Понятие политической социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Политическая социализация личности - это непрерывный процесс ее развития, продолжающийся в течение всей жизни чело века и в разных социальных группах и общностях. Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы. Политическая социализация личности происходит в процессе взаимодействия ее с обществом. Характер такого взаимодействия обусловлен, прежде всего, соотношением экономических, политических и других интересов человека и общества, гражданина и государства.

Содержание работы

Введение_____________________________________________________________3
Понятие политической социализации________________________________4
Модели (типы) и механизмы политической социализации_______________7
Заключение___________________________________________________________16
Список литературы_____________________________________________________17

Файлы: 1 файл

Контрольная Политология - 2003.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

План

Введение_____________________________________________________________3

  1. Понятие политической социализации________________________________4
  2. Модели (типы) и механизмы политической социализации_______________7

Заключение___________________________________________________________16

Список литературы_____________________________________________________17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. В социологической и психолого-педагогической литературе личность чаще всего определяют как индивида, занимающего определённое место в общности людей, выполняющего в ней определенную роль, являющегося субъектом активной деятельности, носителем сознания и самосознания, обладающего мировоззрением, достигшего понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысления себя как субъекта исторического творчества, своих прав и обязанностей, этических и эстетических норм познания и их реализации в окружающем мире.

Личность - одновременно и субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие - в меньшей, а третьи вообще стараются «убежать» от политики.

Политическая социализация личности - это непрерывный процесс ее развития, продолжающийся в течение всей жизни чело века и в разных социальных группах и общностях. Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы. Политическая социализация личности происходит в процессе взаимодействия ее с обществом. Характер такого взаимодействия обусловлен, прежде всего, соотношением экономических, политических и других интересов человека и общества, гражданина и государства. Политическая социализация носит динамический характер в силу постоянного изменения всей совокупности социокультурных, в том числе и политических, факторов, которое влечет за собой возникновение новых политических ценностей и установок личности. Непрерывность и динамичность процесса политической социализации личности - характеристики объективные и необходимые для ее развития. Таким образом, целью данной работы является рассмотрение следующих вопросов: понятие политической социализации, модели и механизмы политической социализации.

  1. Понятие политической социализации

Политическая социализация - это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности.

Политическая социализация является одним из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная дисциплина. Сам термин «политическая социализация» был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хэйменом.

Основные направления, по которым развивалась теория политической социализации в этот период, можно определить следующим образом: это, во-первых, анализ процесса политической социализации, во-вторых, изучение «агентов», влияющих на процесс социализации, и в третьих, исследование продукта, который получается на «выходе» процесса политической социализации, то есть, политическое сознание, политические представления, ориентации, установки.

Процесс политической социализации, в рамках бихевиоралистской парадигмы, преобладавшей в политической науке в тот период, интерпретировался как воздействие политической среды на личность путем передачи определенных моделей поведения через систему организованных общественных институтов и ценностей. При этом социализируемые индивиды или группы являются пассивными объектами социализации, а сам процесс социализации предполагает «вертикальные» отношения между социализирующими и социализируемыми. Процесс политической социализации рассматривался как стадиальный, в частности, в нем выделялась латентная стадия (т.е. процесс неполитического научения, впоследствии влияющий на политическое поведение индивида) и стадия прямой политической социализации (процесс ретрансляции собственно политических ценностей и информации).

Среди агентов социализации на начальном этапе развития теории наибольшее внимание исследователей было уделено двум – семье и группе сверстников. Многие ученые, занимавшиеся в 60-70-е годы проблемой политической социализации, придерживались тезиса, что семья индивида является главным социализирующим агентом на этапе латентной политической социализации.

На фоне политических перемен, произошедших в мире в конце ХХ века, изменились и теоретические подходы к определению политической социализации. Так, в последние десятилетия прошлого века социализация теряет свой «вертикальный» характер в связи с тем, что в традиционных обществах появляются черты модернизации. Например, одной из таких черт становится снижение роли авторитета возраста – более старший возраст родителей, учителей и т.д. не становится основанием для уважения и подражания; то же самое происходит и в отношении родства – роль родственных связей снижается. Кроме того, социализационный процесс идет не только в «одну сторону» - от социализирующих агентов к социализируемым, от старшего поколения к младшему – но и наоборот - сейчас есть данные о том, что молодые люди ретранслируют свои собственные политические ориентации родителям.

Теоретическим ответом на запросы изменившейся социальной и политической реальности стала предложенная в 1986 г. Ричардом Мерелманом принципиально новая модель механизма усвоения и ретрансляции политических ценностей и установок. Согласно его идее «горизонтальной» (lateral) политической социализации, этот процесс представляет собой непрерывный выбор из широкого числа возможных и конкурирующих между собой образов мира и моделей поведения, количество которых постоянно увеличивается в результате взаимоотношений между «равными» участниками процесса социализации на «горизонтальном» уровне. В «горизонтальной» социализации отношения между объектом и агентами социализации добровольные, равные и временные. Личность социализируемого объекта становится центром модели, в отличие от модели «вертикальной» социализации, где личность оказывалась своеобразным «концом» цепочки влияний.

