Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 11:35, реферат
Основная цель настоящей работы: изучение теории и практики модели «социального государства» в Германии, процесса реформирования "социального государства" в Германии в начале XXI века, на примере деятельности федеральных канцлеров Г. Шредера и А. Меркель.
Задачи, исходящие из поставленной цели таковы:
- проанализировать сущность и принципы «социального государства», в целом, как политической системы;
- исследовать кризисные процессы в системе «социального государства» Германии начала XXI века, изучить основные составляющие социальных реформ Г. Шредера, изложенные в программе «Повестка дня 2010» (2003 г.);
- изучить социальную политику А. Меркель, как преемника Г. Шредера на посту канцлера Германии, выявить перспективы «социального государства» в современной Германии.
Введение………………………………………………………………………...…3
1.Социальное государство: сущность и принципы……………………………..4
2. Становление и развитие «Социального государства» в Германии……………………………………………………………………...…...7
3. Кризис «Социального государства». Реформы Г. Шредера. «Повестка дня 2010» ………………………………………………….……………………….…10
4.Социальное государство в Германии: социальная политика А. Меркель. Перспективы «Социального государства» в современной Германии………………………………………………………………….……...16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...23
2. Становление и развитие
«Социального государства» в
Германии
Модель «социального
государства» в Германии имеет свою историю.
Как уже было отмечено выше, именно в Германии,
в середине XIX века, оформились понятие
и идея «социального государства». Сильное
давление снизу в пользу улучшения социально-экономического
положения трудящихся сочеталось в Германии
с традицией реформ сверху. В результате
во второй половине ХIХ - начале ХХ века
в стране был выработан и законодательно
закреплен ряд мер государственного и
общественного характера по защите социальных
интересов низших классов. Так в 1871 году
в Конституции Германии была обозначена
забота государства "о благе немецкого
народа". В 1883 году было введено пособие
по безработице, в 1884 году – страхование
от несчастных случаев, в 1889 году – элементы
пенсионного обеспечения трудящихся.
В 1910 году было введено обязательное пенсионное
страхование.
После революции
1918 года, поражения в первой мировой войне,
ряду экономических и социальных потрясений
20-х годов XX века, Германия, тем не менее,
не оставляла идей социального государства.
Именно в «Веймарской республике» (1919-1933
гг.) были созданы определенные институты
социальной политики. В период с 1933 по
1945 гг. идеи «социального государства»
в Германии, были на время забыты, в силу
известных причин – нахождения у власти
нацистов.
Начиная с 1949 года
в послевоенной Германии на конституционном
уровне произошло возвращение к идее и
ценностям социального государства. Этот
процесс тесно связан с именем Людвига
Эрхарта, которого по настоящее время
называют «отцом германского экономического
чуда и «автором модели социальной рыночной
экономики».
В 1949 году Германия
была провозглашена «демократическим
и социальным федеративным государством
(статья 20 Конституции 1949 года), а в 28 статье
было записано, что “Конституционное
устройство в землях должно соответствовать
принципам республиканского, демократического
и социального правового государства
в духе настоящего Основного закона».
В это же время
происходит становление системы «социального
государства» - определенных служб, учреждений,
а также нормативно-правовой базы. В дальнейшем,
в практике формирования моделей «социального
государства», ФРГ была своего рода мировым
лидером.
Основные положения
социальной политики в Германии, во второй
половине XX века можно свести к следующим
пунктам:
- социальная политика германского государства
базируется на закрепленных конституционно
статусе, функциях и ответственности человека
перед самим собой и государством, государством
перед человеком и обществом в целом;
- социальная работа в Германии один из
целевых инструментов социальной политики,
к числу, которых относятся также социальное
страхование и социальное обеспечение.
В содержательном и финансовом балансе
эти инструменты социальной политики
обеспечивают выполнение функций социального
государства;
- к ряду приоритетных направлений социальной
работы в Германии относятся: обязательное
медицинское страхование, система социального
страхования, пенсионная система, социальная
помощь неимущим, меры активной и пассивной
поддержки безработных и т.д.;
- носителями социальной работы как вида
деятельности в соответствии с законодательством,
являются как государственные, так и негосударственные
организации, а также частные лица.
