Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 14:58, курсовая работа
Политическая социализация личности - это непрерывный процесс ее развития, продолжающийся в течение всей жизни чело века и в разных социальных группах и общностях. Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы. Политическая социализация личности происходит в процессе взаимодействия ее с обществом. Характер такого взаимодействия обусловлен, прежде всего, соотношением экономических, политических и других интересов человека и общества, гражданина и государства.
Введение_____________________________________________________________3
Понятие политической социализации________________________________4
Модели (типы) и механизмы политической социализации_______________7
Заключение___________________________________________________________16
Список литературы_____________________________________________________17
План
Введение______________________
Заключение____________________
Список литературы____________________
Введение
Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. В социологической и психолого-педагогической литературе личность чаще всего определяют как индивида, занимающего определённое место в общности людей, выполняющего в ней определенную роль, являющегося субъектом активной деятельности, носителем сознания и самосознания, обладающего мировоззрением, достигшего понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысления себя как субъекта исторического творчества, своих прав и обязанностей, этических и эстетических норм познания и их реализации в окружающем мире.
Личность - одновременно и субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие - в меньшей, а третьи вообще стараются «убежать» от политики.
Политическая социализация личности - это непрерывный процесс ее развития, продолжающийся в течение всей жизни чело века и в разных социальных группах и общностях. Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы. Политическая социализация личности происходит в процессе взаимодействия ее с обществом. Характер такого взаимодействия обусловлен, прежде всего, соотношением экономических, политических и других интересов человека и общества, гражданина и государства. Политическая социализация носит динамический характер в силу постоянного изменения всей совокупности социокультурных, в том числе и политических, факторов, которое влечет за собой возникновение новых политических ценностей и установок личности. Непрерывность и динамичность процесса политической социализации личности - характеристики объективные и необходимые для ее развития. Таким образом, целью данной работы является рассмотрение следующих вопросов: понятие политической социализации, модели и механизмы политической социализации.
Политическая социализация - это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе и выполнения различных видов политической деятельности.
Политическая социализация является одним из направлений
общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической
социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой
информации, семья и другие. Большую роль
в процессе политической социализации
в современном обществе выполняют политологи и политол
Основные направления, по которым развивалась теория политической социализации в этот период, можно определить следующим образом: это, во-первых, анализ процесса политической социализации, во-вторых, изучение «агентов», влияющих на процесс социализации, и в третьих, исследование продукта, который получается на «выходе» процесса политической социализации, то есть, политическое сознание, политические представления, ориентации, установки.
Процесс политической социализации, в рамках бихевиоралистской парадигмы, преобладавшей в политической науке в тот период, интерпретировался как воздействие политической среды на личность путем передачи определенных моделей поведения через систему организованных общественных институтов и ценностей. При этом социализируемые индивиды или группы являются пассивными объектами социализации, а сам процесс социализации предполагает «вертикальные» отношения между социализирующими и социализируемыми. Процесс политической социализации рассматривался как стадиальный, в частности, в нем выделялась латентная стадия (т.е. процесс неполитического научения, впоследствии влияющий на политическое поведение индивида) и стадия прямой политической социализации (процесс ретрансляции собственно политических ценностей и информации).
Среди агентов социализации на начальном этапе развития теории наибольшее внимание исследователей было уделено двум – семье и группе сверстников. Многие ученые, занимавшиеся в 60-70-е годы проблемой политической социализации, придерживались тезиса, что семья индивида является главным социализирующим агентом на этапе латентной политической социализации.
На фоне политических перемен, произошедших в мире в конце ХХ века, изменились и теоретические подходы к определению политической социализации. Так, в последние десятилетия прошлого века социализация теряет свой «вертикальный» характер в связи с тем, что в традиционных обществах появляются черты модернизации. Например, одной из таких черт становится снижение роли авторитета возраста – более старший возраст родителей, учителей и т.д. не становится основанием для уважения и подражания; то же самое происходит и в отношении родства – роль родственных связей снижается. Кроме того, социализационный процесс идет не только в «одну сторону» - от социализирующих агентов к социализируемым, от старшего поколения к младшему – но и наоборот - сейчас есть данные о том, что молодые люди ретранслируют свои собственные политические ориентации родителям.
