Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:05, курсовая работа
Образование - один из основных социальных институтов, оно удовлетворяет потребности общества в сохранении и передаче от поколения к поколению системы научных знаний и социальных норм, в создании необходимых условий для социализации личности: ее обучения, воспитания и развития. По мере роста общественного прогресса образование становится важнейшим средством формирования нового качества экономических, социальных и духовных отношений общества.
Неудовлетворенность граждан ситуацией в сфере образования в значительной степени снижает уровень доверия к органам государственной власти, негативным образом сказывается на уверенности граждан в завтрашнем дне. Следует учитывать, что представление о социальной справедливости у граждан России устойчиво связано с государственным гарантированием равенства прав граждан на образование.
Введение. . . . . . . . . . . . 3
Основная часть. . . . . . . . . . . 5
1 Конституционное право граждан на образование. Общие положения. 5
2 Содержание и гарантии конституционного права на образование. . 9
Заключение. . . . . . . . . . . 18
Список использованных источников. . . . . . . 24
Филиал Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра юриспруденции
Курсовая работа
по дисциплине: «Конституционное право»
тема: «Право граждан на образование»
направление «юриспруденция»
Введение. . . . . . . . . . . . 3
Основная часть. . . . . . . . . . . 5
1 Конституционное право граждан на образование.
Общие положения. 5
2 Содержание и гарантии конституционного
права на образование. . 9
Заключение. . . . . . . . . . . 18
Список использованных источников. . .
. . . . 24
Образование - один из основных
социальных институтов, оно удовлетворяет
потребности общества в сохранении и передаче
от поколения к поколению системы научных
знаний и социальных норм, в создании необходимых
условий для социализации личности: ее
обучения, воспитания и развития. По мере
роста общественного прогресса образование
становится важнейшим средством формирования
нового качества экономических, социальных
и духовных отношений общества.
Неудовлетворенность граждан ситуацией
в сфере образования в значительной степени
снижает уровень доверия к органам государственной
власти, негативным образом сказывается
на уверенности граждан в завтрашнем дне.
Следует учитывать, что представление
о социальной справедливости у граждан
России устойчиво связано с государственным
гарантированием равенства прав граждан
на образование.
Вопросу конституционного права граждан
на образование посвящено множество работ,
но материал, изложенный в учебной литературе,
носит обобщенный характер.
Курсовая работа на тему «Конституционное
право граждан на образование» носит актуальный
характер в современных условиях, так
как данный вопрос в ней рассматривается
с учетом современных условий общества.
Актуальность настоящей работы
обусловлена, с одной стороны, большим
интересом к теме «Конституционное право
граждан на образование» в современном
обществе, с другой стороны, ее недостаточной
разработанностью. Рассмотрение вопросов
связанных с данной тематикой носит как
теоретическую, так и практическую значимость.
Объектом данного исследования является
анализ конституционного права граждан
на образование.
Предметом исследования является
рассмотрение отдельных вопросов, связанных
с конституционным правом граждан на образования
в современных условиях.
Целью исследования является изучение
темы «Конституционное право граждан
на образование» с точки зрения новейших
отечественных исследований по данной
проблематике.
В рамках достижения поставленной цели
были поставлены и решены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать теоретическую
литературу по вопросу конституционного
права граждан на образование.
2) Раскрыть актуальность данного вопроса
в современных условиях развития общества.
3) Определить тенденции развития тематики
«Конституционное право граждан на образование».
Право на образование относится к социально-экономическим
и культурным правам и свободам человека
и гражданина.
Регулируется право на образование следующими
документами:
Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Федеральным
законом «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании»,
Концепцией модернизации российского
образования на период до 2010 г., утвержденной
приказом Минобразования России от 11 февраля
2002 г. № 393 (далее Планом действий по модернизации
общего образования на 2011-2015гг., утвержден
распоряжением Правительства РФ от 7 сентября
2010г. №1507-р) и иными законодательными актами.
Согласно статье 43 Конституции Российской
Федерации:1
1)Каждый имеет право на образование.
2) Гарантируются общедоступность и бесплатность
дошкольного, основного общего и среднего
профессионального образования в государственных
или муниципальных образовательных учреждениях
и на предприятиях.
3) Каждый вправе на конкурсной основе
бесплатно получить высшее образование
в государственном или муниципальном
образовательном учреждении и на предприятии.
