Понятие избирательной системы и избирательного права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие избирательной системы и избирательного права РФ………….....5
2. Принципы избирательной системы и избирательного права………………8
3. Процесс подготовки и проведения выборов………………………………...14
4. Заключение…………………………………………………………………….18
5. Задача…………………………………………………………………………..20
6. Тест……………………………………………………………………………….22
7. Список используемой литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

контрольная работа по конституционному праву.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Тайное голосование - обязательный атрибут демократической системы  выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без  всякого контроля за ним, давления или  запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т.е. установить личность избирателя. В Российской Федерации в отличие, например, от Соединенных Штатов не применяются машины для голосования, а голосование проводится с помощью избирательных бюллетеней. Для гарантирования тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабины для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Процесс подготовки и проведения выборов.

Подготовку и проведение выборов  в Российской Федерации осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии (в пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей создается несколько территориальных комиссий); участковые избирательные комиссии. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Остальные пять членов назначаются Президентом Российской Федерации.

Подготовка выборов - важный организационный  элемент избирательной системы, заправленный на создание самых благоприятных  условий для проведения выборов; практическую возможность для граждан  беспрепятственно реализовать свои избирательные права, финансовое и информационное обеспечение выборов. Подготовка выборов включает в себя следующие мероприятия:

• Образование избирательных округов, от которых делегируются депутаты в  выборный орган власти, в соответствии с принципами формирования соответствующего представительного органа и порядком распределения мандатов; 
• Образование избирательных участков, на которых непосредственно осуществляется процедура голосования;

• Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус;

• Формирование избирательных комиссий от центральной до участковых, каждая из которых имеет свои полномочия и статус.

Здесь очень важно заметить, что  избирательные комиссии в Российской Федерации формируются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в представительном органе местного самоуправления. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. Тем самым обеспечивается контроль за деятельностью избирательных комиссий со стороны гражданского общества. 
Составление списков избирателей, распределение избирателей по избирательным участкам с обеспечением наиболее благоприятной и комфортной возможности проголосовать.

Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию, и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. Информирование избирателей в Российской Федерации осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица. При этом органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках.

Информирование избирателей о  ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, в том числе через средства массовой информации, осуществляют избирательные комиссии. Следует обратить внимание на то, что деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума осуществляется свободно. При этом, однако, законодательство предусматривает, что в информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, политической партии, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной таким сообщениям. В день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума запрещается публикация (обнародование) данных о результатах выборов, референдума, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая "Интернет").

Разновидностью информирования избирателей  является опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами. В силу того, что подобная информация может повлиять на предпочтения избирателей, законодательством РФ предусмотрено, что в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается обнародование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая "Интернет").

Финансовое обеспечение выборов включает в себя финансирование подготовки и проведения выборов соответствующими избирательными кампаниями, а также финансирование избирательной кампании кандидатов (избирательных объединений) и предполагает контроль за формированием и расходованием средств из избирательных фондов.

Главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих  бюджетах на проведение выборов и  референдумов, являются комиссии, организующие выборы и референдумы, финансирование которых осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума.

После официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов начинается предвыборная кампания, которая включает в себя выдвижение кандидатов (списков кандидатов), их регистрацию, предвыборную агитацию.

Завершается избирательный процесс  собственно самой процедурой голосования, подсчетом голосов, подведением  итогов голосования и официальным объявлением результатов.

 

 

 

 

Заключение

Избирательная технология есть совокупность способов, приемов  и техник воздействия на массы  людей с целью повлиять на их электоральное  поведение и побудить их отдать свои голоса за определенного кандидата.

Главная особенность  данного типа политических технологий - это их нацеленность на включение  социально-психологических механизмов, регулирующих поведение избирателей, обращение к убеждениям граждан, их ценностным ориентациям, интересам, настроениям, устремлениям.

Необходимо отметить, что вплоть до середины XX в. избирательные  кампании проводились главным образом  силами партийных активистов, друзей кандидатов, а также сочувствующих  граждан, которые хотели бы помочь действующим  политикам. В основе действий таких помощников кандидатов лежали личный энтузиазм, преданность идее или делу партии, а также желание сделать все возможное для победы на выборах. Среди таких людей появлялись неплохие организаторы политических кампаний, но действовали они, опираясь скорее на ситуацию и опыт, чем на научное знание особенностей электорального поведения и избирательных технологий.