Теоретическим ответом на запросы изменившейся социальной и политической реальности стала предложенная в 1986 г. Ричардом Мерелманом принципиально новая модель механизма усвоения и ретрансляции политических ценностей и установок. Согласно его идее «горизонтальной» (lateral) политической социализации, этот процесс представляет собой непрерывный выбор из широкого числа возможных и конкурирующих между собой образов мира и моделей поведения, количество которых постоянно увеличивается в результате взаимоотношений между «равными» участниками процесса социализации на «горизонтальном» уровне. В «горизонтальной» социализации отношения между объектом и агентами социализации добровольные, равные и временные. Личность социализируемого объекта становится центром модели, в отличие от модели «вертикальной» социализации, где личность оказывалась своеобразным «концом» цепочки влияний.
Эти модели политической социализации следует рассматривать не как отдельные и противостоящие друг другу концепции, а как взаимодополняющие подходы. Он предлагает следующую модель процесса политической социализации: стадии жизненного цикла, на которой находится индивид (детство, подростковый возраст, юношество, зрелость и старость), и агенты социализации (семья, в которой воспитывался индивид, школа, церковь, СМИ, семья самого индивида, его работа и политический опыт) представляют собой интерактивные системы. Между агентами социализации существуют комплексные взаимоотношения на всех стадиях жизненного цикла, и относительная значимость каждого из агентов социализации может варьироваться от одного периода жизненного цикла до другого. Политические ориентации индивида в любой точке жизненного цикла определяются личными природными особенностями, периодом жизненного цикла, который переживает человек, его предыдущим опытом социализации, а также тем положением, которое он занимает в социальной структуре.
С точки зрения Ф. Н. Ильясова, политическая социализация – «это процесс включения индивида в систему властных отношений и структур. Этот процесс имеет следующие составляющие: 1) интернализация социальных норм, регулирующих властные отношения; 2) социально-политическая ориентация, первичное запечатление (импринтинг) образа вождя; 3) выбор «своей» социальной группы и политической позиции; 4) вхождение в «свою» социально-политическую группу; 5) усвоение определённых политических функций, реализация политического поведения».
Процесс социализации, как говорилось выше, происходит благодаря
различным посредникам (агентам), которые
в большинстве случаев имеют много общего,
различаясь, однако, в своих специфических
характеристиках и формах воздействия.
Институты социализации - это система
специально созданных или естественно
сложившихся учреждений и органов, функционирование
которых направленно на развитие индивидов,
прежде всего путем воспитания и образования.
Институты политической социализации
принято подразделять на политические
и неполитические. К первым относят государственные
и специализированные политические институты,
партии, организации и движения. Ко вторым
- семью, систему образования, работу, круг
неформального общения, церковь, средства
массовой информации. В государственноорганизованном
обществе подавляющее большинство таких
учреждений и органов имеет правовой статус,
хотя, в принципе, они могут быть как государственными
(специальными) так и самодеятельными
(неспециальными).
В политологии на основе эмпирических
исследований выделяют четыре этапа политической
социализации.
Первый этап - в возрасте человека от 3-5
до 12-13 лет - характеризуется тем, что первоначально
ребенок идентифицирует себя с родителями,
которые принимаются за образец, являются
примером для подражания. В возрасте 7-13
лет ребенок начинает понимать и воспринимать
более абстрактные (безличностные) политические
символы. В этом возрастном промежутке
увеличивается политическая информированность.
Важное место на первом этапе социализации
личности принадлежит семье. Учеными замечено,
что наиболее прочные ценности, нормы
и политические предпочтения приобретаются
под воздействием преобладающих в семье
настроений. Семья оказывает сильное влияние
на формирование базовых политических
ориентаций у детей. В зарубежной политологической
литературе она рассматривается как «ключевой
агент, через который политическая культура
передается от одного поколения к другому».