- сложившаяся система обеспечивается
и контролируется непосредственным участием
граждан в обсуждении, проектировании
и принятии важнейших социальных решений.
В целом можно
утверждать, что механизмы социальной
политики и социальной работы в Германии
соединили финансовыми и имущественными
отношениями представителей государственных
и негосударственных социальных организаций.
Вследствие этого соединения развитие
идеологии социальной политики и ее финансового
и материального обеспечения лоббировались
(и лоббируются до сих пор), многочисленными
социальными организациями, ведущими
политическими партиями, объединениями
общественных организаций, как средство
укрепления социального благополучия
немецкого общества.
Однако, как уже
говорилась ранее, «социальное государство»,
не есть устоявшаяся, статичная модель,
а развивающаяся система, а значит, имеет
свои внутренние противоречия. К основным
противоречиям, которые проявились в Германии
в 80-е – 90-е годы XX века, можно отнести противоречие
между расширяющейся социальной политикой
и экономическим ростом, экономическими
трудностями и необходимостью финансирования
социальных затрат. Данное противоречие,
с особой силой, обострилось в 80-е годы
XX века.
Социальные
расходы, в этот период, становятся самой
крупной статьей государственных расходов,
доходя до 60% бюджета. Повышение цены на
нефть привело к подорожанию всех товаров
и услуг. Главной экономической проблемой
становится инфляция. В 80- е годы повсеместно
начало утверждаться мнение, будто инфляция
стала итогом чрезмерных расходов на социальные
нужды. Социальное государство начали
откровенно критиковать, называя «анонимным
государством жизнеобеспечения …которое
парализует собственную инициативу и
готовность за себя и остальных нести
ответственность». В результате кризиса
80-х возникли сомнения в устойчивости
модели «социального государства».
Ситуация ухудшилась
с объединением ФРГ и ГДР, что привело
к экономическим сложностям вызванных
«освоением» правительством ФРГ новых
«восточных» земель и вызвало затяжные
дискуссии о реформировании «социального
государства» в Германии.
3. Кризис «Социального
государства». Реформы Г. Шредера.
«Повестка дня 2010»
В предыдущих
частях нашего изложения мы рассмотрели
теоретические принципы и сущность «социального
государства», а также на практике познакомились
с процессами становления и развития такого
государства в Германии в XIX –XX вв.
Одним из основных
наших выводов, было положение о том, что
«социальное государство», как развивающаяся
система, имеет свои внутренние противоречия.
К основному такому противоречию в Германии
можно отнести противоречие между расширяющейся
социальной политикой и экономическим
ростом, экономическими трудностями и
необходимостью финансирования социальных
затрат. Социальные расходы, в этот период,
становятся самой крупной статьей государственных
расходов, доходя до 60% бюджета. Повышение
цены на нефть привело к подорожанию всех
товаров и услуг. Главной экономической
проблемой становится инфляция. В 80- е
годы повсеместно начало утверждаться
мнение, будто инфляция стала итогом чрезмерных
расходов на социальные нужды.
В 1982-1998 гг. коалиция
ХДС/ХСС и СвДП во главе с Гельмутом Колем
пыталась сделать некоторые шаги по реформированию
социальной системы Германии, однако никаких
фундаментальных изменений сделано не
было, даже несмотря на то, что ФРГ переживало
в эти годы ряд кризисов.
Коалицию Г. Коля
сменила коалиция СДПГ и партии зеленых
во главе с Герхардом Шредером, которая
просуществовала до 2005 г. Наиболее важной
заслугой (естественно в разрезе изучаемой
темы) этой коалиции, а вернее федерального
канцлера, стал принятый в 2003 г. пакет реформ
под названием «Повестка дня — 2010».
