Понятие политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Понятие политического режима происходит от латинского слова «regimen», что в переводе означает — управление и данное понятие обозначает совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по политологии.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Понятие политического режима происходит от латинского слова «regimen», что в переводе означает  — управление и данное понятие обозначает совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. Так же  можно сказать, что политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140—160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов1.

Древне - греческий философ Аристотель выделяет два вида политических режимов: правильные и неправильные. К первому виду относятся такие политические режимы как: монархия, аристократия, полития. Ко второму виду относятся тирания, олигархия, демократия. Также выделяется простая классификация по критерию участия населения в сфере управления государством на две категории: демократические и недемократические политические режимы. Карл Маркс выделят два вида политических режимов – это социалистические и капиталистические. Французский ученый Морис Дюверже делит политические режимы, во-первых, явные и авторитарные; во-вторых, демократические, автократические, монократические (диктаторские); в-третьих, директории (коллективное правление).

Основной классификацией деления является условное деление всех политических режимов на три категории: демократический, авторитарный, тоталитарный политические режимы. Стоит отметить, что некоторые авторы выделяют лишь два вида демократический и авторитарный, приписывая тоталитарный режим к авторитарному, но в крайних его проявлениях.

Таким образом, политических режимов много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов, можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от политических режимов других государств.

Рассмотрим характеристику некоторых политических режимов подробнее.

1. Демократический   политический режим. Демократия (“democratia”) с греческого – народовластие. Демократический режим - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством.

Чертами данного политического режима являются:

1. Источником власти в государстве  является народ. Он избирает  власть и наделяет ее правом  решать любой вопрос, опираясь  на собственное мнение. Законы  страны защищают народ от произвола  власти и власть от произвола отдельных людей.

2. Политическая власть носит  легитимный характер и осуществляет  свои функции в соответствии  с принятыми законами.

3. Для демократического режима  характерно разделение властей  (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

4. Демократический режим характеризуется  правом народа влиять на выработку  политических решений (путем одобрения  или критики в средствах массовой  информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.

5. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.

6. Демократический политический  режим характеризуется высокой  степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила  и принципы взаимоотношений государства  и граждан.

2. Авторитарный политический режим (авторитаризм). Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти, характерная для антидемократических политических режимов, обозначает неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от умеренно-авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Черты авторитарного политического  режима:

1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);

2. Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций близких по духу, но при условии их подконтрольности властям.

     3. Тоталитарный политический режим (тоталитаризм). Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества.

Основные черты  данного политического режима:

  1. существование в государстве всеобщей государственной идеологии;
  2. монополия государства на средства массовой информации;
  3. монополия государства на все средства вооружения;
  4. жестко централизованный контроль над экономикой сферой;
  5. одна массовая партия, возглавляемая лидером, вождем;
  6. особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе.

4. Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Жесткое подавление применяется весьма широко.

Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает все поры в  государстве. Деспотия держится на страхе. Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д.

5. Тиранический режим. Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

6. Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, объединение). Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью. Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться.

Даже при характеристике всего  нескольких политических режимов, анализе  их основных черт можно сделать вывод, что некоторые из политических режимов имеют общие черты и в определенных случаях, путем исторически – обусловленных процессов один политический режим может переходить в другой, оставляя черты предыдущего в реалиях существующего. Для таких случаев и существует понятие переходного политического режима, который формируется в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

Проблема переходных политических режимов и их типологизация наиболее широко впервые была поставлена в связи с политической модернизацией, т.е. концепцией, описывающей переход от традиционных политических систем к современным. Под последними, как правило, понимались демократические либеральные системы и режимы. Начиная с середины 80-х годов акцент в исследовании переходных режимов смещается в сторону изучения процессов демократизации, связанный с третьей волной демократии. Хотя иногда и последние процессы описываются в терминах концепции модернизации, тем не менее, существует явное различие между политической модернизацией и переходом от авторитарных (тоталитарных) систем к демократическим в последние два десятилетия. Оно связано, прежде всего, с тем, что большинство стран, осуществляющих переход, явно не попадало под категорию традиционных стран с низким уровнем индустриального развития, архаической социальной структурой, неграмотностью населения и т.д. В целом существует две концепции: политической модернизации, описывающей процесс перехода от традиционных структур к современным политическим, и демократизации, описывающей проблемы третьей волны демократизации.

Трудности с определением типологии переходных политических режимов очевидны. Во-первых, ясно, что переходные политические режимы находятся в развитии. Отсюда, сложно однозначно интерпретировать содержание их признаков. Обычно говорят о смешанных режимах, следовательно, о наличии в них черт авторитарных и демократических систем.  Во-вторых, так как большее значение здесь придается процессуальным характеристикам, а не устойчивым системным, то часто типологизируют не режимы, а политические переходные процессы. В этой связи особое внимание уделяется различным видам разрыва со старой авторитарной системой. В-третьих, между различными регионами мира, где осуществляются процессы демократизации, существуют социально-экономические и культурные различия, а потому сложно выбрать единые критерии типологизации. Хотя общие типологии существуют, но часто исследователи более склонны выбирать для анализа группы стран, в определенной степени близкие по ряду показателей, т.е. регионально сравнимые.

Два основных фактора, влияющие на типологизацию переходных политических режимов:

  1. с чего начинается процесс перехода, каковы условия, определяющие необходимость коренных преобразований;
  2. в какой форме осуществляются преобразования, а следовательно, как ведут себя политические элиты в процессе перехода от авторитарного к демократическому режиму.

Ответ на вопросы первой темы привел исследователей к такой типологии переходов, которая в основание группировки кладет понятие «кризис». Особенности переходов определяются тем, находилась ли страна, ее экономика  в кризисе в начале перехода или нет. Соответственно выделяют два типа переходов: кризисные переходы и некризисные переходы. При всей простоте такой постановки вопроса, она позволяет акцентировать внимание на многих важных составляющих переходных процессов и, главное, позволяет объяснить многое в поведении старой политической элиты и ее взаимоотношении с нарождающейся демократической оппозицией. В принципе любой переход здесь выражает кризис системы. Выделяется три типа кризиса, взаимосвязь между которыми может и не наблюдаться: кризис легитимации авторитарного режима, кризис экономического развития, политический кризис. Так вот в представленной типологии речь идет, прежде всего, об экономическом кризисе.  Эмпирическая проверка этих типов переходов проводилась на основе сравнения десяти стран, осуществивших переход от военного правления. В шести странах – Аргентина (1983), Боливия (1980), Бразилия (1985), Перу (1980), Уругвай (1985) и Филиппины (1986) – наблюдались кризисные переходы. В Аргентине, Боливии, Уругвае и на Филиппинах режим менялся во время глубокого экономического спада; латиноамериканские страны также страдали от высокой инфляции. Хотя бразильский и перуанский опыт переходов проходил вначале при коротком экономическом всплеске, обе страны ранее испытали ряд экономических потрясений.

Информация о работе Понятие политического режима