Понятие избирательная система и ее структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:34, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в теоретико-правовом рассмотрении сущности, понятия, функций, видов избирательной системы, акцентировании внимания на избирательной системе Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательной системы, выяснить, какие существуют виды избирательных систем, дать им характеристику; описать основные параметры и особенности современной российской избирательной системы.

Содержание работы

Введение 2
1.Понятие избирательная система и ее структура. 3
2.Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки. 7
3.Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл возвращения к смешанной избирательной системе на выборах в Государственную Думу РФ. 10
Заключение 15
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

контрольная по политологии.docx

— 37.20 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации активное избирательное право предоставляется федеральными законами гражданам, достигшим 18 лет. Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных государств (Австралия, Бельгия, Греция и др.) в России обязательный вотум не предусмотрен. В то же время для многих избирательных компаний особенно в субъектах Федерации, характерно массовое неучастие избирателей в выборах, которое в конституционном праве обозначают термином «абсентеизм» (от англ. слова, означающего отсутствие). Неучастие в выборах может иметь значение определенного политического бойкота, но чаще оно выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры.

Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Субъектам Федерации, которые вправе принимать собственные избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года, а при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) – 30 лет. При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законом минимальный возраст не может превышать 21 года. В этих нормах заключены гарантии для молодых граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру в парламент или на должность главы исполнительной власти.

Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и налоговой полиции, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов РФ, депутатами законодательных органов субъектов РФ, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий. Данное правило установлено Указом Президента РФ от 30 мая 1997 года.

Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеются права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако после отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме. Российское избирательное право не предусматривает верхнего возрастного предела для избрания на выборные должности и в представительные органы, так как такие ограничения не свойственны демократическим государствам.

До 2007 года в Российской Федерации действовала смешанная избирательная система при избрании депутатов в Госдуму РФ. Избирались 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (1 округ – один депутат) и 225 по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками. В первом случае избирали скорее личность, во втором партии, блок партий или иное общественное объединение. В одномандатных округах выборы осуществлялись на основе мажоритарной системы относительного большинства. В федеральном округе отбор происходил по пропорциональному принципу, но пропорциональность эта касалось только тех партий, которые перешли 5%-й барьер, то есть получили не менее 5% голосов из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добирал до этого порога, теряли все свои голоса, а также право на представительство в Государственной Думе.

С 2007 года выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ проводятся по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается также 450 депутатов, но уже только по единому федеральному избирательному округу.

Депутаты избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий, имеющих в соответствии с законом право участвовать в выборах, а такое право предоставляется только федеральным партиям, зарегистрированным в установленном порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения в субъектах РФ.

Существенным изменением в избирательном законодательстве РФ является исключение из избирательных бюллетеней графы «против всех», что по идее законодателя должно привести российских избирателей к более активной политической позиции, к повышению их ответственности за судьбу страны. Однако исключение данной графы во многом ограничивает избирательные возможности граждан. Голосование против всех кандидатов было легальной и достаточно эффективной возможностью для граждан показать политической элите, что при наличии политической активности (граждане участвуют в выборах), они не обнаруживают в политической системе сил, способных представлять их интересы. С исключением графы «против всех» такие сигналы политическая элита перестанет получать, или будет получать их в более радикальной форме. [5,c.340]

В современной России на формирование избирательной системы влияют различные силы. Однако много и таких политических сил, которые пытаются сформировать избирательную систему «под себя», гарантируя себе победу в любом случае. В этом смысле совершенно не случайно в избирательном законодательстве России существует множество лазеек для недобросовестных участников избирательного процесса. К их числу, несомненно, относятся использование пресловутого «административного ресурса», снятие принципиальных соперников с выборов через суды иногда по надуманным причинам и непосредственно перед днем голосования, «вбросы» бюллетеней за не явившихся на избирательные участки лиц, откровенная подтасовка результатов выборов и т.д. Результат борьбы за формирование новой избирательной системы в России во многом будет предопределен общим направлением изменений, происходящих сейчас в России Партии сейчас акцентируют свое внимание на «стратегические» интересы страны, причем, как правило, в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это обусловлено еще и тем, что Госдума 21 ноября 2008 года приняла поправки в Конституцию, которые позволили увеличить срок полномочий следующего президента до шести лет, а следующего созыва Думы - до пяти лет соответственно (данные поправки были предложены президентом РФ Д.А. Медведем) - увеличение срока полномочий будет способствовать укреплению страны, укреплению авторитета власти.

Заключение

Избирательная система непосредственно связана с политической сферой функционирования государства и гражданского общества. Если избирательное право предметно регламентирует политическое право граждан избирать и быть избранными, то избирательный процесс как форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу функционирования институтов системы представительной и выборной демократии.

Рассмотрев в данной работе сущность, функции, основные виды избирательных систем, убедились, что она образует важную составную часть конституционного права демократических стран. Представляет собой один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента, депутатов законодательных (представительных) органов власти и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

Идеальной модели избирательной системы не существует. У каждой из них можно найти и свои недостатки, и свои достоинства. Этим во многом объясняется то великое многообразие избирательных систем, применяемых в современном мире. С точки зрения времени возникновения мажоритарная система является первой из всех видов избирательных систем. Появление дальнейших видов избирательных систем (пропорциональная, смешанная) является результатом естественного общественного развития и потребностей людей найти оптимальную форму избирательной системы с учетом особенностей форм правления, государственного режима каждой страны. Какая же ее модель является наилучшей для России? В зависимости от того, какой орган избирается: законодательный или исполнительный, коллегиальный (представительный) или единоличный, федеральный, региональный или местный, речь, скорее всего, должна идти не об одной, а о нескольких таких моделях. Однако прежде чем принимать решение опробовать ту или другую разновидность избирательной системы в масштабе всей страны или ее части, следует внимательно проанализировать и специфику современных реалий политической, экономической жизни  государства, традиции  и культуру народа.

Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов.

 

Список используемой литературы

  1. Государственное право зарубежных стран/ Под ред. Златопольский Д.Л.- учеб. для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Зерцало, 2007
  2. Избирательное право в вопросах и ответах. - М., 2005
  3. Конституционное право РФ / Под ред. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.: учеб. для вузов.- М.: Инфра-М, 2006
  4. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 2007
  5. Политология: учебник для студентов вузов / под ред. В.К. Батурина – 4-е изд, перераб.и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012

Информация о работе Понятие избирательная система и ее структура