Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 16:33, контрольная работа
В данной работе предметом исследования является популизм, рассматриваемый как политический феномен, основанный на манипулировании популярными в народе ценностями и ожиданиями, так как обычно в этой ипостаси чаще всего приходится сталкиваться с ним избирателям - объектам популизма - тем, от кого зависят результаты выборов, референдумов и других политических актов всенародного волеизъявления и на кого направлены эти популистские действия.
Введение.
1. Определение популизма.
2. Возникновение популизма.
3. Популизм в развитых странах.
4. Популизм в современной России.
Заключение.
Список литературы.
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей экономики и права» Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей экономики и права» в г. Перми
Юридический факультет
Направление 030900 «Юриспруденция»
Контрольная работа
По дисциплине «Политология»
Тема «Популизм как политический феномен»
Студента 1 курса
Преподаватель
научная степень, звание
Пермь 2013
Содержание:
Введение.
1. Определение популизма.
2. Возникновение популизма.
3. Популизм в развитых странах.
4. Популизм в современной России.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
В данной работе предметом исследования является популизм, рассматриваемый как политический феномен, основанный на манипулировании популярными в народе ценностями и ожиданиями, так как обычно в этой ипостаси чаще всего приходится сталкиваться с ним избирателям - объектам популизма - тем, от кого зависят результаты выборов, референдумов и других политических актов всенародного волеизъявления и на кого направлены эти популистские действия.
Определение популизма.
ПОПУЛИЗМ (происходит от латинского populus - народ) - понятие, появившееся в начале XX в., под ним подразумевали тогда французскую литературную школу 20-х гг., считавшую своим принципом реалистическое изображение быта городской и сельской бедноты, плебса, но фактически оказавшуюся одной из разновидностей натурализма. Сейчас этот термин гораздо чаще употребляется в другом смысле: популизм - политологическое понятие, означающее специфические действия политических лидеров и партий, рассчитанные на дешевую популярность, на завоевание быстрой поддержки масс.
Появление популизма как устойчивого явления, как новой формы воздействия на массовое сознание при переходе от XIX к XX столетию отнюдь не было случайным. Именно в это время происходит качественный перелом - принципиальное изменение роли сознания в истории: объективные законы начинают пасовать перед сознательной деятельностью масс. Это не осталось незамеченным политикой и политиками. Если сознательные действия масс по силе своего воздействия на ход истории уравниваются с ролью объективных законов, то нужны новые средства мобилизации больших масс людей, способных подчинить их воле и задачам лидера, политика.
В рамках этого весьма благоприятного общеисторического фона, объективно способствовавшего широкому распространению популизма, были и другие, более конкретные причины, толкавшие в том же направлении. Прежде всего, следует отметить связанное с быстрым ростом и качественным изменением производительных сил постоянное воспроизведение деклассированных элементов и люмпенизированных масс. Возрастающий потенциал выбитых из колеи и легко поддающихся внешнему воздействию таких слоев, которые в силу неустойчивости и неопределенности положения готовы сложить с себя бремя поиска выхода и поверить его исключительных личных качествах - мудрости, героизме, неподкупности и т.п., которых на самом деле у него может и не быть, но которые желает видеть в нем и приписывает ему масса, харизматическому лидеру, его подкупающим обещаниям, рассчитанным именно на доверчивость подобных масс, был и остается реальной человеческой базой популизма. XX век оказался на редкость богатым крутыми поворотами и изломами (две мировые войны, многочисленные революции, распад колониальных империй и т.п.), что требовало от политиков "быстрого реагирования". Само собой разумеется, что здесь никакой серьезный политический анализ не мог угнаться за ошеломляющими популистскими лозунгами и обещаниями. Важно и то, что связанный со всей обстановкой рост влияния средств массовой информации позволял быстро и многократно трансформировать и усиливать воздействие на массы того или другого лидера, его популистских лозунгов и обещаний. Не последнее значение в росте влияния популизма имело и то, что могущественные силы, сконцентрированные под эгидой государства, если они становились добычей приходивших к власти лидеров-популистов, часто позволяли им выполнять часть своих широковещательных обещаний, чем резко повышалась авторитетность такого харизматического лидера, а вместе с тем умножалась вера в сам популизм (обещание Гитлера дать каждому немцу по автомобилю и выпуск "фольксвагенов", ежегодное снижение Сталиным цен на важнейшие товары народного потребления, хрущевская жилищная программа и т.д. и т.п.).Среди многочисленных отличительных черт популизма (стремление ответить на наиболее насущные вопросы широких масс населения, масштабность популистских обещаний и их эгалитарный характер, броскость формулировок "Лягу на рельсы, если повышу цены" и т.д.) особое место принадлежит непосредственному общению с массами, прямому контакту лидера-популиста с народом, когда даются простые, в чем-то ожидаемые массами ответы, прямо называются виновники провала популистских лозунгов, чем реабилитируется сам лидер, взамен невыполненных даются новые обещания и т.д.
