Понятие политической идеологии. Идеология и власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 12:49, реферат

Описание работы

Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает общественно-политическую реальность через призму интересов больших соци­альных групп, прежде всего классов. В содержание идеологии вписываются элементы знания о действи­тельности. Вместе с тем идеология — ценностная система, выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели образы поведения

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).docx

— 28.10 Кб (Скачать файл)

ТЕМА «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕАЛОГИЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ»

Понятие политической идеологии. Идеология и власть. Методы идеологического воздействия.

 

Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает общественно-политическую реальность через призму интересов больших соци­альных групп, прежде всего классов. В содержание идеологии вписываются элементы знания о действи­тельности. Вместе с тем идеология — ценностная система, выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели образы поведения. Такие, скажем, как социальная справедливость, свобода, права человека, демократия, соли­дарность. Оценка социальной реальности, что озна­чает ее соотнесение с политическими потребностями и интересами, идеалами и принципами, — важней­шая функция идеологии. Так или иначе оценивая реалии, деятельность политических субъектов, ее результаты и последствия, идеология обретает регулятивно-ориентирующую силу. Она направляет прак­тические действия в рамки целей, приемлемых в первую очередь для господствующих в обществе социальных групп и, по крайней мере, не отвергаемых большинством других слоев.

 

С помощью идеологии политические силы обосно­вывают свои цели и подбирают средства для их реа­лизации. На основе идеологии разрабатываются по­литические концепции, доктрины и программы. Иде­ология питает мотивационную базу коллективных политических действий и поведения. Она, по словам А. Грамши, служит тому, чтобы пробудить в народе и организовать коллективную волю. Идеология так­же маскирует и мистифицирует (хотя и не всякая идеология) подлинные интересы и цели господству­ющих групп, элит. На эту функцию обратил внима­ние немецкий социолог Р. Мангейм. Изучение идео­логии, по его мнению, имеет целью демаскировать «более или менее сознательное жульничество и пе­реодевание». Сказано достаточно жестко, но не без оснований.

 

Со времени введения французским, ученым Де Треси (1754-1836) терми­на «идеология» в научный оборот в политической теории сложились самые разнообразные взгляды на это духовное явление. В частности, марк­сизм, исходит из обусловленности идеологических докт­рин материальными условиями жизнедеятельности об­щественных групп, в силу чего они характеризуются как теоретические представления, защищающие общекол­лективные интересы. Формирование идеологий связыва­ется здесь с деятельностью специализированного кол­лективного субъекта. В зависимости от места, занимае­мого группой в общественных отношениях (если, к при­меру, класс обладает интересами, совпадающими с ве­дущими тенденциями общественного прогресса), марк­сизм признает возможность выполнения идеологией функций научного знания.

 

В отличие от канонических позиций марксизма в за­падной политологии не прекращаются дискуссии об ис­точниках и статусе идеологических течений. Так, для приверженцев неоанархизма идеология выступает как порождение массового сознания; либерально-позитиви­стская традиция, гиперболизируя идеологию, интерпре­тирует ее как надисторическое явление, существующее вне зависимости от социальных и политических условий; неомакиавеллисты (Р.Моска, Р.Михельс, В.Парето) склонны даже эстетические или религиозные формы со­знания трактовать как специфические формы проявления политической идеологии, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время широко распространены и взгляды, характеризующие идеологию как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьез­ного веса и значения.

 

Вместе с тем, несмотря на известный релятивизм, в западной политологии все же сложился ряд устойчивых позиций по отношению к идеологии. Так, принципиальной позицией является бескомпромиссное разведение идео­логии и науки, отрицание за идеологией познавательных функций. Еще М.Вебер относил идеологию, как и иные мировоззренческие и религиозные образования, к обла­сти веры, отрицая, тем самым, саму постановку вопро­са о ее научности. Признанный авторитет в этой области К.Манегейм, вслед за Вебером, рассматривал любую идеологию как неадекватное отображение действитель­ности, как совокупность идей, сознательно скрывающих истинное положение вещей. Весьма распространенным является также и сугубо функциональное толкование идеологии как инструмента интеграции общности (О.Лемберг, Т.Парсонс и др.), оставляющее в тени ее социально-исторические источники и детерминанты. Не­редко идеология сводится и к психологии отдельных групп и индивидов (Р.Пайпс, В.Старк, Л.Браун и др.).