Эти модели политической социализации следует рассматривать не как отдельные и противостоящие друг другу концепции, а как взаимодополняющие подходы. Он предлагает следующую модель процесса политической социализации: стадии жизненного цикла, на которой находится индивид (детство, подростковый возраст, юношество, зрелость и старость), и агенты социализации (семья, в которой воспитывался индивид, школа, церковь, СМИ, семья самого индивида, его работа и политический опыт) представляют собой интерактивные системы. Между агентами социализации существуют комплексные взаимоотношения на всех стадиях жизненного цикла, и относительная значимость каждого из агентов социализации может варьироваться от одного периода жизненного цикла до другого. Политические ориентации индивида в любой точке жизненного цикла определяются личными природными особенностями, периодом жизненного цикла, который переживает человек, его предыдущим опытом социализации, а также тем положением, которое он занимает в социальной структуре.

С точки зрения Ф. Н. Ильясова, политическая социализация – «это процесс включения индивида в систему властных отношений и структур. Этот процесс имеет следующие составляющие: 1) интернализация социальных норм, регулирующих властные отношения; 2) социально-политическая ориентация, первичное запечатление (импринтинг) образа вождя; 3) выбор «своей» социальной группы и политической позиции; 4) вхождение в «свою» социально-политическую группу; 5) усвоение определённых политических функций, реализация политического поведения».

 

