Права человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:19, контрольная работа

Описание работы

Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора.

Содержание работы

Введение………………………....................................................................2

1. Историческое многообразие концепций права и прав человека……...3

2. Основные права личности и их классификация. Уровень реализации прав человека в современной России………………………………………......13

3. Нередко можно встретить утверждение, что «правовое государство» - это термин с избыточной смысловой достаточностью. Ведь во всяком государстве есть законы, т.е. система права, и значит, не правового государства по определению не существует. Верно ли это? Ответ аргументируйте……………………………………………………………..18

Заключение………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………....21

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо.

Руссо считает, что в интересах  создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше» [4, 211].

Сторонники естественно-правовой теории происхождения права исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание своего права на основе Общественного договора, но и на его защиту.

Сторонники договорной теории различают  два вида права. Одно — естественное, предшествующее обществу и государству. Второе — позитивное право — является порождением государства. Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общества и государства. Позитивное же право основывается на требованиях естественного права.

Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных правах человека и гражданина, которые являются общеобязательными для каждого государства.

Римские юристы наряду с гражданским  правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что «закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон» [5, 17]. Тем не менее, «закон, властвуя над людьми, принуждает его ко многому, что противно природе» [5, 18].

 

В конце XVIII — начале XIХ века возникла историческая школа права (К.Ф. Савиньи, ГФ. Пухта). Ее сторонники отрицали существование естественного права. Позитивное право, по их мнению, не творится произволом законодателя, а является закономерным продуктом народной жизни. Согласно исторической школе право всегда «национально» и в разные эпохи имеет различное содержание.

Во второй половине XIX века сложилась позитивная теория права (И. Бентам). С точки зрения этой теории право творится государством — это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. Вскоре позитивизм становится одним из основных направлений теории права (К. Бергбом — в Германии, Г.Ф. Шершеневич — в России, Д. Остин — в Англии). Главный тезис юридического позитивизма — признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право.

Позитивистская  юриспруденция в начале 20 века нашла свое продолжение в современном нормативизме, «чистой теории права» Г. Кельзена. Он видел все право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма», а в самом низу — индивидуальные акты, судебные решения. Каждая нижестоящая норма вытекает из вышестоящей. Не государство формирует право, а оно существует благодаря признанию со стороны общества. «Основная норма» не нуждается в объяснении — она выводится чисто логически, являясь высшим критерием познания права. По этой концепции юридическая наука должна заниматься исследованием действующих норм с использованием инструментов формальной логики. Вопросы сущности права лежат вне сферы интересов юристов.

         Во второй половине XIX века сложились социалистические и коммунистические учения (в том числе марксизм) о сущности права, исходившие из классовой природы государства и права.

К. Маркс и Ф. Энгельс понимали право как возведенную в закон волю господствующего класса, определяемую материальными условиями жизни этого класса. В этом случае право выступает как средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Рассматривая соотношение общесоциального и классового, в праве марксисты отдавали приоритет классовому. Право не воплощает представления о справедливости, а обусловлено исключительно экономическим базисом общества.

Развивая естественноправовые  воззрения и договорную концепцию  государства, Б. Спиноза отмечал, что «цель государства в действительности есть свобода».

Последовательная либеральная  доктрина неотчуждаемых естественных прав и свобод человека на основе идей господства права, правовой организации  государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была разработана Д. Локком.

Под заметным влиянием передовой  европейской политико-правовой мысли  и революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции  естественно-правовые идеи о равенстве  всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение в царской России.

Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н. Радищев. Эти идеи он использовал для критики  российского самодержавия и крепостничества. С естественно-правовых позиций  он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй.

Свобода личности была основной и главной проблемой всего  творчества Н.А. Бердяева. В своем  учении о свободе человека он отличает личность от индивида. «Личность, - говорит  автор, - есть свобода и независимость  человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием». Личность не готовая данность, а задание, идеал человека, она самосоздается.