Возникновение популизма.
В политической лексике термин «популизм» появился в конце 19 века в США. Америка тогда переживала один из самых бурных периодов своей истории. Недовольство населения их неверие в то, что существующие политические партии: республиканская и демократическая, попеременно стоящие у власти окажутся неспособными решать их проблемы, привело к осознанию необходимости создания независимой, самостоятельной партии. Такая партия была создана в 1891 году и получила название «народной». Уже на выборах в 1892 году данная партия завоевала 9 % голосов. В ее программу входил ряд традиционных требований фермеров и рабочих: 8-часовой рабочий день; выборы президента, льготные условия продажи свободных земель фермерам; установление государственного контроля над железными дорогами, грабивших фермеров высокими тарифами. Но данное политическое движение не смогло существовать, т.к. было неопределенным по своему составу. В 30-х годах 20 века – это было время так называемой «великой депрессии» популизм проявился особенно ярко, став самым длительным и разрушительным в истории капитализма, вызвав беспрецедентное падение жизненного уровня населения, кризис возбудил общественные страсти, привел к новому подъему популизма. Данный период был золотым веком для популистских лидеров, и им пользовались во многих странах Запада. В частности такие приемы применялись и нацистами из Германии. После второй мировой войны популизмом в общественно-политической жизни в западных странах пользовались и пользуются различные политические лидеры, такие как: М.Тетчер, Р.Рейган, независимый кандидат на пост президента США и республиканец- претендент на президентское кресло Р.Доул.
Популизм в развитых странах.
В 1960-х годах в развитых странах появился политический феномен, получивший название «новый» популизм. Данный феномен был рожден не элитами, а массами и широко распространялся средствами массовой информации, что ранее не применялось для подобных целей. Еще до появления новопопулистской волны в 1960 году Р. Хофстедтер писал, что популизм выжил в наше время, как подводное течение провинциальных обид народного, демократического бунтарства и подозрительности. Течение это, по его мнению, может сослужить службу реформизму, но и может быть использовано реакцией.