  1. Модели (типы) и механизмы политической социализации

Процесс социализации, как говорилось выше, происходит благодаря различным посредникам (агентам), которые в большинстве случаев имеют много общего, различаясь, однако, в своих специфических характеристиках и формах воздействия. 
   Институты социализации - это система специально созданных или естественно сложившихся учреждений и органов, функционирование которых направленно на развитие индивидов, прежде всего путем воспитания и образования. Институты политической социализации принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения. Ко вторым - семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации. В государственноорганизованном обществе подавляющее большинство таких учреждений и органов имеет правовой статус, хотя, в принципе, они могут быть как государственными (специальными) так и самодеятельными (неспециальными). 
  В политологии на основе эмпирических исследований выделяют четыре этапа политической социализации. 
  Первый этап - в возрасте человека от 3-5 до 12-13 лет - характеризуется тем, что первоначально ребенок идентифицирует себя с родителями, которые принимаются за образец, являются примером для подражания. В возрасте 7-13 лет ребенок начинает понимать и воспринимать более абстрактные (безличностные) политические символы. В этом возрастном промежутке увеличивается политическая информированность. 
  Важное место на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Учеными замечено, что наиболее прочные ценности, нормы и политические предпочтения приобретаются под воздействием преобладающих в семье настроений. Семья оказывает сильное влияние на формирование базовых политических ориентаций у детей. В зарубежной политологической литературе она рассматривается как «ключевой агент, через который политическая культура передается от одного поколения к другому». Вместе с тем отмечается и то, что социализирующая и политизирующая роль семьи во многом зависит и от того, насколько активно в процессе политической социализации участвуют другие институты и организации общества. Влияние семьи осуществляется следующим образом: 
  - во-первых, семья передает подросткам, как правило, прежде всего одобряемые ею политические ценности путем примера и непосредственного обучения; 
  - во-вторых, семья развивает личность ребенка, воспитывая у него определенные нравственные качества: доброту, нежность, коварство, жестокость и др., которые при вхождении подростка в мир политики могут во многом предопределить его политическое поведение; 
  - в-третьих, влияние семьи на ребенка особенно эффективно в политическом смысле, если родители и родственники имеют однородные социально-политические взгляды, придерживаются сходных политических ценностей. 
  Однако семья как социализирующий фактор выступает в качестве закрепляющей, но не всегда инициирующей структуры. Она передает политические установки, которые могут уже не соответствовать изменившимся обстоятельствам, мешают правильной ориентировке в текущий момент. Политическая социализация, осуществляемая семьей, не всегда учитывает изменения политических ориентаций со сменой поколений, которые часто соответствуют смене политических вех развития, а также политических представлений по мере социально-политического становления личности. 
  На втором этапе - в возрасте человека от 13 до 18 лет, как правило, формируется политическое «Я». Эмоциональные чувства по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют те или иные институты. 
  На этом этапе в системе институтов политической социализации важное место отводится школе. Например, школа в США по праву считается инструментом государственной политики. Школьные программы призваны «американизировать» подростка, т.е. привить ему чувство преданности американской политической системе, уважение к истории и традициям США. Впрочем, бывшая советская школа решала задачи воспитания подрастающего поколения в духе преданности Родине, народу. На первое место, ставились «партия», «дело революции», «дело социализма», в былые времена «преданность Сталину». 
  Следует отметить и существование «неформального» обучения школьников политическим ценностям. Это так называемая внеурочная деятельность школьников: участие во всякого рода организациях, мероприятиях необязательного характера. Ученые полагают, что такая деятельность вырабатывает определенные черты: ответственность, активность, веру в существующие ценности, необходимые для политического участия в будущем. 
  В то же время, исследования, проведенные в ряде школ России, показали, что, чем выше степень участия школьников во внеурочной деятельности, тем развитее они оценивают правительство, партии, гражданство и т.п. При этом была выявлена следующая зависимость: 
  - чем выше образовательный уровень родителей, тем чаще ученик участвует во внеурочной деятельности; 
  - чем больше ученик участвует в такого рода деятельности, тем выше его сознание интегрировано со школьной системой; 
  - чем больше ученик чувствует свое вхождение в систему школы, тем выше его социальная вера - ответственность; 
  - чем выше его социальная ответственность, тем более положительно его отношение к политике. 
  Третий этап - с 18 лет - отличается тем, что человек вступает в такие же отношения с миром политики, как и старшие по возрасту люди. На этом этапе важным институтом политической социализации является высшая школа. По сравнению с прошлым, в Российской Федерации ситуация такова, что студенческое движение в наши дни оказывает значительное влияние на политическую жизнь страны. Нельзя не учитывать того обстоятельства, что в настоящее время идет процесс изменения социальной структуры студенчества. 
  В последние годы появились требования студентов изменить программу обучения, поставить ее под контроль самих студентов, предоставить им право участвовать в управлении университетами и институтами. Чрезвычайно важным является тот факт, что студенты требуют введения новых курсов под их контролем, курсов, которые бы давали ответ на злободневные вопросы, объективно освещали бы проблемы современности, политические события в стране. 
  Студенты не ограничиваются в своих требованиях лишь областью образования. Радикальное студенческое движение несколько лет назад бросило вызов существующей системе в целом и отвергло основные ценности, на которых покоились тоталитарное общество, и требовало проведения социально-экономических и политических реформ. 
  Однако сегодня значительная часть студенчества, несмотря на представления о привлекательности некоторых видов деятельности, отвергает и многие из основных ценностей, на которых базируются нарождающийся российский бизнес и отношения между нанимателем и нанимаемым, а также погоню за наживой. Молодые люди приходят к убеждению, что бизнес слишком своекорыстен и слишком мало заинтересован в развитии общественного благосостояния. 
  Четвертый этап - завершение жизненного цикла (прекращение активной трудовой и общественно-политической деятельности в рамках официальной организации). 
  Необходимо отметить, что, начиная с раннего детства, политическая социализация продолжается всю сознательную жизнь, поскольку раз приобретенные представления, ориентации, установки не остаются навсегда неизменными, они могут корректироваться, меняться и в зрелом, и даже в преклонном возрасте. 
  Обычно выделяют три основных уровня политической социализации. На социальном уровне (всего общества в целом) на политическое формирование личности определяющее значение оказывают социально-экономические и политические отношения, уровень политической культуры. На социально-психологическом уровне политические ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами, к которым он принадлежит.

На внутриличностном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта - мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике.