В историческом контексте  современные исследователи выделяют три поколения прав:

- первое — политические, гражданские и личные права,  провозглашенные в свое время  первыми буржуазными революциями  и закрепленные в известных  декларациях (американской, английской, французской);

-     второе  — социально-экономические права,  возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН;

- третье — коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, свободу, достойную жизнь и т.д.).

Процесс исторического  творчества человека в значительной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему  связей, взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладанием правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы. История показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека.

 

 

 

 

 

2 Основные права личности и их классификация. Уровень реализации прав человека в современной России.

 

Широко распространенной классификацией прав личности  является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные (в узком значении этого  слова), культурные и экологические.

Гражданские (личные) права - это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права. Их не следует путать с правами гражданина, которые охватывают весь комплекс прав, обеспечиваемых государством лицам, имеющим гражданство. К гражданским правам обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени, на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого, на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений, свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну, и др.

Политические права  определяют возможности активного  участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся право человека на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и некоторые другие.

К гражданским и политическим правам непосредственно примыкают  права экономические. Они связаны  с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления  и основными факторами хозяйственной  деятельности, условиями производства и рабочей силой.

Особое место среди  экономических прав занимает право  частной собственности.

Опыт истории свидетельствует  о необходимости ограничения  права частной собственности, впрочем, как почти любого другого права. Потребности экономического развития, рост демократического движения народных масс привели к существенным изменениям самой трактовки частной собственности, к ее социализации, постановке под контроль государства. Сегодня мало кто настаивает на абсолютном характере частной собственности. Отошел на задний план, хотя в целом и сохранился, принцип неприкосновенности собственности.

Гражданские, политические и экономические права нередко  называют правами либеральными или  же правами первого поколения. Все  они носят характер преимущественно негативного права, ограждающего свободу личности от посягательств власти и других людей и нуждающихся лишь в охране со стороны государства.

К правам второго поколения  относятся собственно социальные, культурные и экологические. Все вместе они определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития, здоровую окружающую среду. При этом социальные права связаны с обеспечением каждому человеку достойного уровня жизни и социальной защищенности. Это права на социальное обеспечение, жилище, труд, охрану здоровья, образование и т.п.

Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культур-' ным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и некоторые другие. Экологические права - это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

Права человека чрезвычайно  разнообразны. Выражая общечеловеческие ценности, они учитывают и специфику отдельных общественных групп, например детей, беженцев, заключенных и т.д.

Права человека становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с  обязанностями людей. В конституциях западных государств обязанности граждан  почти не упоминались вплоть до второй мировой войны, хотя в целом они в той или иной форме включались в законодательство.

Говоря о гарантиях  соблюдения прав и свобод человека и гражданина, нельзя не упомянуть положение конституции, в соответствии с которым сам человек может выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч. 2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3).

Особое место среди  гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают гарантии юридические, которые “охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина”

Поскольку Российская Федерация - государство (основной субъект, на которого возлагаются гарантии) в соответствии с КРФ правовое, то и регулирование данных отношений должно строиться с точки зрения норм права, закрепленных к конкретных нормативных актах.

Общие гарантии прав и свобод перечислены в Конституции РФ, более конкретно и подробно излагаются они в иных нормативно-правовых актах (Кодексах, Законах), подзаконных актах (Указах Президента и Постановлениях Правительства).

Что же касается уровня соблюдения прав в современной России - какие-то права человека, найдя свою нишу в современном российском обществе, в основном соблюдаются, другие, наоборот, из года в год подавляются всей мощью государства при явном попустительстве общественности. Соблюдение одних прав имеет в основном позитивную динамику: степень их защищенности медленно, но верно повышается; другие переживают явный регресс; степень защищенности третьих так и застыла на уровне перестроечного прорыва.

С одной стороны:

-Вместе с основными принципами демократии и рыночной экономики права человека стали составной частью "официальной идеологии" постсоветского государства. Рассуждения о правах человека заняли прочное место в российской политической риторике.

-Всеобщая декларация прав человека полностью вошла в последнюю российскую Конституцию.

-Подписаны и ратифицированы Россией многие международные конвенции в области прав человека, в том числе Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, и Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания.

Информация о работе Права человека