4) Основное общее образование обязательно.
Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают
получение детьми основного общего образования.
5) Российская Федерация устанавливает
федеральные государственные образовательные
стандарты, поддерживает различные формы
образования и самообразования.
Право на образование является одним из
основных и неотъемлемых конституционных
прав граждан Российской Федерации.
Согласно главе I статье 1 Закона Российской
Федерации «Об образовании»:2
1) Российская Федерация провозглашает
область образования приоритетной.
2) Организационной основой государственной
политики Российской Федерации в области
образования является Федеральная целевая
программа развития образования.
3) Федеральная целевая программа развития
образования разрабатывается и утверждается
Правительством Российской Федерации.
4) Доклад Правительства Российской Федерации
о ходе реализации Федеральной целевой
программы развития образования ежегодно
представляется палатам Федерального
Собрания Российской Федерации и публикуется
в официальном печатном органе.
5) В государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, органах, осуществляющих
управление в сфере образования, создание
и деятельность организационных структур
политических партий, общественно-политических
и религиозных движений и организаций
(объединений) не допускаются.
Согласно главе I статье 2 Закона Российской
Федерации «Об образовании» государственная
политика в области образования основывается
на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования,
приоритет общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека, свободного
развития личности. Воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье;
2) единство федерального культурного
и образовательного пространства. Защита
и развитие системой образования национальных
культур, региональных культурных традиций
и особенностей в условиях многонационального
государства;
3) общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный
характер управления образованием. Автономность
образовательных учреждений.
В Законе РФ «Об образовании» подтверждены
основные конституционные права и свободы,
реализующиеся в сфере образования:
уважение человеческого достоинства;
свободу совести и информации;
свободное выражение собственных мнений
и убеждений;
свободное посещение мероприятий, не предусмотренных
учебным планом;
получение впервые бесплатного начального
общего, основного общего, среднего (полного)
общего, начального профессионального
образования и на конкурсной основе среднего
профессионального, высшего профессионального
и послевузовского профессионального
образования в государственных или муниципальных
образовательных учреждениях в пределах
государственных образовательных стандартов;
охрану здоровья.
Согласно статье 2 Федерального закона
«О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» государственная политика
в области высшего и послевузовского профессионального
образования основывается на принципах,
определенных Законом Российской Федерации
"Об образовании", а также на следующих
принципах:
2) непрерывность и преемственность процесса
образования;
3) интеграция системы высшего и послевузовского
профессионального образования Российской
Федерации при сохранении и развитии достижений
и традиций российской высшей школы в
мировую систему высшего образования;
4) конкурсность и гласность при определении
приоритетных направлений развития науки,
техники, технологий, а также подготовки
специалистов, переподготовки и повышения
квалификации работников;
5) государственная поддержка подготовки
специалистов, приоритетных направлений
научных исследований в области высшего
и послевузовского профессионального
образования.
Образование в Российской Федерации осуществляется
в соответствии с законодательством Российской
Федерации и нормами международного права:
Всеобщей Декларации прав человека (статья
26),
Конвенцией о борьбе с дискриминацией
в области образования,
Международным пактом об экономических,
социальных и культурных правах (статья
13),
Европейской Конвенцией о защите прав
человека и основных свобод,
Конвенцией о правах ребенка.
Но, тем не менее, российской системе образования
необходимы глубокая и всесторонняя модернизация,
выделение необходимых для этого ресурсов
и создание механизмов их эффективного
использования, тогда система образования
РФ будет способна конкурировать с системами
образования передовых стран.
Образование - целенаправленный процесс
воспитания и обучения в интересах человека,
общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения гражданином
(обучающимся) установленных государством
образовательных уровней.
В Российской Федерации установлены
следующие уровни образования:
1)основное общее образование;
2)среднее (полное) общее образование;
3)начальное профессиональное образование;
4)среднее профессиональное образование;
5)высшее профессиональное образование;
6)послевузовское профессиональное образование.
Достижение определенного образовательного
уровня удостоверяется соответствующим
документом.
Образовательная программа определяет
содержание образования определенных
уровня и направленности.
Федеральные государственные образовательные
стандарты определяют совокупность требований,
обязательных при реализации основных
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего (полного)
общего, начального профессионального,
среднего профессионального и высшего
профессионального образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию.
