Понятие «правоотношение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:18, реферат

Описание работы

Понятие «правоотношение» является одной из важнейших категорий общей теории права. Это связано с тем, что само правоотношение представляет собой такое звено правового механизма, в котором право смыкается с объектом своего регулирования — социальной сферой. В результате правовое отношение складывается как весьма сложное правовое образование. Правоотношение - урегулированное нормами права общественное отношение между отдельными лицами, которые связаны между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения.

Файлы: 1 файл

правоотношения.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Административные  правоотношения  возникают  по  инициативе  любой  из сторон. Однако согласие или желание  второй  стороны  не  является  во  всех случаях обязательным условием  их  возникновения.  Они  могут  возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот  признак  в  наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.

Как указывалось выше административно-правовые  отношения  возникают  в сфере государственного управления. Однако не всякое  общественное  отношение в  сфере государственного   управления   включается   в   круг   отношений, составляющих предмет административного права.

В содержании административного  правоотношения различаются две  стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая  (субъективные  юридические права и обязанности).

Непосредственным  объектом  административных  правоотношений  является волевое поведение человека, его деяния. Субъектом являются физические и юридические лица, в т.ч. и само государство.

Уголовно-правовые отношения.

Уголовно-правовые отношения  направлены на охрану и защиту нормального функционирования конституционных, гражданских, семейных, трудовых, административных и любых иных правоотношений, вызываемых к жизни и регулируемых любой отраслью права. Охраняя и защищая эти правоотношения, уголовно-правовые отношения участвуют в их регулировании путем определения меры (пределов) правомерного поведения, предупреждая нарушение этих пределов общественно опасными действиями.

Субъект правоотношений  — член общества, осуществляющий права и обязанности, установленные уголовным правом в качестве общеобязательных требований (обязанность не совершать действий, запрещенных уголовным законом и т.п.). В случае нарушения этих требований он превращается в субъекта, обязанного подчиниться реализации уголовной ответственности и вместе с тем имеющего права, которые защищают его от произвола. Появляется еще один субъект — жертва преступления (потерпевший), права и обязанности которого связаны с восстановлением или возмещением утраченных благ и с содействием реализации уголовной ответственности виновного. Наконец, еще один субъект уголовно-правовых отношений — орган, выступающий по поручению государства, — также видоизменяется по мере развития уголовно-правового отношения. Объект – то на что посягнул субъект.

Уголовно-процессуальные отношения (правоотношения).

Отношения, возникающие в связи  с производством по уголовному делу между всеми участниками уголовного судопроизводства, регулируемые нормами  уголовно-процессуального права, отличительной особенностью которых является обязательное наличие государственного органа (дознание, следствие, прокуратура, суд) как участника этих правоотношений.

Таким образом, объектом уголовно-процессуальных отношений  являются отношения, возникающие между субъектами уголовного судопроизводства по поводу осуществления ими своих прав и обязанностей, связанных с процессуальной деятельностью, в том числе и отношения, возникающие между участниками уголовного процесса и лицами, таковыми не являющиеся (например, направление субъектом уголовного судопроизводства запросов в различные государственные и общественные организации с целью получения характеризующего материала на обвиняемого и т.д.).

Субъекты уголовно-процессуальных отношений:

  1. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу (органы дознания и предварительного следствия, прокуратуры и суда). Это лица, наделенные властными полномочиями, которые обязаны обеспечивать, в пределах своей компетенции, решение задач уголовного процесса, обеспечивать права и законные интересы личности в уголовном процессе, участвовать в доказывании. Данные лица вправе принимать решения, постановления, определения, суд также вправе выносить приговор;
  2. Участники уголовного процесса (подозреваемый, обвиняемый и подсудимый, адвокат, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик и их представители).

Деление субъектов уголовного процесса происходит в зависимости от наличия у них прав принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции. Есть субъекты, имеющие право самостоятельно принимать решения по уголовному делу (выносить постановления, определения, а суд в том числе – приговор) и есть субъекты, таким правом не обладающие, т.е. реализующие свои права через заявление ходатайств субъекту уголовного судопроизводства, в производстве которого находится конкретное уголовное дело, и от воли которого зависит удовлетворение этого ходатайства.

Конституционные правоотношения.

