Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:30, курсовая работа
Жизнь человеческого общества сложна и многообразна. Такой она была у первобытных народов, такой она является и сейчас, только сложности приобрели иное качество, а многообразие жизненных проявлений – новые краски. Во всем этом многообразии жизни человеческого общества (на каком бы историческом этапе оно ни находилось) всегда присутствуют экономическая, социальная, духовная сферы. Однако рядом с ними всегда находится и еще одна – политическая сфера жизни общества. Ее содержательная сторона прежде всего проявляется в особых отношениях между властью и обществом, в их взаимном влиянии на вопросы экономики, социальную и духовную стороны жизни общества.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Кафедра педагогики и социально-политических наук
Контрольная работа
по Политологии
на тему:
«Политология как наука. Предмет, методы, функции, структура»
Выполнил: студент з/о Ю-2 6 л.
Проверил: доц.
Воронеж 2011
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА,ПРЕДМЕТ,ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА И МЕТОДЫ.
Жизнь человеческого общества сложна и многообразна. Такой она была у первобытных народов, такой она является и сейчас, только сложности приобрели иное качество, а многообразие жизненных проявлений – новые краски. Во всем этом многообразии жизни человеческого общества (на каком бы историческом этапе оно ни находилось) всегда присутствуют экономическая, социальная, духовная сферы. Однако рядом с ними всегда находится и еще одна – политическая сфера жизни общества. Ее содержательная сторона прежде всего проявляется в особых отношениях между властью и обществом, в их взаимном влиянии на вопросы экономики, социальную и духовную стороны жизни общества. Фактически политика всегда присутствует в вышеназванных сферах общества, поскольку многообразие интересов различных социальных общностей и групп заставляет их апеллировать к власти относительно своих экономических, социальных интересов.
Попытки осмыслить политическую сферу жизни общества (или, для краткости, политику), которая занимала все большее место в жизни людей, предпринимались уже в эпоху древних цивилизаций. Среди первых письменных источников, дошедших до нашего времени, можно назвать «Библию», «Законы Хаммурапи», учения древнекитайского мыслителя Конфуция и др., в которых затрагиваются некоторые проблемы политической жизни общества и предпринимаются попытки анализа этой сферы деятельности человека. С древним буддизмом, появившимся в Индии, связаны первые попытки освободить понятие о власти, политике, предназначении человека от религиозных трактовок. Буддизм, являясь сам одной из религий, вместе с тем давал установку на индивидуальный путь построения своей жизни человеком с опорой на собственные усилия. В трудах индийского государственного деятеля Каутильи выведены рационально-прагматические представления о правителе, требования к его личности и деятельности, за что много веков спустя Каутилью назовут индийским Макиавелли.
Крупнейшим мыслителям Китая и автором первого социального утопического проекта был Конфуций (552 - 479 гг. до н. э.). Он считал, что идеальное государство должно строиться по аналогии с хорошей семьей и напоминать большую семью, где правитель, как отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья. Он полагал, что правильное управление государством – основа благосостояния народа. А для правильного управления нужны хорошие законы. Однако Конфуций одновременно утверждал, что хорошие законы без добродетелей у членов общества не приведут к социальной гармонии, так как население будет уклоняться от их исполнения, в то время как высокий уровень нравственности гарантирует процветание государства без наличия строгих законов.
Определенный уровень
светскости был свойствен и другим
религиозно-философским и
Однако своего высшего
развития политическая мысль древнего
мира достигла в трудах древнегреческих
философов Платона и
Платон (427 – 347
гг. до н. э.) в своих трудах «Государство»,
«Политика», «Законы» пытался обосновать
и решить проблему построения идеального
государства. Платон посчитал лучшей организацией
общества государство с тираническим
правлением, так как он полагал, что правитель,
обладая неограниченной властью, принудит
людей к добродетели, гармонизирует их
интересы. При этом Платон делал оговорку,
что тиран должен быть мудрым правителем
и сам быть добродетельным человеком.
Именно со времен Платона проблема правомерности
и успешности применения насилия для воплощения
в жизнь благородных целей и идеалов становится
одной из основных для гуманитарного знания.
Платону принадлежит и
первая классификация видов
Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - другой древнегреческий мыслитель, руководствуясь платоновскими философскими идеями, впервые выделил специальное научное направление политической сферы общественных отношений. По существу он создал самостоятельную науку о политике. В своем сочинении «Политика» он утверждал, что государство является естественным образованием и человек, будучи «политическим животным», естественно, стремится к совместному проживанию. Государство, по его мнению, существует ради лучшей жизни своих граждан, оно - залог справедливости и правопорядка. Исследуя политическое устройство государства, он выделил его законодательную, административную и судебную части.
Аристотель определил «правильные» с его точки зрения формы правления (монархия, аристократия и полития), при которых правители стремятся удовлетворить общественные потребности, и «неправильные» (тирания, олигархия и демократия), где решаются задачи удовлетворения только личных благ правителей. Выдающийся мыслитель древности обосновал и основной критерий устойчивости государственного строя – наличие массового, доминирующего в обществе среднего класса.
Подобно Конфуцию Аристотель полагал, что законы не приносят пользы государству сами по себе, но он считал, что для устойчивости государства воспитание должно соответствовать виду государственного устройства, реально существующему в данной стране.
Идеи Платона и Аристотеля
оказали заметное влияние на развитие
политических учений в Древнем Риме.
Идеи Марка Туллия Цицерона
(106 - 43 гг. до н. э.), сформулированные в работе
«О государстве», по существу явились
основополагающими в становлении представлений
о правовом государстве. Важным достижением
в развитии политико-правовых идей явилось
и римское право. Как известно, многие
современные идеи о государстве и праве
восходят именно к римской политической
и правовой мысли того времени.