Антимонополистическое движение в 1960-1970-х годов захватило значительную часть среднего класса, осуждающего капитализм с традиционно популистской позиции. Характерным для данной позиции является противопоставление: с одной стороны «люди», с другой «обособленные интересы», под которыми понимаются главным образом интересы капиталистических корпораций. Ценностные ориентации «нового» популизма продиктованы традиционной моралью, связанной с комплексом идеологических воззрений. «Новые» популисты ( Гринфилд, Ньюфилд, Нэйдер), появившиеся в на политической арене в США в конце 1960-х годов, акцентировали внимание на двух областях общественной жизни. Одна из них получила название консюмеризм. Смысл данного понятия состоит в том, что в «обществе потребления» между производителем и потребителем происходит постоянное противоборство, причем в пользу первого. Цель консюмеризма- оградить интересы потребителя, бойкотируя низкокачественные товары и услуги. Публично обвиняя монополии в низком качестве товаров потребления, «новые» популисты рассчитывали таким образом вынудить их считаться с нуждами потребителя. Другим объектом реформаторских устремлений стала избирательная система. «Новый» популизм делает для себя вывод, что власть США идет на поводу у бизнеса, «доступ народа к своему правительству блокирован китайской стеной денег». Происходит преломление старых популистских лозунгов «прямой демократии» и «большого правительства» на фоне требования прямых выборов президента и государственного финансирования предвыборных кампаний, которое должно сделать кандидатов в президенты независимыми от монополий. Особое внимание «новые» популисты уделяли технике убеждения. Их аргументация была обращена к чувствам народа, оттесняя все другие способы аргументации. Политический стиль «новых» популистов характеризовался демонстративным эгалитаризмом и сопровождался сильной неприязнью ко всему что поднимается над уровнем массы: к культурной утонченности и т.д.Данным методом активно эксплуатировал губернатор штата Алабама Дж. Уоллес с его нарочитой грубостью и простотой, рекламным образом «свойского парня», режущего правду-матку. Более либеральные «новые» популисты не поддерживали такой демонстративный стиль, тем не менее, первостепенное внимание уделяли эмоциональному, личностному контакту с публикой, использованию средств массовой информации. Пытаясь свести проблему качества жизни к проблеме качества потребления, а также к экологической гармонии «новые» популисты добились ощутимых результатов, вынудив монополистов уступить потребителям. Успешно использовала новый популизм в своих целях М.Тетчер. Своей задачей она не ставила победу на выборах, ее политическая задача заключалась в использовании «нового» популизма для завоевания общественного мнения, для системы рыночного выбора в противовес государственному. Авторами концепции «тетчеризма» как «авторитарного популизма» выступают М. Джейкс и С.Холл. По их мнению «тетчеризм» открыл мощное средство перевода экономической доктрины на язык повседневного опыта, моральных императивов и здравого смысла. Данный перевод теоретической идеологии в популистскую идиому был важнейшим политическим достижением. М. Джейкс и С.Холл. отмечают неоднородность тетчерского популизма: он сочетает в себе устоявшиеся понятия- семья, нация, долг, стандарты, авторитет – с агрессивными темами возрожденного неолиберализма - личный интерес, конкуренция. «Новый» популизм отразил потребности в повышении качества жизни. Несмотря на то, что его установки носят авторитарный характер, их использование с преломленными целями к реальной действительности способствовало повышению потенциала демократического обновления и породило устойчивые социальные и политические структуры, приведшие к важным переменам в жизни общества. Новый толчок развития популизма В США произошел во второй половине 1970-х годов. В результате уотергейтского кризиса и поражения республиканцев на выборах 1976 года появились десятки ультраконсервативных политических организаций- фонд наследия, американский совет по законодательному обмену, национальный консервативный комитет политического действия, коалиция за мир с позиции силы, комитет за ответственную политику молодежи, комитет за выживание свободного конгресса, консервативное собрание, религиозные правые организации. Их стали называть «новые правые». Политические организации «старых правых» носили полусектантский характер. Они были ориентированы на идеологические и политические представления господствующего класса. Деятельность «новых правых» организаций и групп носила ярко выраженный популистский характер, что стало возможным в результате роста массовой базы ультраконсерватизма под влиянием углубляющегося кризиса традиционного реформаторства, его стратегии государственного регулирования общественных процессов. «Новые правые», являющиеся носителями идей «правого популизма», наладили прочные связи с массами. Их тактика базировалась на силовой конфронтации с параллельной апелляцией к массам. На то момент ярким представителем «правых» популистов являлся Р.