Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 18:04, реферат
1. Политико-правовые основы деятельности Правительства Республики Беларусь
2. Место и роль Правительства в формировании и реализации идеологической политики
3. Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Правительства Республики Беларусь
Президент, Правительство, местные органы исполнительной власти особое внимание уделяют застройке сельских населенных мест. В каждой области проведены конкурсы на лучшее проектное решение с целью снижения затрат на строительство и стоимости жилья, изучены возможности использования выпускаемых на местах строительных материалов и изделий. Это позволяет применять широкий спектр объемно-планировочных решений - от одноэтажных высокоэкономичных домов в д.Новка Витебского района до мансардных и двухэтажных домов, спроектированных и строящихся в Брестской, Гродненской и Могилевской областях.
Реализуются мероприятия по широкому внедрению в строительство новых строительных материалов, изделий и конструкций, их своевременной поставке потребителям независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Благодаря размаху жилищного строительства с полной нагрузкой работают предприятия стройиндустрии, мебельная промышленность. Следовательно, жилищное строительство может рассматриваться и как локомотив экономики, как проявление идеологии Правительства в этой важнейшей сфере жизнедеятельности общества.
Внешнеэкономическая деятельность и экспорт продукции
В соответствии с Законом о Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах Правительство регулирует внешнеэкономическую деятельность, а одним из приоритетов этой деятельности является экспорт продукции.
Внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность нашего государства направлена на создание благоприятных внешних условий для экономического, социального и культурного развития белорусского общества.
Управляя этим процессом, Совет Министров Постановлением от 17 декабря 2001 года № 1819, например, утвердил мероприятия по созданию условий развития экспорта Республики Беларусь на 2002 год. Ими предусмотрено, в частности, поэтапное расширение финансовой базы государственной поддержки экспорта, совершенствование системы страхования экспорта, увеличение экспорта товаров и услуг сектора малого предпринимательства, создание финансовой базы государственной поддержки экспорта для научных организаций. В этой сфере намечены также меры по совершенствованию налогового и таможенного законодательства, повышения конкурентоспособности белорусского экспорта, расширения экспорта в Российскую Федерацию и т.п.
Политико-экономические интересы Беларуси связаны, прежде всего, с Россией. Эта установка основывается на воле народа, выраженной на республиканских референдумах. Важнейшим этапом реализации Договора о создании Союзного государства стало создание общей правовой базы Союза Беларуси и России, формирование единого экономического, оборонного и гуманитарного пространства.
Одна из самых перспективных научно-технических программ Союзного государства - разработка и серийное производство суперкомпьютера («СКИФ») производительностью до триллиона операций в секунду. Ее реализация позволит выйти на собственный путь развития конкурентоспособной вычислительной техники, обеспечить национальную безопасность и независимость Беларуси и России, создать новые рабочие места в наукоемких отраслях промышленности. Ответственными исполнителями программы являются научно-исследовательское объединение «Кибернетика» Национальной академии наук Беларуси и Институт программных систем Российской академии наук.
В целях расширения торгово-экономических связей в посольстве Республики Беларусь в Российской Федерации образованы отделы регионального сотрудничества, торгово-экономического сотрудничества с Москвой и Московской областью, экономического анализа и торгово-хозяйственных технологий, выставочно-маркетинговый центр. Функционируют отделения посольства в Санкт-Петербурге, Мурманске, Калининграде, Краснодаре, Тюмени, Хабаровске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Уфе.
Такое внимание к российским регионам не случайно - в эту страну поставляется более 60 % общего экспорта белорусской продукции. Республика заняла в торговле с Россией третье место после ФРГ и США. А это означает новые рабочие места, своевременную выплату заработной платы и пенсий, поддержку науки, образования, культуры, детских дошкольных учреждений.
Один из основных белорусских рынков находится в Украине. Отдавая приоритет отношениям со странами СНГ, Правительство Беларуси исходит из необходимости соблюдения принципа многовекторности. Активно развиваются контакты с Латвией, Литвой, Польшей, со многими странами Запада, Азии, Африки и Латинской Америки.