Таким образом, система образования
в Российской Федерации представляет
собой совокупность взаимодействующих:
1) преемственных образовательных программ
различных уровня и направленности, федеральных
государственных образовательных стандартов
и федеральных государственных требований;
2) сети реализующих их образовательных
учреждений и научных организаций;
3) органов, осуществляющих управление
в сфере образования, и подведомственных
им учреждений и организаций;
4) объединений юридических лиц, общественных
и государственно-общественных объединений,
осуществляющих деятельность в области
образования.
Согласно статье 5 «Государственные
гарантии прав граждан Российской Федерации
в области образования» Закона «Об образовании»
гражданам Российской Федерации гарантируется
возможность получения образования независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
организациям, возраста, состояния здоровья,
социального, имущественного и должностного
положения, наличия судимости. Ограничения
прав граждан на профессиональное образование
по признакам пола, возраста, состояния
здоровья, наличия судимости могут быть
установлены только законом.
Государство гарантирует гражданам
общедоступность и бесплатность дошкольного,
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования
и начального профессионального образования,
а также на конкурсной основе бесплатность
среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского
профессионального образования.
В целях реализации права на
образование граждан, нуждающихся в социальной
поддержке, государство полностью или
частично несет расходы на их содержание
в период получения ими образования.
Государство создает гражданам с ограниченными
возможностями здоровья, то есть имеющим
недостатки в физическом и (или) психическом
развитии условия для получения ими образования,
коррекции нарушений развития и социальной
адаптации на основе специальных педагогических
подходов.
Государство оказывает содействие в получении
образования гражданами, проявившими
выдающиеся способности, в том числе посредством
предоставления им специальных государственных
стипендий, включая стипендии для обучения
за рубежом.
Граждане Российской Федерации имеют
право на получение основного общего образования
на родном языке, а также на выбор языка
обучения в пределах возможностей, предоставляемых
системой образования.
Право граждан на получение образования
на родном языке обеспечивается созданием
необходимого числа соответствующих образовательных
учреждений, классов, групп, а также условий
для их функционирования.
Общие вопросы языковой политики в области
образования регулируются Законом РСФСР
«О языках народов РСФСР».
Согласно статье 7 Закона «Об образовании»
в Российской Федерации устанавливаются
федеральные государственные образовательные
стандарты, представляющие собой совокупность
требований, обязательных при реализации
основных образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего (полного)
общего, начального профессионального,
среднего профессионального и высшего
профессионального образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию.
Федеральные государственные
образовательные стандарты должны обеспечивать:
1)единство образовательного пространства
Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных
программ начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего, начального
профессионального, среднего профессионального
и высшего профессионального образования.
Федеральные государственные образовательные
стандарты включают в себя требования
к:
1)структуре основных образовательных
программ;
2)условиям реализации основных образовательных
программ, в том числе кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям;
3)результатам освоения основных образовательных
программ.
При реализации основных образовательных
программ для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья могут быть установлены
специальные федеральные государственные
образовательные стандарты.
Разработка и утверждение федеральных
государственных образовательных стандартов
осуществляются в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Федеральные государственные образовательные
стандарты утверждаются не реже одного
раза в десять лет.
Федеральные государственные образовательные
стандарты являются основой объективной
оценки уровня образования и квалификации
выпускников независимо от форм получения
образования.
В Российской Федерации
реализуются образовательные программы:
1)общеобразовательные (основные и дополнительные);
2)профессиональные (основные и дополнительные).
Основные общеобразовательные
программы (дошкольного образования, начального
общего образования, основного общего
образования, среднего (полного) общего
образования) направлены на решение задач
формирования общей культуры личности,
адаптации личности к жизни в обществе,
на создание основы для осознанного выбора
и освоения профессиональных образовательных
программ.
Основные профессиональные
образовательные программы (начального
профессионального образования, среднего
профессионального образования, высшего
профессионального образования, послевузовского
профессионального образования.) направлены
на решение задач последовательного повышения
профессионального и общеобразовательного
уровней, подготовку специалистов соответствующей
квалификации.
Дополнительные образовательные программы
включают в себя рабочие программы учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей).
С учетом потребностей и возможностей
личности образовательные программы осваиваются
в следующих формах: очной, очно-заочной
(вечерней), заочной, в форме семейного
образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм
получения образования.