Античный период развития
политических знаний сформировал философско-
Большое влияние на трансформацию
идей античного мира о роли и сущности
государства оказало
Рубежом в развитии политической мысли стал XIV в., от которого берет свое начало эпоха Возрождения. Центральное место в социально-политических теориях этого периода занимает идеология централизованного государства. Наиболее видным проводником этой идеологии стал Николо Макиавелли, который противопоставил теологическим воззрениям концепцию светского государства, выводя его законы из разума и опыта, а не от воли сверхъестественной силы. В своих сочинениях он утверждал, что в основе политической деятельности лежат весьма прагматические интересы – стремление к обогащению, корысть, властолюбие и т. д. Макиавелли считал сильное, централизованное государство, способное создавать законы и сохранять порядок, высшей ценностью человеческого общества. При этом он предлагал очистить политику от морали и этики: она должна руководствоваться только одним – целесообразностью и опираться не на нравственные нормы, а на политические технологии.
Большой вклад в разработку
идеологии централизованного
Жан Боден. Он
был первым, кто определил суверенитет
как независимую абсолютную власть, что
дало толчок к научному пониманию светской
концепции суверенитета.
Английский философ Т. Гоббс (1588 - 1679) как выразитель политических идей ранних индустриальных обществ также аргументировал суверенитет государства и его монополию на власть. В своем знаменитом труде «Левиафан» он обосновал необходимость государства в человеческом обществе, которое, раздираемое необузданными желаниями людей, нуждается в государственном регулировании. Только государство, доказывал Т. Гоббс, способно обеспечить социальный порядок. Являясь сторонником монархии, философ в то же время проповедовал идею «общественного договора». Суть этой политической теории в том, что на основе так называемого «общественного договора» права отдельных граждан добровольно передаются государству (по Т. Гоббсу – монарху), которое обязуется охранять безопасность, собственность людей, мир и порядок в обществе. Единственная функция монарха заключалась в том, чтобы охранять закон. До тех пор, пока монарх выполняет ее, подданные обязаны подчиняться ему. Если королю не удавалось сохранить мир, люди могли выступить против него.
Другой выдающийся английский философ
Джон Локк (1632 – 1784 гг.) развил далее либеральную
составляющую политической теории Т. Гоббса.
Он впервые четко разделил такие понятия,
как «личность», «общество», «государство»,
поставив личность выше общества и государства.
Согласно
Д. Локку, человек от рождения обладает
естественными, неотчуждаемыми правами.
Такими правами он считал права на «жизнь,
свободу и собственность». Следует подчеркнуть,
что у Д. Локка был особый взгляд на частную
собственность как на естественное право
человека. Высокий статус частной собственности
он объяснял двумя положениями. Во-первых,
накопление частной собственности позволяло
человеку обеспечить себя и свою семью
всем необходимым для жизни. А, во-вторых,
имея все необходимое, человек мог больше
внимания уделять собственному развитию.
Для Д. Локка частная собственность - не
абсолютная ценность, а средство достижения
свободного общества.
Согласно теории Д. Локка,
государство подчиняется
Д. Локк выступал за разделение законодательной
и исполнительной властей. Наиболее значимой
он считал законодательную власть, которая
определяет политику государства. Исполнительная
же власть призвана выполнять решения
парламента.
Важный этап в становлении и развитии политологии как науки связан с эпохой Нового времени, эпохой «просвещения и либерализма». Идея преимущества личности по отношению к обществу и государству английского философа Д. Локка заложила основы фундаментальным открытиям в области политической идеологии, автором которых стал французский просветитель Шарль Монтескье (1689 – 1755 гг.). Анализируя британскую политическую систему середины XVII в., где стихийно был создан механизм разделения властей, Ш. Монтескье смог осмыслить ее и представить в виде теоретической модели, которая в настоящее время практически функционирует в развитых странах мира и имеет тенденцию к своему дальнейшему развитию. Идеи Ш. Монтескье о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную были развиты теоретически Джеймсом Мэдисоном (1751 – 1836 гг.) и воплощены практически в США. Дж. Мэдисон творчески подошел к теории разделения властей французского просветителя. Как известно, в теории Ш. Монтескье нет равновесия властей, ибо он подчеркивал верховенство законодательной власти. Дж. Мэдисон изобрел такую систему сдержек и противовесов, согласно которой каждая из трех властей является относительно равной другим. Этот механизм сдержек и противовесов до сих пор действует в политической системе США.
Политические воззрения Вольтера, Жан - Жака Руссо, Иммануила Канта и др., основанные на принципах свободы и равенства, в период эпохи Просвещения превратились в развернутые и научно обоснованные политические учения.
Однако практическое воплощение либеральных, демократических идей в политическую практику стран Западной Европы сопровождалось кровавыми революционными преобразованиями и особенно в период Великой Французской революции конца XVIII в. Поэтому ответной реакцией на практику построения либерального государства явился консерватизм (от лат. - сохранить), который ориентировался на сохранение и укрепление существующих политических систем. Видными представителями этого направления по праву считаются Эдмунд Берк (1729 – 1797 гг.) и Алексис Токвиль (1805 – 1858 гг.). В частности, А. Токвиль провел глубокий анализ демократии как формы организации власти, отмечая, что она опасна тиранией большинства. Однако система сдержек и противовесов в виде гражданских ассоциаций, других форм инициатив «снизу» способна ослабить или нейтрализовать отрицательные характеристики демократии.