Понятие политической элиты и ее структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:07, доклад

Описание работы

Термин «элита» происходит от французского «elite» - лучшее, отборное, избранное. С XVI в. его начали употреблять применительно к «избранным людям», к высшей знати. В научный оборот он был введен на рубеже XIX-XX вв. Равнозначными понятиями являются: правящий слой, правящая верхушка, правящие круги. Как целостная система взглядов теория элит сформировалась благодаря трудам Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 26.66 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие политической элиты и ее структура.

Термин «элита»  происходит от французского «elite» - лучшее, отборное, избранное. С XVI в. его начали употреблять применительно к «избранным людям», к высшей знати. В научный оборот он был введен на рубеже XIX-XX вв. Равнозначными понятиями являются: правящий слой, правящая верхушка, правящие круги. Как целостная система взглядов теория элит сформировалась благодаря трудам Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.

Правящая элита - это социальные группы, занимающие наиболее высокие позиции в обществе, обладающие в максимальной степени властью и возможностями влияния на общество.

Классики теорий элит заложили основу для исследования проблемы. Исходной точкой анализа  являлось признание существующих в обществе естественных и социальных различий между людьми, их неодинаковые способности к управлению и влиянию на политические процессы. При любой форме власти организованное меньшинство осуществляет руководство большинством общества, т. е. существование элиты признается неизбежным.

Если элитарность  общества - это реальность, то уместно  поставить вопрос: кто составляет элиту? В теориях элит сформировалось два подхода:

Ценностный объясняет существование элиты неким превосходством. (Г. Моска: элита создается на основе ума, способностей, богатства; Л. Боден: элиту составляют люди с моральным и интеллектуальным превосходством). В элиту входят люди с наивысшим чувством ответственности, т. е. элита рассматривается как модель достоинств (в ней - самые мудрые, порядочные, компетентные люди). Но в реальной жизни политическая элита - это часто циничные, коррумпированные люди. Таким образом, ценностный подход уязвим.

Структурно-функциональный подход базируется на особой важности функции управления в обществе, отсюда проистекает исключительная роль людей (т. е. элиты), эти функции выполняющих. Но и этот подход уязвим, здесь очевидная тавтология. На вопрос «кто обладает властью?» ответ дается: те, кто возглавляют институты власти. Кроме того, абсолютизируются формальные механизмы власти.

Любая элита осуществляет власть. А осуществление власти зависит во многом от способа воспроизводства правящего класса. Г. Моска выделял три способа: наследование, выборы, кооптацию. Любая элита стремится к сохранению и воспроизводству власти путем наследования (это - аристократическая тенденция). Но в обществе всегда есть политические силы, которые стремятся к власти, используя для этого систему выборов (демократическая тенденция). Если верх берет аристократическая тенденция, то происходит «закрытая кристаллизация» элиты, которая ведет к закрытости, окостенелости, вырождению. Если верх берет демократическая тенденция, то элита пополняется наиболее способными людьми из других социальных слоев и тогда ей присущи динамизм, энергия, жизнеспособность.

Дискуссионным вопросом в теориях элит является проблема характера правящей элиты с точки зрения ее сплоченности. Часть элитистов (вслед за Р. Миллсом) считают, что элита - это единая сплоченная группа, монополизирующая сферу господства. Экономическая, политическая и военная элиты составляют единую властвующую группу. Другая часть - сторонники плюралистической теории элит - считают, что элита - это не единая сплоченная группа. В обществе существует несколько элит, каждая из них осуществляет господство в своей сфере и не способна доминировать во всех областях общественной жизни.

Еще одной проблемой, рассматриваемой в теориях элит, является определение места элиты  в классовом обществе. С точки зрения последователей марксизма элита - это верхушка экономически господствующего класса, которая осуществляет руководство обществом для поддержания той системы, которая дает ему привилегированное положение. С точки зрения либеральной концепции (К. Манхейм) политика является равноправной сферой жизни общества, поэтому элита стоит над системой классов, выполняя необходимые для общества функции.

Таким образом: элита  рассматривается исследователями  как особая группа, которая имеет  способности и возможности влиять на общество, она занимает господствующее положение, достаточно автономна от общества, обладает механизмами о  воспроизводства и легитимации  своей власти.

Структура элиты. Так  как любая элита - это группа людей, причем достаточно многочисленная, она не может быть абсолютно однородной. При выделении структурных элементов элиты можно руководствоваться разными критериями. Например:

По объему властных функций элита делится на три  группы:

1) высшая. К ней  относятся ведущие политические  руководители, люди, занимающие высшие посты во всех ветвях власти. К этой группе относятся президент и его окружение, руководители правительства, главы высших судебных органов, лидеры влиятельных партий, спикер парламента, главы крупных парламентских фракций;

2) средняя. К ней  относятся те, кто занимает посты  в выборных органах власти: депутаты, сенаторы, губернаторы, мэры, лидеры политических партий и движений (не самых влиятельных);

3) административная. К ней относятся члены правительства, высший слой государственных служащих.