Конституционно-правовые отношения - это берущие начало в  конституционно-правовых нормах связи  социальных субъектов на основе их юридических прав и обязанностей. Конституционно-правовые отношения накладываются на жизнедеятельность людей, формируя, направляя её. Часто такое регулирование осуществляется через воздействие на отраслевые нормы и правоотношения (гражданские, земельные, административные и т. п.), а не прямо. Можно дать и другое определение конституционно-правовых отношений. Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений выражаются в следующем:

  1. Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;
  2. Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;
  3. Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.
  4. Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.
  5. Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.
  6. Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.
  7. Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли его статус нормами конституционного права или нет.

В некоторых странах  государствоведы относят к субъектам  конституционного права и такую  общность, как нация. В этническом смысле нация - скорее субъект международного права.

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.

Содержание конституционных  правоотношений является социальное поведение  субъектов в конституционном  праве, круг которых специфичен и  широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основание реализовать конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:

1. Многонациональный  народ Российской Федерации, нации,  этнические общности (народности).

2. Государство - Российская  Федерация; субъекты в составе  Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные округа).

3. Административно-территориальные  единицы (районы, города, районы в  городах, поселки).

4. Органы государственной  власти и местного самоуправления.

В Российской Федерации  ими являются:

- Федеральное Собрание;

- Правительство;

- Конституционный Суд;

- Высший Арбитражный  Суд;

- Городская Дума;

- Местная администрация  и др.

5. Должностные лица.

Субъектами конституционного права являются:

- Президент РФ;

- Председатели палат  парламента - Федерального Собрания;

- Председатель Правительства  РФ;

- Председатель конституционного  Суда РФ;

- Генеральный Прокурор  и др.

Президент Российской Федерации  является главой государства. Обладая  широкими представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых.

6. К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся:

- избиратели;

- депутаты (различных  представительных органов).

7. Политические партии, иные общественные объединения.

8. Граждане Российской  Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

В конституционном праве  Российской Федерации выделяются следующие  объекты конституционно-правовых отношений:

  1. Государственная территория и её границы.
  2. Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).
  3. Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты:
  4. - каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 21);
  5. - достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21) и др.
  6. Материальные блага (природные ресурсы, средства государственной казны).
  7. Поведение людей (вступление в гражданство, отзыв депутатов избирателями, митинги и т.д.)
  8. Деятельность органов и должностных лиц государства, негосударственных организаций также является явлением с которым приходится сталкиваться субъектам конституционно-правовых отношений при реализации своих прав и обязанностей.
  9. Правовые акты, например, ставшие объектом рассмотрения в Конституционном Суде, иных судах.

 

  • а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;
  • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

 

Таким образом, конституционные  отношения характеризуются разнообразием  видов (их можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости  от степени конкретности связей между  субъектами отношений, с точки зрения времени функционирования и т.д.) и сложной структурой. В конституционных правоотношениях принимает участие широкий круг субъектов. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, имеющихся во сферах жизни общества: политической, экономической, социальной и духовной. Этим и объясняется большое количество объектов конституционных правоотношений и их многоплановость.

2. По функциям  права:

Регулятивные  правоотношения

Являются результатом  осуществления регулятивных юридических норм, закрепляющих определенный порядок отношений, создающих в обществе правопорядок, т. е. тот результат, ради которого принимаются юридические нормы.

Регулятивные правоотношения - это отношения, проводящие регулятивные функции правостатическую и динамическую. Складываясь на основе регулятивных норм, они предусматривают общие и конкретные субъективные юридические права и обязанности.

Регулятивные правоотношения в социалистическом обществе непосредственно  направлены на упорядоче-ние, закрепление и развитие общественных отношений. Они возникают на основе правомерного поведения субъектов и образуют естественную, нормальную ткань социалистического правопорядка. Социалистическое об-щество прямо заинтересовано в развитии регулятивных правоотношений и, что самое главное, опосредствуемого ими поведения людей. Своевременное и беспрепятствен-ное их возникновение, полное и надлежащее осуществ-ление в социалистическом обществе-свидетельство реального претворения в жизнь требований социалисти-ческой законности, эффективного использования права в целях коммунистического строительства.

Отступающее от предписаний  нормы права отношение является правонарушением либо просто бытовым  отношением, нейтральным к праву. Охранительные правоотношения возника-ют как реакция государства и общества на неправомерное поведение субъектов права. Они служат защите существующе-го в обществе нормального порядка отношений и наказанию правонарушителя. В рамках охранительных правоотношений преступник привлекается к уголовной ответственности, осужден-ный отбывает наказание, ответчик возмещает причиненный его действиями или бездействием материальный ущерб и т.д.

Информация о работе Понятие «правоотношение»