 

Если суммировать рациональные оценки и подходы к толкованию данной формы политического сознания, то можно сказать, что политическая идеология представля­ет собой систематизированную совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно боль­шего числа людей соответствующим целям и задачам ис­пользования власти. Коротко говоря, политическая идео­логия — это доктрина, обосновывающая притязания ка­кой-либо группы на власть или ее использование и пре­дусматривающая поэтому ту или иную стратегию пол­итических действий.

 

В отличие от науки, чьей задачей является поиск истины, функции идео­логии прежде всего сводятся к овла­дению массовым политическим сознанием населения, к внедрению в него своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определению целей и за­дач, по которым люди должны ориентироваться в пол­итическом пространстве. Обладая ярко выраженным групповым характером, идеология должна создавать по­зитивный образ проводимой (или предлагаемой населе­нию) политической линии, ее соответствия интересам то­го или иного класса, нации, государства. При этом идеология должна не столько заниматься пропагандированн­ом, распространением тех или иных идеалов и ценно­стей сколько стимулировать целенаправленные дейст­вия и поступки граждан, партий и других политических ассоциаций.

 

Выполняя свои политические функции, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на базе интересов какой-либо социальной или национальной группы (например, среднего класса, граждан коренной национальности и т.д.), либо на почве сознательно сфор­мулированных цепей, не опирающихся на определенные социально-экономические страты или группы населения (например, идеология анархизма, фашизма и др). Спо­собность реально интегрировать общество будет непос­редственно зависеть от того, насколько идеи и положе­ния идеологии соответствуют обыденным взглядам и представлениям населения о предпочтительном стиле жизни, а также и от того, найдет ли данная доктрина адекватные уровню общественного сознания формы ин­терпретации своих теоретических заключений.

 

Помимо рациональных, теоретически обоснованных положений любая идеология предполагает некий отлет от действительности, содержит те цели и идеалы, кото­рые населению предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом коллективных верова­ний обладают официальные идеологии, направляющие реальный курс государственной политики и потому в ос­новном приукрашивающие действительность и иницииру­ющие апологетические настроения. Большей же пред­расположенностью к утопическим предположениям об­ладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожи­дающие от власти значительно больше, чем она может дать и стремящиеся с помощью красивого идеала при­влечь к себе больше сторонников.

 

Рассматривая идеологию как форму мотивации пол­итического поведения групповых субъектов, надо отме­тить, что в демократических системах она используется преимущественно лишь на этапах, связанных с концепту­ализацией групповых интересов и их введением в полити­ческую жизнь. Стремление же абсолютизировать ее роль, т.е. подчинить ей нравственные, правовые, культурные и иные духовные регуляторы политических отношений на постоянной основе, по существу по­рождает т.н. «идеократическое» (тоталитарное) об­щество, пытающееся насильственно утвердить идеа­лы господствующей идеологии в сознании граждан и в практической жизни.

 

Идеология «транслируется», распространяется в обществе, «вносится» в сознание людей идеологичес­кими аппаратами. Понятие «идеологические аппа­раты» охватывает всю совокупность средств и орга­низаций, с помощью которых внедряются в головы людей взгляды, идеи и нормы, отражающие интере­сы определенных социальных групп или общностей, но которым придается всеобщий характер. В струк­туре идеологических аппаратов: семья, школа, цер­ковь, политические партии, государственные инсти­туты, средства массовой информации. В отдельные эпохи идеологические аппараты приобретают роль гегемона в политической системе. Такую функцию, по А. Грамши, выполняла в средние века церковь. Господство догматизированной идеологии марксиз­ма-ленинизма и аппаратов, транслировавших ее, присуще модели государственного социализма. В со­временную эпоху центральное место в системе идео­логических аппаратов занимают средства массовой информации. На них возложено управление и мани­пулирование информацией.

 

Между идеологическими аппаратами и властью устанавливается прочная связь, основывающаяся на их взаимозависимости. Наличие такой взаимосвязи идеологии с политикой нельзя понимать в смысле полного тождества. Подобного тождества в нормаль­ном, демократическом обществе не бывает, как не существует между ними и обособленности.

 

Понятие политико - идеологической доктрины, их классификация.

Уровни политической идеологии.