Для всех форм получения образования в
пределах конкретной основной общеобразовательной
или основной профессиональной образовательной
программы действуют единые федеральный
государственный образовательный стандарт.
Перечни профессий и специальностей, получение
которых в очно-заочной (вечерней), заочной
форме и в форме экстерната не допускается,
в части компетенции Российской Федерации
устанавливаются уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти.
Государственный контроль качества
образования осуществляется федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в сфере
образования, или органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации,
осуществляющим управление в сфере образования,
в форме государственной (итоговой) аттестации
выпускников аккредитованных образовательных
учреждений, а также в форме плановых и
внеплановых проверок содержания и качества
подготовки обучающихся, уровня и направленности
образовательных программ, реализуемых
в аккредитованных образовательных учреждениях
или научных организациях и их филиалах.
Гражданам, завершившим обучение
и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются
документы о соответствующем образовании.
Документ государственного образца о
соответствующем уровне образования является
необходимым условием для продолжения
обучения в государственном или муниципальном
образовательном учреждении по программам
последующего уровня образования.
Согласно главе I статье 2 «Государственная
политика и государственные гарантии
прав граждан Российской Федерации в области
высшего и послевузовского профессионального
образования» пункта 3 Федерального Закона
«О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» государство обеспечивает
приоритетность развития высшего и послевузовского
профессионального образования посредством:
финансирования за счет средств федерального
бюджета обучения в федеральных государственных
образовательных учреждениях высшего
профессионального образования не менее
чем ста семидесяти студентов на каждые
десять тысяч человек, проживающих в Российской
Федерации;
расширения доступа граждан Российской
Федерации к высшему образованию;
предоставления обучающимся (студентам,
аспирантам, докторантам и другим категориям
обучающихся) в государственной системе
высшего и послевузовского профессионального
образования государственных стипендий,
мест в общежитиях, иных мер социальной
поддержки в соответствии с законодательством;
создания условий для равной доступности
высшего и послевузовского профессионального
образования;
создания условий для интеграции высшего
и послевузовского профессионального
образования и науки.
Гражданам Российской Федерации
гарантируется получение на конкурсной
основе бесплатного высшего и послевузовского
профессионального образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования
в пределах федеральных государственных
образовательных стандартов.
Гражданам Российской Федерации
гарантируется свобода выбора формы получения
высшего и послевузовского профессионального
образования, образовательного учреждения
и направления подготовки (специальности).
Ограничения прав граждан на
получение высшего и послевузовского
профессионального образования могут
быть установлены исключительно федеральным
законом только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
Модернизация системы образования.
С 1 января 2006 г. вступил в действие приоритетный
национальный проект «Образование», задача
которого - дать отечественной системе
образования стимул к движению вперед.
Для решения данной задачи в проекте
предусмотрены два взаимодополняющих
подхода:
1) государство стимулирует инновационные
программы, поощряет лучших учителей,
выплачивает гранты талантливым молодым
ученым, т.е. делает ставку на лидеров и
распространяет их опыт, чтобы впоследствии
они дали обществу примеры качественного
образования, обеспечивающего прогресс
и профессиональный успех,
2) проект предполагает внедрение новых
управленческих механизмов, создание
в школах попечительских и управляющих
советов, привлечение общественных организаций
к управлению образованием, чтобы сделать
образовательную систему более прозрачной
и восприимчивой к запросам общества.
Значительные изменения коснулись механизмов
финансирования образовательных учреждений:
бюджетные средства на реализацию программ
развития направляются непосредственно
в школы, а новая система оплаты труда
учителей ориентирована на стимулирование
качества и результативности педагогической
работы.
Основные направления национального
проекта «Образование»:
1)стимулирование образовательных учреждений,
активно внедряющих инновационные образовательные
программы,
2)информатизация образования, поддержка
инициативной и талантливой молодежи,
3)организация начального профессионального
образования для военнослужащих, проходящих
военную службу по призыву и по контракту,
4)формирование сети национальных университетов
и бизнес-школ,
5)дополнительное вознаграждение за классное
руководство,
6)поощрение лучших учителей,
7)поставка школьных автобусов в сельские
территории,
8)оснащение школ дотационных регионов
учебным оборудованием.
