привел к ликвидации института рабства, хотя фактическое неравенство не исчезло. Однако природа и сущность права, его основные принципы и назначение остались неизменными на всем протяжении его существования.

 

 

 

 

 

1. Понятие и  сущность права.

Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В  повседневной жизни люди понимают под  правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные  государством в виде законов, указов и т.д.

Право не исчерпывается формальными  характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические  тексты, сформулированные властью и  содержащие правовые нормы. Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа. Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно – историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества. Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право - единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические последствия. Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.

        Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

а) Понятие права в объективном  и субъективном смысле.

В современной юридической  науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, «право человека на жизнь», «право народов на самоопределение». Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются  естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это  право в объективном смысле, ибо  нормы права создаются и действуют  не зависимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или  юридическое лицо, организация. «Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество»1 и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

В-четвертых, термин «право»  используется для обозначения системы  всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и  субъективном смысле. Здесь его синонимом  выступает « система права». Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.

       Термин «право» употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства отличающих его от других социальных регуляторов. В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи, так или иначе выражаются в его признаках. Следует различать признаки и свойства. Признаки характеризуют право как понятие, свойства - как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что «любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств»2. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Принципиально иным является подход, когда признаются обще социальные сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых правовых системах (англосаксонское, романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям.

б) Право как регулятор  общественных отношений.

Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное  назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает  им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое  качество и особый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими  общественными регуляторами, право  – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой госу т дарственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.

Право не творец, а лишь регулятор  и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности»1. Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.

Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные). Все общественные отношения можно подразделить на три группы: 1) регулируемые правом, выступающие в качестве правовых; 2) не регулируемые правом, не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях не возникает.

в) Сущность права.

Сущность- это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее  метод регулирования; государство  предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика-это основной предмет  регулирования, первопричина возникновения  права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

       Право имеет обще-социальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Обще социальная сущность права конкретизируется в его  понимании как мера свободы. В  пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в  лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право  не просто свобода, а свобода, гарантированная  от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

      Признаки права.

Признаки права, характеризуют  его как специфическую систему  общественных отношений.

1 признак – нормативность.  Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими  формами социального регулирования  - нормативностью, обычаями. Право, которым  располагает каждый человек или  юридическое лицо, не произвольно  они отмерены и определенны  в соответствии с действующими  нормами. В некоторых учениях  о праве признак нормативности  признается доминирующим и право  определяется как система юридических  норм. При таком подходе право  физического или юридического  лица оказываются всего лишь  результатом действия норм и  как бы навязываются им из вне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что «в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения»1. Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права -–произвол и беззаконие.

2 признак – формальная  определенность. Предполагает закрепление  правовых норм в каких-либо  источниках. Нормы права официально  закрепляются в законах, иных  нормативных актах, которые подлежат  единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

На основе норм права и  индивидуальных юридических решений  четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность  граждан и организаций.

Информация о работе Понятие и сущность права