 

Поскольку политическая идеология, как мы уже сказали, представляет собой специфическое духовное обра­зование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического пове­дения, необходимо различать следующие уровни ее функционирования: теоретико-концептуальный, на кото­ром формулируются основные положения, раскрываю­щие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, на­ции, государства; программно-политический, где соци­ально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты и являют собой идейную основу для принятия управленче­ских решений и стимулирования политического поведе­ния масс. Данный уровень функционирования идеологии непосредственно связан с деятельностью партий, сою­зов, объединений, созданных для трансляции политиче­ских требований приверженцев определенной идеоло­гии. Учитывая политический вес связанных с идеологией институтов власти, и саму ее трактуют как «конституи­рующий элемент политики»; актуализированный, который характеризует сте­пень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и характер их воплощения в тех или иных формах политического участия. Этот уровень может ха­рактеризовать довольно широкий спектр вариантов интериоризации идеологии: от легкой смены идеологических позиций до восприятия людьми своих политических при­вязанностей как глубинных мировоззренческих значений, способных упорядочить в сознании людей ход истории, определить принципы их социального мышления т.н. «то­тальные» (К.Мангейм) или «парадигматические» (Н.Пуланзас) идеологии.

 

Основные современные идеологии, Марксизм и социал - демократия.

 

Субъекты и носители политических отношений, руководствующиеся идеологическими ценностями и целями, образуют в политике своеобразное коммуникативное пространство или т.н. дискурс. Происходящий здесь непрерывный обмен теми или иными подходами, оценками и суждениями об одних и тех же или различных политических событиях, дебаты по политической «повестке дня» (т.е. определе­ние группы вопросов, являющихся наиболее важными для определения путей использования власти), борьба идей и воззрений способствуют рождению и распаду идеологий, новому синтезу идейных течений, постоянно­му усложнению мотивационной сферы политического поведения.

 

В современных условиях разительный прогресс за­падных индустриальных обществ, новая роль средних слоев, социокультурный прогресс мирового сообщества радикальным образом повлияли на содержание комму­никативного процесса и его характер. Так, падение тота­литарных режимов в бывшем СССР и ряде стран Вос­точной Европы послужило мощным толчком падения ав­торитета и роли «левых» идеологий. Прежде всего это коснулось идеологии марксизма-ленинизма.

 

Возникнув в середине XIX века и будучи обусловле­но начальным, наиболее резким этапом борьбы рабоче­го класса и буржуазии, это учение особое внимание уделяло революционным методам перехода от капита­лизма к социализму, обоснованию диктатуры пролетари­ата, разработке стратегии и тактики революционного ра­бочего движения. Не говоря даже о внутренних противо­речиях теоретического метода Маркса, в значительной мере предопределивших малореалистическое и весьма поверхностное видение исторического процесса, надо отметить, что по сути на всем протяжении идейной эво­люции данной доктрины ее приверженцам — и особенно «марксистам-ленинистам» как наиболее односторонним интерпретаторам и догматическим последователям этих идей — так и не удалось выйти за рамки философии на­силия, ориентации на силовые методы упрочения социа­лизма и коммунизма. Как одна из самых конфронтационных идеологий, марксизм-ленинизм, отгородив себя от интеллектуального и культурного общения с иными системами политических воззрений, обрек себя на не­минуемое духовное вымирание и вытеснение с полити­ческой арены. К сожалению, ряд современных попыток реконцептуализировать марксистское учение, придать его политическим идеям привлекательность в глазах на­селения России свидетельствует о его сближении с наци­оналистическими и шовинистическими течениями, т.е. возрождении на отечественной почве печальной памяти национал-социализма — той доктрины, для которой наси­лие было альфой и омегой всех политических устремле­ний.

 

В отличие от марксизма, социал-демократическая идеология исходила и исходит из приоритета постепенно­сти исторической эволюции общества в направлении строя социальной справедливости и равенства граждан независимо от их общественного положения, сохранения при этом социального и межгосударственного мира. Представления о постепенном реформировании буржу­азного общества, необходимости отказа от классовой борьбы неразрывно связывались в этой доктрине с пони­манием первостепенной значимости народной власти в политической и экономической жизни, с усилением соци­альной защищенности трудящихся и поощрением рабо­чего самоуправления. Социал-демократии присуща и сильная акцентация этических стимулов политического развития, отрицание социальных преимуществ граждан при толковании их прав и свобод. Основную теоретиче­скую платформу этой идеологии составляют категории справедливости, свободы и солидарности.

Информация о работе Понятие политической идеологии. Идеология и власть