С 2010 г. вступила в действие Национальная
образовательная инициатива "Наша новая
школа" - программа модернизации российского
образования (на период до 2015г.), утвержденная
Президентом Российской Федерации Д.А.
Медведевым, направленная на изменения,
касающиеся перехода на новые образовательные
стандарты, совершенствования учительского
корпуса, развития системы поддержки талантливых
детей, изменения школьной инфраструктуры,
сохранения и укрепления здоровья школьников,
расширения самостоятельности школ. С
целью повышения эффективности решения
задач образовательной инициативы "Наша
новая школа" в субъектах РФ был запущен
комплексный проект модернизации образования
(КПМО), который реализуется по шести основным
направлениям:
введение новой системы оплаты труда работников
общего образования;
переход на нормативное подушевое финансирование;
развитие системы оценки качества образования;
развитие сети образовательных учреждений;
расширение общественного участия в управлении
образованием;
обновление системы повышения квалификации.
Концепция модернизации образования развивает
основные принципы образовательной политики
в России, которые определены в Законе
РФ «Об образовании», Федеральном законе
«О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» и раскрыты в Национальной
доктрине образования в Российской Федерации
до 2025 г.
Концепция модернизации российского образования
гарантирует:
бесплатное полное среднее образование
в пределах государственного образовательного
стандарта и бесплатное образование других
уровней в пределах, установленных законодательством
России;
равный доступ всех граждан России к образованию
разных уровней независимо от места жительства
и уровня доходов семьи;
получение образования в соответствии
с установленными государственными образовательными
стандартами, гарантирующими необходимое
для общества качество образования.
Доступность качественного образования
означает также государственные гарантии:
1)обучения на учебно-материальной базе
с использованием современного учебно-лабораторного
оборудования и учебной литературы;
2) обучения в условиях, гарантирующих
защиту прав личности обучающегося в образовательном
процессе, его психологическую и физическую
безопасность;
3) социально-педагогической и психолого-педагогической
помощи семье, ранней диагностики резервов
развития ребенка (физических и психологических);
4)бесплатного пользования учащимися и
студентами фондами государственных,
муниципальных и учебных библиотек.
Право на образование - одно
из наиболее существенных конституционных
социальных прав человека, создающее предпосылки
для развития личности и общества в целом.
Конституцией Российской Федерации
каждому гражданину гарантируется общедоступность
и бесплатность начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования
и начального профессионального образования,
а также на конкурсной основе бесплатность
среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского
профессионального образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях
в пределах государственных образовательных
стандартов.
Конституционное право граждан
на образование решает двуединую задачу.
С одной стороны, получение образования
обеспечивает гражданину его жизненное
благополучие, положение в обществе, а
с другой - обеспечивает общество и государство
образованными кадрами, что определяет
темпы развития государства, является
определяющим фактором ускорения научно-технического
прогресса и усиления экономической мощи
страны, фактором стабильности общества
и демократии.
Государство обязано не только удовлетворить
потребность личности на бесплатное получение
любого уровня образования, но и стимулировать
гражданина к получению образования.
Сегодня российское образование находится
в стадии модернизации. Это и введение
Единого Государственного экзамена, Государственная
итоговая аттестация выпускников 9-х классов,
экспериментальное обучение по 12-летней
программе общего среднего образования,
и получение дипломов о высшем образовании
различной квалификации, и информатизация
всех ступеней образования, главным образом
общего и высшего и т.д.
Концепция модернизации образования
определяется ролью образования на современном
этапе развития России, перед которой
стоят задачи перехода к демократическому
и правовому государству и рыночной экономике,
преодоления опасности отставания страны
от мировых тенденций экономического
и общественного развития.
XXI век формирует новые взгляды на общепризнанные
ценности, принципы межличностных отношений,
роль человека и его производственную
деятельность, возрастает роль образования.
Образование становится необходимым условием
благополучия человека. Уровень права
граждан на образование становится фактором,
определяющим уровень развития общества.
В документах ЮНЕСКО зафиксировано,
что «образование не может более рассматриваться
как роскошь или привилегия; оно лишь представляет
собой абсолютную необходимость. Без широкого
охвата образованием в мире не может быть
ни демократии, ни справедливости, ни прогресса.
Право на образование является всего лишь
правом на участие в жизни современного
мира».
Список использованных источников
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 Конституция Российской