Понятие политического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:36, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение политического процесса и его структуры.
Необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть понятие политического процесса;
- Охарактеризовать структуру политического процесса;
- Привести типологию политических процессов.

Содержание работы

1.Введение
2.Понятие политического процесса
3.Структура политического процесса
4.Типология политических процессов
5.Субъекты политического процесса
6.Заключение
7.Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

1. В незапах обществах нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений.

2. Политические партии склонны  претендовать на выражение мировоззрения и представительство образа жизни.

3. В политическом процессе преобладают клики.

4. Характер политических ориентации  предполагает, что руководству политических  группировок принадлежит значительная свобода в определении стратегии и тактики.

5. Оппозиционные партии и стремящиеся  к власти элиты часто выступают в качестве революционных движений.

6. Политический процесс характеризуется  отсутствием интеграции среди участников, что является следствием отсутствия в. обществе единой коммуникационной системы.

7. Политический процесс отличается  значительными масштабами рекрутирования новых элементов для исполнения политических ролей.

8. Для политического процесса  типично резкое различие в  политических ориентациях поколений.

9. Незападные общества отличаются  незначительностью консенсуса в  отношении узаконенных целей и средств политического действия.

10. Интенсивность и широта политической  дискуссии мало связаны с принятием  политических решений.

11. Отличительной чертой политического  процесса является высокая степень совмещения и взаимозаменяемости ролей.

12. В политическом процессе слабо влияние организованных групп интересов, играющих функционально специализированные роли.

13. Национальное руководство вынуждено  апеллировать к народу как  к единому целому, не различая  в нем социальные группы.

14. Неконструктивный характер незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике.

15. Эмоциональные и символические  аспекты политики оттесняют на  второй план поиски решений  конкретных вопросов и общих проблем.

16. Велика роль харизматических  лидеров.

17. Политический процесс обходится  в основном без участия «политических брокеров».

В отечественной политической науке  в зависимости от социокультурных  и социально-экономических характеристик процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический политический процесс.

Политический процесс технократического  типа генетически свойственен англосаксонским  и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.

Политический процесс идеократического типа характерен для большинства  государств, переживающих начальные  стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи (идеологии), в отношении которой имеется (достигается или декларируется) общенациональный консенсус. Господствующая идея определяет цели, содержание и направленность политического процесса, тип государственного устройства, принципы и механизмы формирования и обновления правящей элиты, формы и способы участия граждан в политике.

Политический процесс харизматического тина характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, содержание и направленность политического процесса.

По масштабу пространственно-временных  параметров политические процессы можно подразделить на глобальные и локально-региональные. Первые оказывают свое воздействие на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко результат того или иного локального процесса может иметь воздействие на мировую политику. 

 

Субъекты политического процесса

 

Основными субъектами политического  процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Политический институт — воспроизводимая с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере политической жизни.

Основным властным институтом, одним  из основных субъектов политического процесса, выступает государство. Другим важным фактором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт.

Менее масштабными субъектами политического  процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды, различные группы людей. Индивиды и группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

Люди отличаются различной степенью активности в политике. Многие не слишком активны, но в целом участвуют в большей части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают активное участие в политической жизни.

Для достижения групповых целей  индивиды могут создавать специальные  группы, отличающиеся различной степенью институциализации — от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах.

При анализе политического процесса следует учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического процесса и субъектов. В частности, характер взаимодействия между политической системой и средой будет определяться уровнем эволюционного развития системы и среды, например степенью внутренней дифференциации. В то же время характер взаимодействия между субъектами, в частности между гражданином и определенной партией, будет определяться другими параметрами: институциональными условиями, особенностями партийного развития, местом партии в политический системе, социально-психологическими особенностями развития личности и т.п. В целом, абстрагируясь от специфики политических процессов и субъектов, чаще всего характер взаимодействия между субъектами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности политического  процесса и описана его структура.

Также были решены следующие задачи:

-  Раскрыто понятие политического процесса;

- Охарактеризована структура политического  процесса;

- Перечислены особенности политического  процесса в России.

Понятие “политической системы” появилось первоначально в западной социологии и политологии с попыткой рассмотреть общество с точки зрения взаимосвязи его элементов. Его появление связано с именами А.Бентли, В.Парето, Д.Истона и др. Параллельно с 50-х годов XX в. развивалось и понятие политического процесса.

Политический процесс – это все действия по осуществлению власти народа, управлению общественными и государственными делами как оформленные правом (они-то и будут прежде всего интересовать нас в нашей работе), так и протекающие на базе иных социальных норм - политических традиций, обычаев, уставов политических партий и др.

Основными субъектами политического  процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Таким образом, конституционные нормы  составляют лишь часть механизма  регулирования политического процесса, но они составляют основу его правовой базы. Они содержат лишь самые общие  предписания, но и наиболее важные. Поэтому любое исследование политического процесса в целом или какого-либо его элемента должно начинаться именно с исследования конституционного его регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы  политологии. М., 1995.

 

2. Мамут  Л.С. Политический процесс // Советское государство и право. 1982.

 

3. Политология:  Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.

 

4. Политология:  Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк  и др. ; Минск, 1997. Гл.14.

 

5. Политология:  Курс лекций / Под ред. Н.М. Марченко. М., 1997.

 

6. Шутов  А.Ю. Типология политических процессов:  Социально-культурный аспект // Вестник  МГУ. 

 

7. Социально-политические  науки. 1994.

 

 


Информация о работе Понятие политического процесса