Однако современный  подход к избирательным технологиям  существенно отличается осознанием необходимости органического соединения практического опыта политической борьбы и научного знания. При этом важно не только знать хорошо зарекомендовавшие себя приемы предвыборной борьбы, но и понимать глубинные причины успеха или неудачи использования конкретных избирательных технологий. Такое понимание становится возможным лишь в том случае, если организаторы избирательной кампании владеют необходимыми теоретическими знаниями, способны адекватно оценить предвыборную ситуацию, выявить тенденции развития массовых настроений, определить те "болевые точки" в сознании и мотивации людей, воздействие на которые может привести к изменению их поведения в нужном для организаторов избирательной кампании направлении. Именно это обстоятельство и вынуждает организаторов обращаться к помощи профессионалов - людей, специализирующихся в области политических технологий и обладающих соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Избирательные технологии в руках профессионалов становятся, таким образом, достаточно сильным  оружием, позволяющим привлекать на сторону обслуживаемого этими профессионалами кандидата значительные слои населения, изменять их электоральные предпочтения. Однако это становится возможным лишь в том случае, если избирательные технологии используются комплексно, в соответствии с научно обоснованной стратегией избирательной кампании, если они учитывают поведение политических соперников, а также реальные процессы, происходящие в массовом сознании избирателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА 

 Указам Президента Российской  Федерации от 02 апреля 1999 г. №  415 Генеральный прокурор Российской Федерации был отстранен от должности на период расследования возбужденного в отношении его уголовного дела.

По мнению Совета Федерации такое  отстранение может иметь место  только в порядке, установленном  ст. 83 (п. «е»), 1-2 (п. «з», ч. 1) и 129 (ч. 2) Конституции Российской Федерации для назначения на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, т.е. должно осуществляться Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, и, следовательно, Президент Российской Федерации был не вправе издать названный Указ.

Является ли конституционным Указ Президента Российской Федерации об отстранении Генерального прокурора Российской Федерации на период расследования возбужденного в отношении его уголовного дела? К Компетенции Совета Федерации или Президента Российской Федерации относится данное полномочие?

Ответ:

Согласно Конституции Российской Федерации и в отсутствие иного законодательного регулирования акт о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности, необходимость которого обусловлена возбуждением в отношении него уголовного дела, обязан издать Президент Российской Федерации.

Федеральный закон "О прокуратуре  Российской Федерации", предусматривая, что на период расследования возбужденного в отношении прокурора уголовного дела он отстраняется от должности (статья 42), и имея в виду, что понятие "прокурор" включает и Генерального прокурора Российской Федерации (статья 54), тем не менее не содержит прямых указаний относительно того, кто и в каком порядке временно отстраняет от должности Генерального прокурора. Закон не устанавливает, кто вправе возбудить уголовное дело против Генерального прокурора Российской Федерации. Поскольку вышестоящего прокурора над ним нет, постольку сделать это можно лишь в отношении Генерального прокурора, временно уже отстраненного от должности. А такое отстранение допустимо только в конституционно - правовой процедуре, предшествующей любым действиям в рамках уголовно - процессуальных отношений. Сначала Совет Федерации по предложению Президента временно отстраняет от должности Генерального прокурора, затем высшее должностное лицо прокуратуры, например, исполняющий обязанности Генерального прокурора, возбуждает уголовное дело и проводится расследование. Такой порядок наиболее точно отражает конституционную модель взаимоотношений Президента и Совета Федерации по поводу Генерального прокурора.

В соответствии с конституционной  логикой последнее слово как  в освобождении, так и в отстранении от должности Генерального прокурора Российской Федерации на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела принадлежит Совету Федерации; только его решение и правовое действие являются конституционными и окончательными, обладают надлежащей юридической силой. Это вытекает из системной связи статей 10, 11, 71 (пункт "о"), 80 (части 1 и 2), 83 (пункт "е"), 102 (пункт "з" части 1), 129 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Тест 1

В систему конституционного права  как институт входит:

- публичное право

- частное право

- избирательное право

- уголовное право

- гражданское право

Ответ: В систему конституционного права как институт входит избирательное право

Тест 2

Порядок избрания главы государства  и его компетенцию определяет право:

- конституционное

- гражданское

- административное

- трудовое

Информация о работе Понятие избирательной системы и избирательного права РФ