Итак, возглавляемая
Г. Шредером коалиция социал-демократов
и зелёных пришла к власти в октябре 1998
после 16-летнего пребывания в оппозиции
с обещаниями модернизации экономики,
поддержки предпринимательства и сохранения
системы социальной защиты. Победа социал-демократов
в немалой степени объяснялась обещанием
СДПГ положить конец росту безработицы
и справиться с экономическим застоем
в стране.
Кратко опишем
ситуацию в экономике Германии на рубеже
веков. В этот период ФРГ явно утрачивает
конкурентные преимущества на мировом
рынке, уступает, как по темпам роста, так
и по темпам развития, не только США но
и многим своим партнерам по ЕС. За 1998-2002
годы по производству валового национального
продукта на душу населения Германию обогнали
Великобритания, Франция, Австрия, Нидерланды
и даже Ирландия. Экономика переживает
структурный кризис (выражением его, стали
без сомнения низкие темпы роста экономики).
В стране высокая и долговременная безработица
(с 1994 года не опускается ниже 10%). Государственная
финансовая система оказалась фактором,
тормозящим развитие, вместо того чтобы
его стимулировать. К изложенному добавляются
демографические проблемы: старение нации,
низкая рождаемость. Крупные и средние
немецкие компании, регулярно выводят
рабочие места за рубеж, причем главный
аргумент здесь - высокие издержки на труд,
высокая стоимость рабочего места.
На этом фоне правительство
Г.Шредера было вынуждено начинать реформы.
Перед Г. Шредером в начале этих реформ,
стояла основная задача - не допустить
возникновения новой бедности, деградации
общества, не допустить возникновения
действительно бедных, но привести в соответствие
принципы социальной справедливости с
реальными возможностями и вызовами XXI
века.
В первые четыре
года своего канцлерства Г. Шредер проводил
осторожные экономические реформы и лишь
в 2003 году представил комплексную программу
реформ, получившую название «Повестка
дня 2010» (Agen-da-2010). Эта программа включала
в себя реформы рынка труда, социального
страхования, налоговую и финансовую реформу,
преобразование системы межбюджетных
отношений, меры по дерегулированию экономики,
государственное стимулирование инновационной
деятельности. Данные реформы обосновывались
предположением о том, что сложившаяся
демографическая ситуация не позволяет
далее стране придерживаться курса на
построение государства благосостояния,
а также о том, что именно государство
благосостояния, которое Германия строила
на протяжении десятилетий, является основной
причиной неудач политики в жизненно важных
сферах.
Немецкое общество
практически сразу расценило эту программу
как объявление войны «государству всеобщего
благоденствия» и разделилось в своих
крайне полярных суждениях о ее сущности
– от «предательства» со стороны ведущих
профсоюзов, до «половинчатости и недостаточной
радикальности» со стороны либерального
крыла ХДС24.
Перед перечислением
политических последствий принятия новой
программы реформ, проанализируем ее основные
положения.
- реформы на рынке труда: предусматривали
две основные меры: большую гибкость в
применении защиты от необоснованного
увольнения и сокращение пособий по безработице,
причем как по размерам, так и по срокам.
Кроме того, в случае длительной безработицы
прекращалось раздельное предоставление
помощи по безработице и социальной помощи
- они объединялись воедино. Так если до
2003 года государство выплачивало безработным
60% их прошлой заработной платы в течение
трех лет, то теперь планировалось, что
они будут получать эти деньги лишь в течение
года. Впрочем, подразумевалось, что государство
будет предоставлять безработным займы
на открытие собственного бизнеса;
- реформа обязательного медицинского
страхования: предусматривала сокращение
каталога услуг, то есть видов услуг, предоставляемых
в рамках обязательного медицинского
страхования.
- правовое регулирование ремесла: предусматривало
либерализацию открытия и приобретения
ремесленных предприятий, а также сокращение
некоторых бюрократических регламентирующих
мероприятий.
- ступенчатая налоговая реформа: направлена
на снижение в первую очередь подоходного
налога, а также налога на корпорации (т.е.