Вместе с тем отмечается и то, что социализирующая
и политизирующая роль семьи во многом
зависит и от того, насколько активно в
процессе политической социализации участвуют
другие институты и организации общества.
Влияние семьи осуществляется следующим
образом:
- во-первых, семья передает подросткам,
как правило, прежде всего одобряемые
ею политические ценности путем примера
и непосредственного обучения;
- во-вторых, семья развивает личность
ребенка, воспитывая у него определенные
нравственные качества: доброту, нежность,
коварство, жестокость и др., которые при
вхождении подростка в мир политики могут
во многом предопределить его политическое
поведение;
- в-третьих, влияние семьи на ребенка особенно
эффективно в политическом смысле, если
родители и родственники имеют однородные
социально-политические взгляды, придерживаются
сходных политических ценностей.
Однако семья как социализирующий фактор
выступает в качестве закрепляющей, но
не всегда инициирующей структуры. Она
передает политические установки, которые
могут уже не соответствовать изменившимся
обстоятельствам, мешают правильной ориентировке
в текущий момент. Политическая социализация,
осуществляемая семьей, не всегда учитывает
изменения политических ориентаций со
сменой поколений, которые часто соответствуют
смене политических вех развития, а также
политических представлений по мере социально-политического
становления личности.
На втором этапе - в возрасте человека
от 13 до 18 лет, как правило, формируется
политическое «Я». Эмоциональные чувства
по отношению к политическим институтам,
символам, властям дополняются знанием
специфических ролей и функций, которые
выполняют те или иные институты.
На этом этапе в системе институтов политической
социализации важное место отводится
школе. Например, школа в США по праву считается
инструментом государственной политики.
Школьные программы призваны «американизировать»
подростка, т.е. привить ему чувство преданности
американской политической системе, уважение
к истории и традициям США. Впрочем, бывшая
советская школа решала задачи воспитания
подрастающего поколения в духе преданности
Родине, народу. На первое место, ставились
«партия», «дело революции», «дело социализма»,
в былые времена «преданность Сталину».
Следует отметить и существование «неформального»
обучения школьников политическим ценностям.
Это так называемая внеурочная деятельность
школьников: участие во всякого рода организациях,
мероприятиях необязательного характера.
Ученые полагают, что такая деятельность
вырабатывает определенные черты: ответственность,
активность, веру в существующие ценности,
необходимые для политического участия
в будущем.
В то же время, исследования, проведенные
в ряде школ России, показали, что, чем
выше степень участия школьников во внеурочной
деятельности, тем развитее они оценивают
правительство, партии, гражданство и
т.п. При этом была выявлена следующая
зависимость:
- чем выше образовательный уровень родителей,
тем чаще ученик участвует во внеурочной
деятельности;
- чем больше ученик участвует в такого
рода деятельности, тем выше его сознание
интегрировано со школьной системой;
- чем больше ученик чувствует свое вхождение
в систему школы, тем выше его социальная
вера - ответственность;
- чем выше его социальная ответственность,
тем более положительно его отношение
к политике.
Третий этап - с 18 лет - отличается тем,
что человек вступает в такие же отношения
с миром политики, как и старшие по возрасту
люди. На этом этапе важным институтом
политической социализации является высшая
школа. По сравнению с прошлым, в Российской
Федерации ситуация такова, что студенческое
движение в наши дни оказывает значительное
влияние на политическую жизнь страны.
Нельзя не учитывать того обстоятельства,
что в настоящее время идет процесс изменения
социальной структуры студенчества.
В последние годы появились требования
студентов изменить программу обучения,
поставить ее под контроль самих студентов,
предоставить им право участвовать в управлении
университетами и институтами. Чрезвычайно
важным является тот факт, что студенты
требуют введения новых курсов под их
контролем, курсов, которые бы давали ответ
на злободневные вопросы, объективно освещали
бы проблемы современности, политические
события в стране.