Вместе с тем, для белорусских предприятий имеется потенциальная возможность существенно увеличить освоение зарубежных рынков. Например, закупки машин, оборудования и транспортных средств в России ежегодно составляют более 15 млрд. долларов США. На долю Республики Беларусь в поставках этой группы продукции приходится только 6 %, что позволяет увеличить экспорт сельскохозяйственной техники для уборки и сенокошения, тракторов, автобусов и трамваев. Ежегодно Россия ввозит продовольственных товаров на сумму более 10 млрд. долларов. Для увеличения экспорта белорусских товаров целесообразно проанализировать действующие в республике нормативно-правовые акты, регулирующие экспорт продовольствия и использование валютной выручки, создать заинтересованность экспортеров в наращивании объемов экспорта, решить вопросы упаковки продуктов. Резервом увеличения поставок продовольственных товаров на российский и западные рынки могут быть переработанные дары леса (ягоды, грибы и т.д.). Разумеется, потребуется соответствующая работа республиканских и местных органов исполнительной власти, потребительской кооперации.
Для упрочения позиций Беларуси на зарубежных рынках следует всемерно развивать электронную торговлю через Интернет. Белорусские экспортеры должны владеть такими механизмами, которые позволят им в сотни раз сократить затраты времени на поиск деловых партнеров, банковские и другие процедуры. Настало время создать в Интернете единый национальный портал по внешнеэкономической деятельности, используя международные стандарты.
Сравнительно невеликие расходы на реализацию высказанных предложений быстро окупятся. А главное - внешнеэкономическое сотрудничество с зарубежными странами в наибольшей степени обращено к людям, к реальным результатам их труда и благополучия. А это, как мы уже отмечали, важнейший аспект деятельности Правительства по формированию идеологии государства.
Социальная сфера как объект идеологической деятельности
Президент и Правительство, местные органы исполнительной власти уделяют пристальное внимание укреплению интеллектуальной основы общества - социальной сферы. Без развития всех компонентов этой сферы - образования, науки, культуры, здравоохранения - у страны нет будущего. Не случайно более половины бюджетных средств республики используется в социальной сфере. исполнительная власть идеология
В демографической структуре Беларуси почти треть населения составляют дети. Поэтому одна из ключевых задач исполнительной власти - создание благоприятных условий для подрастающего поколения, социальная защита и охрана материнства и детства. Для этого в республике реализуются программы: «Женщины Беларуси», «Развитие индустрии детского питания», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети - сироты».
Все в большей мере становится одним из факторов ускорения социального и технического прогресса дальнейшее развитие образования, которое выполняет экономическую, социальную и идеологическую функции. К примеру, идеологическая функция образования определяется воспитанием политически образованного, сознательного гражданина. Вся система образования способствует превращению знаний в убеждения, выработке активной жизненной позиции, является мощным средством формирования политической культуры и становления гражданского общества.
Указанные функции могут быть наиболее полно реализованы при осуществлении всеобщего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Правительство Республики Беларусь обеспечивает конституционное право граждан на доступное и, как правило, бесплатное образование молодежи.
О внимании Совета Министров к данному направлению формирования идеологической политики свидетельствует перечень документов, принятых только в 2002 году.
Постановлением Правительства от 24 января 2002 года № 98 одобрена программа «Техническое переоснащение профессионально-технического образования на 2002 - 2005 годы»; 24 июня (Постановление № 834) утвержден перспективный план развития материально-технической базы Белорусского национально-технического университета на 2003 - 2008 годы; 28 июня (Постановление №868) одобрена Государственная программа совершенствования системы высшего технического образования; Постановлением от 14 октября № 1423 Совет Министров утвердил Положение о распределении выпускников, которые учатся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в учреждениях образования, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в Республике Беларусь; решением Правительства от 23 октября 2002 года № 1455 в 1,2 раза увеличены все виды государственных стипендий учащейся молодежи; Советом Министров 25 октября утверждено Положение об организации производственного обучения учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования и др.