смягчение налогообложения предприятий).
Одновременно началось сокращение субсидий
и финансируемых из госбюджета льгот;
- кроме того, «Повестка дня 2010» включает
в себя реформирование отдельных секторов
экономики, профессионального обучения,
налогообложения, образования и научных
исследований, рынка труда, здравоохранения
и медицинского страхования, пенсионного
обеспечения и помощи семьям.
Лишь краткое
перечисление основных положений реформы,
позволяет причислить ее к рангу «системных
реформ»: в подтверждение этого напомним,
что в предыдущем изложении мы останавливались
на описании основных достижений модели
«социального государства» в Германии.
Даже поверхностное их сравнение позволяет
утверждать, что реформированию оказались
подвержены все основные достижения «социального
государства» Германии.
С точки зрения
экономических реалий, необходимо признать,
что реформы Г.Шредера были более чем обоснованными,
однако одновременно нельзя не признать,
что они были ультра непопулярны среди
ряда заинтересованных сторон – профсоюзов,
безработных и т.д., т.е. всех которые оценили
на себе все плюсы «социального государства»
в Германии. План Шредера выбивал саму
основу этой модели – социальное перераспределение.
Изначально было
понятно, что анализируемая программа
выглядит привлекательно только в том
случае, если изначальная основная задача
Г. Шредера (не допустить возникновения
новой бедности, деградации общества,
не допустить возникновения действительно
бедных, но привести в соответствие принципы
социальной справедливости с реальными
возможностями и вызовами XXI века) будет
неуклонно выполняться. Сам Г. Шредер неоднократно
утверждал, что уверен в этом. Однако соратники
Шредера по партии, профсоюзы и огромное
количество рядовых немцев не разделяли
этой уверенности. Как следствие - падение
рейтинга социал-демократов в Германии,
разногласия в самой партии вынудившие
Шредера подать в отставку с поста председателя,
уступив его лидеру фракции в Бундестаге
Францу Мюнтеферингу, и наконец, крупное
поражение СДПГ на осенних выборах в бундестаг
2005 года.
12 ноября 2005 года
ХДС/ХСС и СДПГ заключили коалиционный
договор в результате, которого 22 ноября
2005 года 8-м федеральным канцлером Германии
была избрана А. Меркель. Сам Герхард Шрёдер
отказался участвовать в правительстве
ФРГ и отказался от депутатского мандата
в бундестаге.
Таким образом,
на основании приведенных данных, сделаем
ряд промежуточных выводов:
- социальные реформы Г. Шредера (а именно
его «Повестка дня 2010») были направлены
на снижение напряженности в экономике
Германии, которая стала очевидна на рубеже
XX-XXI веков; обосновывались они предположением
о том, что сложившаяся демографическая
ситуация не позволяет далее стране придерживаться
курса на построение государства благосостояния,
а также о том, что именно государство
благосостояния, которое Германия строила
на протяжении десятилетий, является основной
причиной неудач политики в жизненно важных
сферах.
- перед Г. Шредером в начале этих реформ,
стояла основная задача - не допустить
возникновения новой бедности, деградации
общества, не допустить возникновения
действительно бедных, но привести в соответствие
принципы социальной справедливости с
реальными возможностями и вызовами XXI
века;
- «повестка дня 2010» включала в себя реформы
рынка труда, социального страхования,
налоговую и финансовую реформу, преобразование
системы межбюджетных отношений, меры
по дерегулированию экономики, государственное
стимулирование инновационной деятельности;
- изначально было понятно, что анализируемая
программа выглядит привлекательно только
в том случае, если изначальная основная
задача Г. Шредера (см. выше) будет неуклонно
выполняться. Сам Г. Шредер неоднократно
утверждал, что уверен в этом. Однако соратники
Шредера по партии, профсоюзы и огромное
количество рядовых немцев не разделяли
этой уверенности. Как следствие – поражение
СДПГ на выборах и уход Г. Шредера с поста
канцлера.
Информация о работе Практика развития социального государства в Германии