Студенты не ограничиваются в своих требованиях
лишь областью образования. Радикальное
студенческое движение несколько лет
назад бросило вызов существующей системе
в целом и отвергло основные ценности,
на которых покоились тоталитарное общество,
и требовало проведения социально-экономических
и политических реформ.
Однако сегодня значительная часть студенчества,
несмотря на представления о привлекательности
некоторых видов деятельности, отвергает
и многие из основных ценностей, на которых
базируются нарождающийся российский
бизнес и отношения между нанимателем
и нанимаемым, а также погоню за наживой.
Молодые люди приходят к убеждению, что
бизнес слишком своекорыстен и слишком
мало заинтересован в развитии общественного
благосостояния.
Четвертый этап - завершение жизненного
цикла (прекращение активной трудовой
и общественно-политической деятельности
в рамках официальной организации).
Необходимо отметить, что, начиная с раннего
детства, политическая социализация продолжается
всю сознательную жизнь, поскольку раз
приобретенные представления, ориентации,
установки не остаются навсегда неизменными,
они могут корректироваться, меняться
и в зрелом, и даже в преклонном возрасте.
Обычно выделяют три основных уровня политической
социализации. На социальном уровне (всего
общества в целом) на политическое формирование
личности определяющее значение оказывают
социально-экономические и политические
отношения, уровень политической культуры.
На социально-психологическом уровне
политические ценности передаются индивиду
большими и малыми социальными группами,
к которым он принадлежит.
На внутриличностном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта - мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике.
В процессе социализации у личности формируется
определенный ее тип. В современной политической
науке выделяются несколько типов политической
социализации.
Гармонический тип. Он предполагает наличие
однородной культурной среды, зрелых традиций
и гражданского общества, которые обеспечивают
уважительный диалог индивида и власти.
В этом случае новые поколения входят
в политическую жизнь безболезненно. Этот
тип свойственен англо-американской культуре.
Плюралистический тип. Возникает в обществе,
для которого характерны наличие субкультур.
В этом случае первоначальная политическая
социализация индивида происходит в своей
этнокультурной среде, и лишь затем ее
горизонты расширяются. Однако духовное
разнообразие не препятствует достижению
консенсуса участников политического
взаимодействия благодаря существованию
единых базовых ценностей либеральной
цивилизации и высокому уровню жизни большинства
социальных групп. В этом случае индивид
способен воспринимать ценности иных
общностей, терпимо относиться к ним, признает
за ними право на политическую самостоятельность.
Этот тип характерен для Западной Европы.
Конфликтный тип. Он свойственен для стран
также с субкультурами, но характеризующимися
низкой общей культурой всей духовной
сферы - общей, религиозной, социально-политической
(в таких обществах иногда встречается
весьма развитая элитарная культура, но
она не затрагивает большинство).
Низкая культура, как правило, коррелирует
с нищетой большинства населения, жесткой
приверженностью индивида местным (лучше,
наверное, сказать - местническим) ценностям
клана, рода, племени. В этих обществах
высока степень политического насилия
из-за культурной неоднородности, затруднена
возможность согласия, в социальных взаимоотношениях
доминируют эгоизм и ненависть.
Гегемонистский тип. Характерен для закрытых
политических систем, исповедующих и активно
утверждающих единые ценности для всего
общества. Предполагает вхождение индивида
в политику исключительно на ценностях
какой-то социальной группы (класса, религии,
идеологической группы), имеющей подавляющую
власть в обществе.
Такие типы социализации в политологии
принято называть типами вертикальной
социализации. Существуют и другие способы
взаимодействия с властью в обществе,
нормы и ценности которым задают различные
группы, ассоциации, объединения граждан
(например, партии, политические цели которых
находятся в резкой оппозиции к правящему
режиму). В этом случае говорят о горизонтальной
политической социализации.