По территориальному признаку элита делится на центральную и региональную.

По стилю руководства  элита делится на «львов» и  «лис» (Н. Макиавелли, В. Парето). Под  термином «львы» понимаются руководители, для которых характерен консерватизм, грубые силовые методы руководства. Под термином «лисы» - мастера политических комбинаций, демагогии. Кроме того, пестроту структуры элиты усиливает  еще ряд явлений - так называемые неформальные измерения. Среди них:

Политические кланы - устойчивые неформальные объединения в правящем слое, ведущие борьбу за власть (или охраняющее ее). Этот структурный элемент сочетает, как правило, черты патриархального семейного (кровнородственного) или земляческого коллектива и современных политических организаций. Политические кланы особо сильны в обществах, где интегратором общественных функций является не столько национальный рынок, сколько государственная власть. Взаимодействие политических кланов может развиваться и мирно и в форме острых конфликтов.

Таким образом, сложность  структуры вызывает конкурентную борьбу внутри элиты, но тем не менее она остается относительно сплоченной группой. Сплоченность элиты диктуется общей заинтересованностью ее состава в сохранении сложившейся общественно-политической системы, в рамках которой элита осуществляет власть, близостью социального статуса, образовательного уровня, задачей удержания власти.

2.  Определение  гражданского общества.

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования политической системы  демократического типа является наличие  гражданского общества. Гражданское  общество характеризует всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью  государственных органов и воплощающую  реальный уровень самоорганизации  социума. Описываемое понятием «гражданское общество» состояние общественных связей и отношений является качественным показателем гражданской самодеятельности жителей той или иной страны, основным критерием разделения функций государства  и общества в социальной сфере.

Реальная свобода личности становится возможной в обществе подлинной  демократии, где не государство, политическая власть господствует над обществом  и его членами, а общество имеет  безусловное первенство по отношению  к государству. Переход к такому обществу — исторически длительный процесс, и он связан с формированием гражданского общества.

Между понятием «гражданское общество»  и однопорядковым ему понятием «общество» есть не только очевидная взаимосвязь, но и весьма существенные различия. Общество как совокупность отношений между людьми становится гражданским лишь на определенной стадии своего развития зрелости, при определенных условиях. В этом плане за прилагательным «гражданское», несмотря на некоторую его неопределенность, стоит вполне конкретное и весьма емкое содержание. Категория гражданского общества отражает новое качественное состояние общества, основанное на развитых формах его самоорганизации и саморегуляции, на оптимальном сочетании публичных (государственно-общественных) и частных (индивидуально-личностных) интересов при определяющем значении последних и при безусловном признании в качестве высшей ценности такого общества человека, его прав и свобод. Поэтому гражданскому обществу противостоит не просто «не гражданское» общество, т. е. общество, не обладающее качествами гражданского, а общество насилия подавления личности, государственного тотального контроля за общественной и личной жизнью его членов.

Сам термин «гражданское общество»  употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в узком, собственном  значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений  свободных и равноправных индивидов  в условиях рынка и демократической  правовой государственности. Это сфера  свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество — это не просто некое объемное понятие, характеризующее  определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных  интересов» (Гегель). В то же время  «гражданское общество» — это  и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в  состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный  для него образ гражданского общества.

Гражданское общество — это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт  исторического развития человечества гражданское общество появляется в  период ломки жестких рамок сословно-феодального  строя, начала формирования правового  государства. Обязательным условием возникновения  гражданского общества является появление  возможности у всех граждан экономической  самостоятельности на базе частной  собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и  возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными  юридическими правами со всеми другими  гражданами. Политическим фундаментом  гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В  этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше  всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.

Гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что превращает их в критерий «справедливости и меры свободы». Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретают способность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведения граждан, должностных лиц, государственных органов и государства в целом в соответствии с идеалами справедливости и свободы.

Гражданское общество составляет сферу  абсолютной свободы частных лиц  в отношениях друг с другом. По определению  Ж-Л. Кермонна, «гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства».

Гражданское общество предстает в  виде социального, экономического, культурного  пространства, в котором взаимодействуют  свободные индивиды, реализующие  частные интересы и делающие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т. д. Гражданское  общество и государство взаимно  дополняют друг друга. Без зрелого  гражданского общества невозможно построить  правовое демократическое государство, поскольку именно сознательные свободные  граждане способны к рациональной организации  человеческого общежития. Таким  образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом  и централизованной государственной  волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису и  упадку через создание условий для  реализации прав и свобод автономной личности.

 


Информация о работе Понятие политической элиты и ее структура