Рейган, также его последователь Дж. Буш. Во время торжества, посвященного вступлению на пост президента США Р. Рейган заявил: «Я недостаточно сообразительный, чтобы Вас обманывать», чем привлек на свою сторону подавляющую часть простых американцев, увидевших в нем «своего парня», человека из народа. У демократов в это время наблюдалась обратная тенденция: прогрессирующий отрыв отчаяния и интересов нового поколения. Лишь к середине 1980-х годов закончилось переосмысление демократами реформистской программы. С данного времени в политическом лексиконе появился новый термин «неолибералы», которые на первое место выдвигали проблемы технологического перевооружения и структурной перестройки в экономике. К ним принадлежали сенаторы Г.Харт, Б.Бредли, конгрессмены А.Гор, Р.Гепхардт, губернаторы Дж.Хант, М.Дукакис, экономисты Д.Борч, Р.Райли. Перед ними стояла проблема придать идее антибюрократический популистский характер. Появилась идея нового «социального контракта», а также справедливого и гуманного «распределения тягот реформ». Они стали носителями идей «левого» популизма. Столкнувшись с растущим правоконсервативным движением, демократы выработали два основных качества: умение завоевывать массы в острой конкурентной борьбе с «правыми» популистами, что несвойственно было «старым» либералам, а также идеологическую раскованность при сохранении основных ценностей либеральной ориентации, позволяющую двигаться «вправо» и «влево» в зависимости от конъюктуры политического рынка, перехватывая методы и лозунги «правых» популистов. Поворот к народу дал о себе знать 1992 году, когда победу на президентских выборах одержал Б.Клинтон. Мировой опыт свидетельствует о том, что популистское движение активизируется в периоды, когда страны переживают переломные этапы своей истории. При резких социально-экономических сдвигах, когда ломаются старые устои, а новые еще четко не определены на политическую арену выходят популистские деятели. В Италии бывший премьер-министр Б. Кракси ввел нововведения в политический обиход: начал писать Нация и Отечество с заглавной буквы, в обыкновение вошли поездки в сопровождении пышной свиты актеров, публицистов, певцов (аналогичные методы использовал Б.Ельцин в предвыборной кампании 1996 года). В результате парламентских выборов в 1994 года победу одержало популистское движение «Вперед, Италия!». Лидер данного движения С.Берлускони, который по его словам, за три месяца до победы не думавший о политике, использовал для завоевания большинства избирателей мобилизующую роль телевидения. С.Берлускони запомнился большинству избирателей тем, что чаще всех появлялся на экранах телевизоров, использовал в своем лексиконе громкие лозунги, отражающие не нужды страны, а настроение избирателей: «Я создам миллионы рабочих мест!», «Я добился успеха для своего предприятия- такой же успех ждет Италию, если меня изберут!». Итальянский успех популистов заставил говорить популистов о «берлусконизме», исключительном значении телевидения при проведении предвыборных кампаний. Популизм Тони Блера совершенно отличался, он основывался на базе левоцентристских взглядов. В Европе популизм был всегда правого оттенка. Потому как европейские левые склонны к теории, а конкретно к марксизму- злейшему врагу популизма. В Англии же левые силы всегда ставили под сомнение идеи марксизма. Если в «обществах с переходной экономикой» люди частенько смотрят на харизматичного лидера- популиста как на Мессию, способного вывести страну из пучины экономического неблагополучия, то в странах богатых и благополучных- как на «развлекателя», привнести в скучные однообразные будни хоть что-нибудь новенькое. Такой вывод можно сделать по итогам наблюдений за последними перипетиями в США. Теперь после окончания выборов можно с уверенностью сказать, что обаяние Дж. Буша-младшего – заведомого аутсайдера предвыборной гонки- оказалось важнее рациональности А.Гора. Американская пресса писала: « Буш понятен, Буш говорит простые слова, Буш кажется «своим». Буш не чужд популизма, а все его промахи чудесным образом превращаются в дополнительные «очки». Буш выложил перед избирателями карту, которую считал самой сильной: снижение налогов. Поэтому популизм в большей степени рассчитан на граждан с низкой политической культурой и обостренным чувством несправедливости.
Популизм в современной России.