В качестве средств социализации выступают
социальные нормы. В самом общем виде действие
социальных норм состоит: в установлении
типов (образцов) общественно значимого
поведения; в установлении границ, в пределах
которых индивидуальное поведение служит
осуществлению целей общества, а за пределами
которых противоречит им.
Социальные нормы в качестве средств социализации
не имеют и не могут иметь собственных
функций. Такими средствами являются:
нормы права; искусство; средства массовой
информации.
Практика показывает, что реализацию политической
социализации в действиях, поступках и
помыслах человека можно представить
следующим образом:
- интерес к политической информации, реализуемый
в поиске этой информации и потреблении
ее;
- привычки к политическим оценкам происходящего
в мире, стране, ближайшем окружении, требующие
широты политического кругозора;
- потребность в систематизированных политических
знаниях, реализуемых в образовании и
самообразовании;
- стремление проникнуть в суть происходящих
в мире политических процессов, восприятие
этого как собственных исканий смысла
жизни, своего места в реальном политическом
многообразии мира;
- стремление и умение защищать свою политическую
гражданскую позицию.
Таким образом, мы имеем следующий алгоритм
реализации политической социализации
личности: интерес - привычка - потребность
- стремление проникнуть в суть - защита
от того, куда проник.
По мере умственного развития личности
самым важным изменением для политического
мышления оказывается усиление абстрактности
и расширение временной перспективы. Годы
отрочества отмечены быстрым ростом политического
знания, в том числе усвоением традиционных
политических взглядов и установок. В
середине отроческого периода у индивида
формируется автономная система этико-политических
принципов. С возрастом укрепляется влияние
принципов на политические суждения, которые
оказываются сильнее сиюминутного интереса.
Особенно актуальным сегодня является вопрос политической социализации молодежи. Это объясняется тем, что молодежь в решающей стадии становления личности, она наиболее подвержена всем влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит.
Политическая социализация современной молодежи проходит в сложных условиях. Неблагоприятная социально-экономическая и политическая среда снижает активность молодежи, формирует неуверенность в настоящем и будущем. Современная молодежь расколота и дезориентирована. Отсюда биполярная крайность. Во-первых, растерянность и пессимизм, которые приводят к апатии и недоверию со стороны молодого поколения к властям, что в свою очередь проявляется в низкой гражданской и политической активности. И, во-вторых, растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность, стремление решить возникающие конфликты силовыми методами. Этим недовольством беззастенчиво манипулируют, используя его в своих корыстных целях.
Этим объясняется деятельность социально агрессивных, бросающих вызов всему обществу, ультранационалистических объединений и движений, таких как, например, «СПАС».
Не случайно, одна часть молодежи пытается объединиться и решить свои проблемы путем активного протеста. Другая – идет в политику, пытается представить свои интересы в законодательных и исполнительных органах власти, баллотируясь на выборах и т. д. Третья – сплачивается вокруг неофашистов, национал-патриотов.
Таким образом, ситуация с политической социализации молодежи в России крайне сложна и противоречива.
Именно поэтому в настоящее время злободневной является задача политического образования молодежи и других групп населения. Формировать политическую культуру можно лишь на основе глубоких знаний о политике. Нужно дать возможность получить верные представления о сущности, функциях политики, всех компонентов политических систем, политической власти в целом и, в частности, государственной власти, о правах, свободах и обязанностях. Во-вторых, вырабатывать у них соответствующие этим представлениям навыки поведения. В-третьих, процесс политической социализации в современных условиях возможен лишь на основе плюралистического подхода путем показа разнообразия существующих мнений, взглядов, точек зрения на важнейшие вопросы социальной жизни. Это дает возможность сформировать у молодежи уважение к чужому мнению, толерантность, готовность к диалогу и компромиссу. В-четвертых, нужно знакомить и осваивать опыт политической социализации других стран, изучать особенности функционирования политических систем и способы воздействия на них и реализацию собственных и групповых интересов. В-пятых, следует поддерживать стремление молодежи к объединению, к участию в деятельности формальных и неформальных организаций, осуществляющих созидательные цели. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения существовавших прежде.