Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:07, доклад
Термин «элита» происходит от французского «elite» - лучшее, отборное, избранное. С XVI в. его начали употреблять применительно к «избранным людям», к высшей знати. В научный оборот он был введен на рубеже XIX-XX вв. Равнозначными понятиями являются: правящий слой, правящая верхушка, правящие круги. Как целостная система взглядов теория элит сформировалась благодаря трудам Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.
Термин «элита» происходит от французского «elite» - лучшее, отборное, избранное. С XVI в. его начали употреблять применительно к «избранным людям», к высшей знати. В научный оборот он был введен на рубеже XIX-XX вв. Равнозначными понятиями являются: правящий слой, правящая верхушка, правящие круги. Как целостная система взглядов теория элит сформировалась благодаря трудам Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.
Правящая элита - это социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степени властью и возможностями влияния на общество.
Классики теорий элит заложили основу для исследования проблемы. Исходной точкой анализа являлось признание существующих в обществе естественных и социальных различий между людьми, их неодинаковые способности к управлению и влиянию на политические процессы. При любой форме власти организованное меньшинство осуществляет руководство большинством общества, т. е. существование элиты признается неизбежным.
Если элитарность общества - это реальность, то уместно поставить вопрос: кто составляет элиту? В теориях элит сформировалось два подхода:
Ценностный объясняет существование элиты неким превосходством. (Г. Моска: элита создается на основе ума, способностей, богатства; Л. Боден: элиту составляют люди с моральным и интеллектуальным превосходством). В элиту входят люди с наивысшим чувством ответственности, т. е. элита рассматривается как модель достоинств (в ней - самые мудрые, порядочные, компетентные люди). Но в реальной жизни политическая элита - это часто циничные, коррумпированные люди. Таким образом, ценностный подход уязвим.
Структурно-функциональный подход базируется на особой важности функции управления в обществе, отсюда проистекает исключительная роль людей (т. е. элиты), эти функции выполняющих. Но и этот подход уязвим, здесь очевидная тавтология. На вопрос «кто обладает властью?» ответ дается: те, кто возглавляют институты власти. Кроме того, абсолютизируются формальные механизмы власти.
Любая элита осуществляет власть. А осуществление власти зависит во многом от способа воспроизводства правящего класса. Г. Моска выделял три способа: наследование, выборы, кооптацию. Любая элита стремится к сохранению и воспроизводству власти путем наследования (это - аристократическая тенденция). Но в обществе всегда есть политические силы, которые стремятся к власти, используя для этого систему выборов (демократическая тенденция). Если верх берет аристократическая тенденция, то происходит «закрытая кристаллизация» элиты, которая ведет к закрытости, окостенелости, вырождению. Если верх берет демократическая тенденция, то элита пополняется наиболее способными людьми из других социальных слоев и тогда ей присущи динамизм, энергия, жизнеспособность.
Дискуссионным вопросом в теориях элит является проблема характера правящей элиты с точки зрения ее сплоченности. Часть элитистов (вслед за Р. Миллсом) считают, что элита - это единая сплоченная группа, монополизирующая сферу господства. Экономическая, политическая и военная элиты составляют единую властвующую группу. Другая часть - сторонники плюралистической теории элит - считают, что элита - это не единая сплоченная группа. В обществе существует несколько элит, каждая из них осуществляет господство в своей сфере и не способна доминировать во всех областях общественной жизни.
Еще одной проблемой,
рассматриваемой в теориях
Таким образом: элита
рассматривается
Структура элиты. Так как любая элита - это группа людей, причем достаточно многочисленная, она не может быть абсолютно однородной. При выделении структурных элементов элиты можно руководствоваться разными критериями. Например:
По объему властных функций элита делится на три группы:
1) высшая. К ней
относятся ведущие
2) средняя. К ней относятся те, кто занимает посты в выборных органах власти: депутаты, сенаторы, губернаторы, мэры, лидеры политических партий и движений (не самых влиятельных);
3) административная.
К ней относятся члены
По территориальному признаку элита делится на центральную и региональную.
По стилю руководства элита делится на «львов» и «лис» (Н. Макиавелли, В. Парето). Под термином «львы» понимаются руководители, для которых характерен консерватизм, грубые силовые методы руководства. Под термином «лисы» - мастера политических комбинаций, демагогии. Кроме того, пестроту структуры элиты усиливает еще ряд явлений - так называемые неформальные измерения. Среди них:
Политические кланы - устойчивые неформальные объединения в правящем слое, ведущие борьбу за власть (или охраняющее ее). Этот структурный элемент сочетает, как правило, черты патриархального семейного (кровнородственного) или земляческого коллектива и современных политических организаций. Политические кланы особо сильны в обществах, где интегратором общественных функций является не столько национальный рынок, сколько государственная власть. Взаимодействие политических кланов может развиваться и мирно и в форме острых конфликтов.
Таким образом, сложность структуры вызывает конкурентную борьбу внутри элиты, но тем не менее она остается относительно сплоченной группой. Сплоченность элиты диктуется общей заинтересованностью ее состава в сохранении сложившейся общественно-политической системы, в рамках которой элита осуществляет власть, близостью социального статуса, образовательного уровня, задачей удержания власти.
2. Определение гражданского общества.
Важнейшей предпосылкой и одновременно
фактором формирования политической системы
демократического типа является наличие
гражданского общества. Гражданское
общество характеризует всю совокупность
разнообразных форм социальной активности
населения, не обусловленную деятельностью
государственных органов и
Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, политическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход к такому обществу — исторически длительный процесс, и он связан с формированием гражданского общества.
Между понятием «гражданское общество» и однопорядковым ему понятием «общество» есть не только очевидная взаимосвязь, но и весьма существенные различия. Общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским лишь на определенной стадии своего развития зрелости, при определенных условиях. В этом плане за прилагательным «гражданское», несмотря на некоторую его неопределенность, стоит вполне конкретное и весьма емкое содержание. Категория гражданского общества отражает новое качественное состояние общества, основанное на развитых формах его самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании публичных (государственно-общественных) и частных (индивидуально-личностных) интересов при определяющем значении последних и при безусловном признании в качестве высшей ценности такого общества человека, его прав и свобод. Поэтому гражданскому обществу противостоит не просто «не гражданское» общество, т. е. общество, не обладающее качествами гражданского, а общество насилия подавления личности, государственного тотального контроля за общественной и личной жизнью его членов.
Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.
Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.
Гражданское общество — это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.
Гражданское общество — это закономерный
этап, высшая форма самореализации
индивидов. Оно вызревает по мере
экономического, политического развития
страны, роста благосостояния, культуры
и самосознания народа. Как продукт
исторического развития человечества
гражданское общество появляется в
период ломки жестких рамок сословно-
Гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы.
Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. По определению Ж-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства».
Гражданское общество предстает в
виде социального, экономического, культурного
пространства, в котором взаимодействуют
свободные индивиды, реализующие
частные интересы и делающие индивидуальный
выбор. Напротив, государство представляет
собой пространство тотально регламентированных
взаимоотношений политически
Информация о работе Понятие политической элиты и ее структура