В нашей стране популизм возник вследствие глубокого кризиса. Непосредственное отношение к возникновению популизма в общественном сознании имеют два кризисных явления: острое разочарование части общества в социалистических ценностях, с одной стороны, и неприятие радикального обновления общества частью людей – с другой. Их склонность к восприятию популистских идей объясняется в значительной степени неразвитостью политической культуры общества. Процесс демократизации советского общества дал ряд ярких примеров популизма. Главным инициатором демократизации стал М.С. Горбачев, который практиковал частые поездки по стране- своеобразные «хождения в народ», непосредственные апелляции к широким массам как в СССР, так и за рубежом, продемонстрировав, тем самым, умелое применение классических образцов популистских методов. Во многом, благодаря им, в первые годы пребывания у власти М.Горбачеву удалось завоевать симпатии простых людей. Однако, когда популизм Горбачева не был подкреплен практическими результатами, он был оттеснен от реальной политической власти. Выборы народных депутатов СССР, а также депутатов РСФСР также проходили на популистской волне. Популизм данного периода был основан на критике советской номенклатуры с позиции обывателя, объявления борьбы с привилегиями. Данный тезис особенно актуален для Б.Ельцина. Через несколько лет выяснилось, что привилегии партноменклатуры- это лишь невинные шалости по сравнению с привилегиями нового класса бюрократов, пришедших на популистской волне антикоммунизма. В связи со значительным расслоением российского общества по уровню жизни стал возможным популизм среди широких социальных групп. Произошло разрушение привычного образа жизни большинства граждан, которые не могут приспособиться к новому уровню жизни. У них возникает естественное желание побыстрее получить простые и понятные ответы на жизненно важные вопросы. Таким образом, широкая аудитория готова к восприятию популистской риторики и всех атрибутов популистского воздействия.
Поэтому популистские методы активно используют многие российские политики. Одним из наиболее ярких политиков современной России, сделавшим ставку на близость с народом является В.Жириновский. В период своей самой эффективной избирательной кампании в 1993 году он пообещал российским гражданам, что уже через день после выборов они почувствуют улучшение своего положения. И хотя никто не собирался понимать эту фразу буквально, сама уверенность, с которой она была высказана понравилась народу. Еще один из предвыборных лозунгов В.Жириновского: «Я подниму Россию с колен!» нашел широкий отклик у российских избирателей. Для этого политика характерны острота и злободневность, поднимаемых проблем. Его ораторское искусство помогает без посредников доводить свои мысли до «народа». Этот публичный политик в наиболее яркой и острой форме выразил национал- патриотическую идею. Число единомышленников В.Жириновского становилось тем больше, чем напряженнее была обстановка в стране. Неудачи экономического курса, нестабильная политическая обстановка породили всеобщее разочарование людей во многих политических деятелях демократического толка, в лице которых они не видят тех политиков, которые не могут найти выход из межнациональной розни, навести элементарный порядок в стране. В данной ситуации выигрышно выглядят те политики, которые решительны, тверды, уверены в себе, могут коротко и доходчиво довести до избирателей свои программы. К числу таких политиков относится А.Лебедь, который в последние годы снизил свою политическую активность, но обладает мощным популистским потенциалом. Одновременно с нормализацией экономической, социально-политической обстановкой в стране сокращается социальная база для лидеров популистского толка с неприкрытыми авторитарными устремлениями. Президентские выборы в России в 1996 году продемонстрировали неиссякаемый популизм Б.Ельцина, который, благодаря как личным политическим качествам, так и эффективной деятельности своей предвыборной команды, в течении нескольких недель повысил свой рейтинг буквально с нулевой отметки до уровня, необходимого для победы на выборах. Политический стиль Б.