Важнейшим условием формирования гражданского общества, его духовного базиса является развитие науки. В современный период наука представляет отрасль деятельности государства по разработке и использованию новых знаний, связанных со всеми отраслями народного хозяйства и сферами общественной жизни. При непосредственном участии Национальной академии наук - высшей государственной научной организации, вузовской науки обеспечивается производство синтетических алмазов, изделий микроэлектроники, медицинских препаратов, различной продукции машиностроения. При этом особое внимание уделялось фундаментальным исследованиям, в частности - развитию науки о живой материи, созданию новых материалов, нетрадиционных источников энергии, производства продуктов питания и охраны окружающей среды.
Постановлением от 22 января 2002 года № 111 Совет Министров утвердил Перечень приоритетных направлений фундаментальных научных исследований Республики Беларусь на 2002 - 2005 годы и Перечень государственных программ фундаментальных исследований в области естественных, технических, гуманитарных и социальных наук на 2002 - 2005 годы. Например, в сфере гуманитарных и социальных наук определены такие исследования, как история Беларуси и проблемы ее взаимодействия с мировой цивилизацией, социальные и политические процессы в Беларуси и современном мире, развитие белорусской государственности и правовые основы формирования демократического общества, теоретические и практические проблемы социально - экономического и государственного развития Республики Беларусь.
В республике осуществляются меры по обеспечению более тесного взаимодействия академической, отраслевой и вузовской науки, защите государственных интересов при освоении результатов научных исследований и разработок, укреплению материально-технической базы науки, социальной защите ученых. Активно развиваются научно-технические связи с Россией, другими странами СНГ и дальнего зарубежья, что обеспечивает создание новых рабочих мест в научной и производственной сферах, поступление в республику валютных средств.
Первоочередными задачами государственной научно - технической политики являются увеличение наукоемкости ВВП, повышение престижности и уровня оплаты труда научных работников, развитие информационной инфраструктуры научной деятельности на основе современных телекоммуникационных технологий, развитие системы маркетинга и продвижения новой продукции на рынок.
Идеология дальнейшего развития научных исследований в значительной мере определяется их соединением с предпринимательством. Речь идет о создании в республике малых научных предприятий по доводке разработок до уровня опытных образцов продукции, венчурных фондов и организаций с целью создания оригинальных товаров и технологий, что приведет к увеличению экспортного потенциала республики, наукоемкости продукции, снижению ее энерго- и материалоемкости.
Конституция Республики Беларусь гарантирует право каждого гражданина на участие в культурной жизни. «Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений».
В республике, изыскиваются возможности для, прежде всего, укрепления материально-технической базы здравоохранения. Правительство, местные органы исполнительной власти реализуют требования Указа Президента от 11 февраля 2000 года № 51 по этому вопросу. До 2005 года предусмотрено строительство или реконструкция 10 объектов республиканского уровня (научно-исследовательские и медицинские институты, клиники на базе медицинских учреждений), 17 объектов областного уровня (областные больницы, специализированные диспансеры, диагностические центры), 7 объектов межрайонного уровня (центральные городские и районные больницы в городах с населением более 100 тыс. человек), 22 объекта районного уровня - всего 56 различных объектов медицинского назначения.
Принципиальное значение имеет принятое 10 августа 2000 года Постановление Совета Министров № 1225 «О совершенствовании механизма финансирования здравоохранения». При его реализации Министерство экономики совместно с Министерством финансов и Министерством здравоохранения в основных показателях прогноза социально-экономического развития начали устанавливать показатель уровня расходов на здравоохранение к валовому внутреннему продукту. В целях отработки нового механизма хозяйствования в этой сфере проведен эксперимент на базе медицинских учреждений Витебской области. В первый год эксперимента в области сокращено более 1800 больничных коек, уменьшена длительность пребывания в стационаре, в результате чего сэкономлено 20 млрд. рублей. Подобные нововведения осуществлены в Гродненской и других областях. В результате в 2002 году свыше 3 тыс. коек переведено на более экономичный режим дневного стационара, в условиях которого лечение прошли в общей сложности на четверть больше больных, чем в 2001 г. а экономия бюджетных средств достигла 36 млрд. рублей.