В процессе социализации у личности формируется определенный ее тип. В современной политической науке выделяются несколько типов политической социализации. 
   Гармонический тип. Он предполагает наличие однородной культурной среды, зрелых традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. В этом случае новые поколения входят в политическую жизнь безболезненно. Этот тип свойственен англо-американской культуре. 
   Плюралистический тип. Возникает в обществе, для которого характерны наличие субкультур. В этом случае первоначальная политическая социализация индивида происходит в своей этнокультурной среде, и лишь затем ее горизонты расширяются. Однако духовное разнообразие не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря существованию единых базовых ценностей либеральной цивилизации и высокому уровню жизни большинства социальных групп. В этом случае индивид способен воспринимать ценности иных общностей, терпимо относиться к ним, признает за ними право на политическую самостоятельность. Этот тип характерен для Западной Европы. 
   Конфликтный тип. Он свойственен для стран также с субкультурами, но характеризующимися низкой общей культурой всей духовной сферы - общей, религиозной, социально-политической (в таких обществах иногда встречается весьма развитая элитарная культура, но она не затрагивает большинство). 
   Низкая культура, как правило, коррелирует с нищетой большинства населения, жесткой приверженностью индивида местным (лучше, наверное, сказать - местническим) ценностям клана, рода, племени. В этих обществах высока степень политического насилия из-за культурной неоднородности, затруднена возможность согласия, в социальных взаимоотношениях доминируют эгоизм и ненависть. 
   Гегемонистский тип. Характерен для закрытых политических систем, исповедующих и активно утверждающих единые ценности для всего общества. Предполагает вхождение индивида в политику исключительно на ценностях какой-то социальной группы (класса, религии, идеологической группы), имеющей подавляющую власть в обществе. 
   Такие типы социализации в политологии принято называть типами вертикальной социализации. Существуют и другие способы взаимодействия с властью в обществе, нормы и ценности которым задают различные группы, ассоциации, объединения граждан (например, партии, политические цели которых находятся в резкой оппозиции к правящему режиму). В этом случае говорят о горизонтальной политической социализации. 
   В качестве средств социализации выступают социальные нормы. В самом общем виде действие социальных норм состоит: в установлении типов (образцов) общественно значимого поведения; в установлении границ, в пределах которых индивидуальное поведение служит осуществлению целей общества, а за пределами которых противоречит им. 
   Социальные нормы в качестве средств социализации не имеют и не могут иметь собственных функций. Такими средствами являются: нормы права; искусство; средства массовой информации. 
   Практика показывает, что реализацию политической социализации в действиях, поступках и помыслах человека можно представить следующим образом: 
  - интерес к политической информации, реализуемый в поиске этой информации и потреблении ее; 
  - привычки к политическим оценкам происходящего в мире, стране, ближайшем окружении, требующие широты политического кругозора; 
  - потребность в систематизированных политических знаниях, реализуемых в образовании и самообразовании; 
  - стремление проникнуть в суть происходящих в мире политических процессов, восприятие этого как собственных исканий смысла жизни, своего места в реальном политическом многообразии мира; 
  - стремление и умение защищать свою политическую гражданскую позицию. 
   Таким образом, мы имеем следующий алгоритм реализации политической социализации личности: интерес - привычка - потребность - стремление проникнуть в суть - защита от того, куда проник. 
  По мере умственного развития личности самым важным изменением для политического мышления оказывается усиление абстрактности и расширение временной перспективы. Годы отрочества отмечены быстрым ростом политического знания, в том числе усвоением традиционных политических взглядов и установок. В середине отроческого периода у индивида формируется автономная система этико-политических принципов. С возрастом укрепляется влияние принципов на политические суждения, которые оказываются сильнее сиюминутного интереса.

Особенно актуальным сегодня является вопрос политической социализации молодежи. Это объясняется тем, что молодежь в решающей стадии становления личности, она наиболее подвержена всем влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит.

Политическая социализация современной молодежи проходит в сложных условиях. Неблагоприятная социально-экономическая и политическая среда снижает активность молодежи, формирует неуверенность в настоящем и будущем. Современная молодежь расколота и дезориентирована. Отсюда биполярная крайность. Во-первых, растерянность и пессимизм, которые приводят к апатии и недоверию со стороны молодого поколения к властям, что в свою очередь проявляется в низкой гражданской и политической активности. И, во-вторых, растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность, стремление решить возникающие конфликты силовыми методами. Этим недовольством беззастенчиво манипулируют, используя его в своих корыстных целях.

Этим объясняется деятельность социально агрессивных, бросающих вызов всему обществу, ультранационалистических объединений и движений, таких как, например, «СПАС».

Не случайно, одна часть молодежи пытается объединиться и решить свои проблемы путем активного протеста. Другая – идет в политику, пытается представить свои интересы в законодательных и исполнительных органах власти, баллотируясь на выборах и т. д. Третья – сплачивается вокруг неофашистов, национал-патриотов.

Таким образом, ситуация с политической социализации молодежи в России крайне сложна и противоречива.

Именно поэтому в настоящее время злободневной является задача политического образования молодежи и других групп населения. Формировать политическую культуру можно лишь на основе глубоких знаний о политике. Нужно дать возможность получить верные представления о сущности, функциях политики, всех компонентов политических систем, политической власти в целом и, в частности, государственной власти, о правах, свободах и обязанностях. Во-вторых, вырабатывать у них соответствующие этим представлениям навыки поведения. В-третьих, процесс политической социализации в современных условиях возможен лишь на основе плюралистического подхода путем показа разнообразия существующих мнений, взглядов, точек зрения на важнейшие вопросы социальной жизни. Это дает возможность сформировать у молодежи уважение к чужому мнению, толерантность, готовность к диалогу и компромиссу. В-четвертых, нужно знакомить и осваивать опыт политической социализации других стран, изучать особенности функционирования политических систем и способы воздействия на них и реализацию собственных и групповых интересов. В-пятых, следует поддерживать стремление молодежи к объединению, к участию в деятельности формальных и неформальных организаций, осуществляющих созидательные цели. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения существовавших прежде.

Информация о работе Понятие политической социализации