Ельцина во время всего президентства был сильно окрашен популизмом. Характерными особенностями «ельцинского» популизма являются создание культа вождя, его легкомысленные посулы народу, за которые он никогда не отвечал, конструирование биполярного мира, равнодушие к нуждам народа, и его обращения к тому же народу за поддержкой каждый раз, когда его власти угрожала опасность. В условиях открытой политической борьбы успех претендента на выборную должность в значительной степени зависит от способности самого политического деятеля на основе знания, требований и настроений избирателей предложить понятную для большинства населения политическую программу, доходчиво донести ее содержание до сознания различных социальных групп, заставить поверить людей в свои планы, выдвинуть лозунги, способные привести избирателей в день выборов на избирательные участки. Общеизвестен негативный опыт лидера движения «Демократический выбор России» Е.Гайдара, который свою предвыборную кампанию в 1993 году построил на апелляции к интеллекту избирателей, не разъясняя людям в доступной для них форме свои позиции и цели, и являясь фаворитом предвыборной гонки, в результате проиграл партийные выборы в Государственную Думу Либерально-демократической партии В.Жириновского. Популизм в современной России имеет различные оттенки. Правого популизма придерживаются такие радикалы, как российские фашисты и националисты. Решение социальных проблем они видят в изгнании из своих регионов лиц, отдельных национальностей, формировании руководства регионов и страны по национальному признаку. Умеренные правые популисты решение российских проблем сводят к приведению макроэкономических показателей к среднемировым, игнорируя специфику России и условия проведения реформ. Для умеренных левых популистов характерны уравнительные настроения, для радикальных – возврат к распределительному прошлому, восстановлению разрушенного СССР и советского строя. В последние годы среди политиков стал моден популизм патриотического содержания, которому подвержены политические лидеры как правого, так и левого направления политического спектра. Глубокая социально-культурная дифференциация, имеющая место в современной России, является основной причиной распространенности обвинений в популизме представителей как законодательной, так и исполнительной власти. По объективным российским причинам в большей степени подвержены популизму именно представительные органы власти в силу конституционной ограниченности их полномочий. Самым распространенным популистским приемом законодателей является принятие социальных законов, не обеспеченных финансами, а также принятие громких постановлений и обращений к избирателям, парламентам по социальным, экономическим или политическим вопросам, не имеющих никакой юридической силы. С другой стороны, исполнительные органы власти зачастую свои просчеты относят к отсутствию соответствующих законов и низкой эффективности работы представительных органов власти. В условиях публичной политики необходимой предпосылкой эффективной деятельности политического лидера становится завоевание поддержки у населения. Не заручившись такой поддержкой, лидер в демократической политической среде не получит возможности проводить свою политику, какой бы прогрессивной и правильной она не была. Так имеющий высокий рейтинг у населения Президент России В.Путин, не обладая явной харизмой, успешно овладевает техникой харизматичного внушения. Чего стоит только одно высказывание «мы их в сортире замочим». Его последние хождения в народ во время поездок по стране убеждают в том, что и ему не чужды популистские приемы, которыми он начинает пользоваться все чаще. Народная поддержка необходима политическому лидеру для проведения в жизнь решений, особенно непопулярных в чиновничьей среде. При отсутствии у лидера подлинной харизмы он должен обладать техникой харизматичного внушения, то есть не высказывая никаких ясных и глубоких идей создавать их видимость. Такое возможно только в том случае, когда лидер полон уверенности в собственной принципиальности. Избиратели легко разоблачают неубедительного неуверенного в себе политика. Рациональные циники лидерами не становятся они могут сделать служебную карьеру но не политическую. Для успеха в политике необходимо добиться общественного признания. Без популизма здесь не обойтись.
Заключение.
Можно с уверенностью сказать что популистское сознание- это особый демократический компонент политической культуры сутью которого является стремление широких народных масс к подлинному и непосредственному участию в политическом процессе. Любой политик, действующий в условиях демократии, должен быть немного популистом, так как полное игнорирование нужд избирателей во имя теорий приводит к поражению на выборах. В явлении популизма, как совокупности форм и методов за влияние в народе важно- во имя чего ведется эта борьба, как будет использовано это влияние и что в итоге получит народ !
Список литературы: