Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 19:16, реферат
Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть
Введение
1. Понятие и виды избирательных систем в зарубежных странах.
2. Мажоритарная система.
3. Пропорциональная система.
4. Полупропорциональная система.
5. Смешанные системы.
6. Порядок формирования правительства при различных формах правления.
7. Список использованной литературы.
В дальнейшем заградительный
пункт стал применяться довольно широко,
включая постсоциалистические страны,
и обычно колеблется от 3 до 5 процентов.
В Польше же с 1993 года для того, чтобы быть
допущенными к распределению мандатов,
партийные списки по избирательным округам
должны получить не менее 5 процентов,
списки партийных коалиций – не менее
8 процентов, а списки во всем польском
округе - не менее 7 процентов голосов избирателей.
Здесь, пожалуй, наиболее высок уровень
ограждения парламента от малых партий.
Тем самым мандаты, которые могли бы достаться
мелким политическим группировкам, передаются
крупным и распределяются между ними.
Так разрешается противоречие между справедливостью
и целесообразностью.
Впрочем, справедливость чисто пропорционального
распределения в силу изложенного выше
оказывается весьма условной.
В странах со сложившейся партийной системой ущерб от заградительного пункта незначителен. Напротив, там, где, как у нас, четкой партийной системы еще нет, в результате действия заградительного пункта пропадает значительная часть голосов избирателей. У нас в России, по некоторым данным, на выборах в Государственную Думу 1995 года из-за 5-процентного барьера пропало около половины поданных голосов. Отсюда вывод: нужны крупные политические объединения.
Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по нескольким схемам.
Одна из них заключается
в определении избирательной квоты (раньше
она именовалась избирательным метром),
то есть того числа голосов, которое необходимо
для избрания одного депутата. Затем на
квоту делится число голосов, собранных
каждой из допущенных к распределению
мандатов партий, и частное от этого деления
дает число мандатов, полагающихся этой
партии.
Определяется квота разными способами.
Простейшей является квота, названная по имени ее создателя - британского барристера (адвоката высшей квалификации) Хэйра. Квота Хэйра определяется путем деления общего числа поданных голосов на число подлежащих распределению мандатов. Чтобы читатель яснее представил себе, как происходит распределение, приведем простой числовой пример.
Предположим, что в
избирательном округе, от которого подлежат
избранию
7 депутатов, баллотируются списки пяти
партий и соотношение поданных за них
голосов следующее:
А - 65 Б - 75 В – 95 Г – 110 Д - 30
Всего, таким образом,
подано 375 голосов (на практике это могли
бы быть, например, 375 тыс. или 37,5 млн. голосов).
Квота Хэйра будет выглядеть так: О = 375:
7 = 53,6. Делим результаты партий на квоту
и получаем:
А - 65: 53,6 = 1 мандат и в остатке 11,4 голоса;
Б - 75: 53,6 = 1 мандат и в остатке 21,4 голоса;
В - 95: 53,6 = 1 мандат и в остатке 41,4 голоса;
Г -
110: 53,6 = 2 мандата и в остатке 2,8 голоса;
Д - 30: 53,6 = 0 мандатов и в остатке 30 голосов.
Мы распределили 5 мандатов
из 7. Оставшиеся можно распределить разными
методами. Один из них - применяемый при
выборах в российскую
Государственную Думу метод наибольшего
остатка, при котором нераспределенные
мандаты переходят к партиям, имеющим
наибольшие неиспользованные остатки
голосов. В нашем примере оставшиеся два
мандата перешли бы к партиям В и Д. Итог
был бы следующим:
А – 1 мандат, Б - 1, В - 2, Г - 2, Д - 1 мандат,
но таким образом, партия Б получила бы
один мандат на 75 голосов, а партия
Д - на 30.
4. Полупропорциональная система.
По этим названием объединены системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, то есть на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается благодаря применению так называемого ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее.
Типичным примером такой системы была действовавшая в Японии до 1993 года система единственного непередаваемого голоса. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель же в этом многомандатном округе голосует только за одного из кандидатов, хотя от округа должно быть избрано несколько или даже много депутатов. Избранным считается кандидат, собравший наибольшее число голосов.
Другой пример ограниченного
вотума - порядок выборов части сенаторов
в
Испании. Избирательным округом служит
провинция, от которой избираются, как
правило, четыре сенатора, но избиратель
голосует не более чем за трех кандидатов.
Избранными считаются четыре кандидата,
получившие в провинции наибольшее число
голосов.
Ограниченный вотум требует от политических партий точного расчета при выдвижении их кандидатов. Надо хорошо представлять себе, сколько голосов насчитывает партийный электорат и как они могут распределиться между кандидатами от партии. Ведь если партия выдвинет в избирательном округе слишком много кандидатов, голоса ее электората «распылятся» между ними и вполне может случиться, что ни один не окажется избранным. С другой стороны, если кандидатов будет мало, то они могут получить больше голосов, чем нужно для избрания, а эти лишние голоса ничего партии не дают, кроме сожалений о неиспользованной возможности провести дополнительно еще одного или более своих депутатов.
Тот факт, что избиратель,
принадлежащий к большинству, может влиять
своим голосованием на выбор не всех депутатов
от избирательного округа, открывает возможности
для меньшинства провести в представительный
орган в этом избирательном округе одного
или даже нескольких своих депутатов,
либо несколько депутатов пройдут от разных
меньшинств. Разумеется, пропорционального
представительства здесь, как правило,
не получается
(большинство обычно бывает непропорционально
велико), и потому такие избирательные
системы называют полупропорциональными.1
К этой же группе систем
относится и так называемый кумулятивный
вотум, применяемый, в частности, на выборах
в органы местного самоуправления в
Баварии и некоторых других землях Германии.
Избиратель в Баварии имеет три голоса,
что меньше числа депутатов от данного
избирательного округа, но он может либо
отдать три голоса одному из кандидатов,
либо отдать два голоса одному кандидату,
а третий - другому, либо, наконец, раздать
по одному голосу трем кандидатам. Система
считается пригодной для небольших избирательных
единиц (территорий), в которых избиратели
хорошо знают всех кандидатов, а их политическая
принадлежность для избирателей большого
значения не имеет.
Эта система характеризуется
тем, что каждый избиратель в многомандатном
избирательном округе имеет столько голосов,
сколько следует избрать кандидатов или
меньше (разумеется, число голосов у всех
избирателей одинаковое), и распределяет
свои голоса между кандидатами как угодно:
может отдать нескольким кандидатам по
одному голосу, а может, например, какому-то
одному из кандидатов отдать все свои
голоса, аккумулировать их у него.
Отсюда и название системы (от лат. cumulatio
– скопление). Как полагают британские
исследователи избирательных систем Энид
Лейкман и Джеймс Д.
Ламберт, «так же как и ограниченное голосование,
кумулятивное голосование способствует
обеспечению представительства меньшинства
и избранию самых популярных кандидатов,
но его действие весьма неопределенно»
Здесь также весьма важен точный подсчет
партиями своего электората и правильное
ориентирование его в отношении использования
голосов.
Система единственного передаваемого голоса
Эта система в теории считается самой справедливой, так как позволяет сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства партий. Однако ее распространению препятствует определенная техническая сложность определения результатов выборов.
В многомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного непередаваемого голоса, то есть каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель же действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, то есть против фамилии наиболее желательного кандидата отмечает первую преференцию, затем против фамилии следующего - вторую и так далее. Формально он не связан партийной принадлежностью кандидатов, хотя на практике, скорее всего, будет принимать ее во внимание, считаясь с рекомендациями партии, которой симпатизирует.
После установления
общего числа проголосовавших или общего
числа действительных бюллетеней определяется
избирательная квота. Затем бюллетени
раскладываются по пачкам с учетом первых
предпочтений, выраженных определенным
кандидатам. Кандидаты, получившие квоту,
считаются избранными.
Однако обычно такие кандидаты получают
сверх квоты определенный излишек голосов,
который им не нужен. Этот излишек передается
кандидатам, не получившим квоты, в соответствии
со вторыми предпочтениями. Вопрос: какие
же именно бюллетени надо передать?
Например, квота составляет
2700 голосов. Кандидат А получил 3700 первых
предпочтений. У него 1000 лишних голосов.
Из всех его 3700 бюллетеней в 370
(10 %) второе предпочтение отдано кандидату
Б, а в 740 (20 %) - кандидату
В. Что касается остальных бюллетеней,
то там второе предпочтение либо отдано
кандидатам, также получившим квоту, либо
никому не отдано. Поэтому из 1000 лишних
голосов 100 (10 %) отдаются кандидату Б, а
200 (20 %) - кандидату В. Если, скажем, кандидат
В тем самым добрал голоса до квоты, он
также считается избранным.
Если после того, как распределены излишки голосов, остались незамещенные мандаты и неизбранные кандидаты, исключаются неизбранные кандидаты, получившие наименьшее число голосов, а бюллетени, в которых им отдано первое предпочтение, передаются другим кандидатам в соответствии со вторыми предпочтениями подобно тому, как делается при альтернативном голосовании.
По этой системе избирается,
например, верхняя палата индийского
Парламента - Совет штатов. Однако надо
иметь в виду, что голосуют там не избиратели,
а депутаты законодательных собраний
штатов. Поэтому все подсчеты производятся
весьма квалифицированными людьми.1
5. Смешанные системы.
Смешанная избирательная система возникает тогда, когда при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. Характерен в этом отношении порядок выборов немецкого Бундестага, послуживший примером для ряда стран, в том числе и для России.
Согласно федеральному
избирательному закону в редакции 1994 года,
половина состава Бундестага (328 депутатов)
избирается по одномандатным избирательным
округам по мажоритарной системе относительного
большинства.
Другая половина избирается по земельным
спискам кандидатов, то есть каждая из
16 земель (субъектов федерации) является
многомандатным избирательным округом,
в котором баллотируются земельные списки
кандидатов, составленные политическими
партиями, мандаты между которыми распределяются
по пропорциональной системе. Соответственно
каждый избиратель имеет два голоса первый
в одномандатном избирательном округе,
а второй за земельный список.
Оба голоса подаются в одном конверте.
Кандидат от партии может одновременно
баллотироваться и в одномандатном избирательном
округе, и по земельному списку.
С определением результата выборов в одномандатном округе все ясно: кто получил больше первых голосов, чем другие кандидаты, тот и избран. Что же касается определения результатов выборов по земельным спискам, то это гораздо более сложное дело.
Сначала подсчитываются вторые голоса, поданные за каждый из земельных списков. При этом не учитываются вторые голоса тех избирателей, которые свой первый голос отдали за кандидата, победившего в избирательном округе, если этот кандидат был выдвинут не партией, а избирателями, или партией, земельный список кандидатов которой в соответствующей земле не был допущен земельным избирательным комитетом. Из общего числа депутатских мандатов от данной земли исключаются мандаты, полученные в одномандатных избирательных округах кандидатами, которые выдвинуты избирателями, а также партиями, не допущенными к распределению мандатов по пропорциональной системе (не преодолевшими заградительный пункт).
Здесь речь идет о партиях, земельные списки которых не получили на территории страны 5 процентов действительных вторых голосов или не провели своих кандидатов в депутаты хотя бы в трех одномандатных избирательных округах. Это ограничение не распространяется на земельные списки кандидатов от партий национальных меньшинств; их списки допускаются к участию в распределении мандатов, даже если не преодолеют заградительный пункт.
Таким образом, кроме вторых голосов, поданных за земельные списки партий национальных меньшинств, при распределении мандатов по пропорциональной системе учитываются вторые голоса, только поданные за земельные списки партий, преодолевших заградительный пункт. Оставшееся число мандатов распределяется между этими списками следующим образом.
Общее число этих мандатов
умножается на число вторых голосов, поданных
за земельные списки партии по стране,
и делится на общее число вторых голосов,
поданных за все участвующие в распределении
земельные списки.
Каждый земельный список получает сначала
число мандатов, равное целому числу в
полученном частном от деления. Оставшиеся
мандаты распределяются между земельными
списками согласно наибольшим дробям.
Если земельный список, за который подано
более половины вторых голосов, участвующих
в распределении, получает не более половины
мандатов, ему из числа мандатов, распределяемых
по дробям, в любом случае передается еще
один мандат.
Из числа мандатов,
получаемых земельным списком партии
в результате пропорционального распределения,
вычитается число мандатов, уже полученных
ею в одномандатных избирательных округах.
Соответственно при передаче мандатов
кандидатам из земельного списка партии
не учитываются те из них, кто избран в
этих избирательных округах. Если на земельный
список пришлось больше мандатов, чем
в нем значится кандидатов, излишние мандаты
никому не передаются. Если же партия получила
в одномандатных избирательных округах
больше мандатов, чем ей положено в результате
пропорционального распределения, все
ее мандаты сохраняются за ней, а общее
число мандатов в
Бундестаге соответственно увеличивается.