Правовое государство, его принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 17:05, реферат

Описание работы

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство —это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724—гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689—гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо

Содержание работы

Понятие и признаки правового государства.
Предпосылки образованияя правового государства в Казахстане.
Система разделения властей в правовом государстве.
Принцип разделения властей.
Система “сдержек и противовесов”
Верховенство закона.
Конституция – как основной закон Республики Казахстан.
Законотворчество в Республике Казахстан
Взаимная ответственность личности и государства.
Взаимодействие гражданского общества и государства в системе правового регулирования.
Социальная и юридическая защищенность личности.
Конституционный надзор и контроль в Республике Казахстан.
Система судебных органов и судопроизводства.
Практика становления правового государства в Казахстане.
Казахстан в постсоветский период.
Проблемы создания правового государства в Казахстане.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

ЛИСАКОВ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ

ЛИСАКОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ

 

Р Е Ф Е Р А  Т

тақырыбы / на тему

 

Правовое государства, его принципы

 

 

 

пәні бойынша / по предмету: ОСНОВЫ ПРАВА

 

 

 

 

орындаған оқушы/

выполнил учащийся:

 

Жарар Алихан

 

                                                                топ / группа: ВТПО - 10

 

тексерген оқытушы /

проверил преподаватель:

 

Яружная Ю.В.

 

баға / оценка:

 

 «_____________________»

 

 

 

 

 

2011 - 2012 оқу жылы

ПЛАН

  1. Понятие и  признаки правового  государства.
  • Предпосылки образованияя правового государства в Казахстане.
  1. Система разделения властей в правовом государстве.
  • Принцип разделения властей.
  • Система “сдержек и противовесов”
  1. Верховенство закона.
  • Конституция – как основной закон Республики Казахстан.
  • Законотворчество в Республике Казахстан
  1. Взаимная ответственность личности и государства.
  • Взаимодействие гражданского общества и государства в системе правового регулирования.
  • Социальная и юридическая защищенность личности.
  • Конституционный надзор и контроль в Республике Казахстан.
  • Система судебных органов и судопроизводства.
  1. Практика становления правового государства в Казахстане.
  • Казахстан в постсоветский период.
  • Проблемы создания правового государства в Казахстане.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство —это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724—гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689—гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

В основе правовой экономики лежит принцип “от каждого по способностям — каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует возродить ряд свобод:

1. открыть простор  всем видам собственности;

2. заменить административные  приказы договорами, основанными  на равенстве сторон;

3. сделать главенствующим  принцип “разрешено все, что не запрещено”;

4. обеспечить эквивалентный  характер обмена;

5. утвердить равноправие  и добросовестность в выборе  партнера;

6. не ограничивать  инициативу и предприимчивость.

Правовая экономика  и гражданское общество — переход  от распределительного общества к рыночному — это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства.

Правовое государство — это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого — обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

Современное правовое государство — это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти. Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы.

Признаки правового  государства:

1.Верховенство закона  во всех сферах жизни общества.

2.Деятельность органов  правового государства базируется  на принципе разделения властей  на законодательную, исполнительную и судебную.

3.Взаимная ответственность  личности и государства.

4.Реальность прав и  свобод гражданина, их правовая  и социальная защищенность.

5.Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность законности  и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления  правового государства, видимо, можно отнести следующие:

- преодоление правового  нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой  политико-правовой грамотности;

- появление действенной  способности противостоять произволу;

- разграничение партийных  и государственных функций;

- установление парламентской  системы управления государством;

- торжество политико-правового  плюрализма;

- выработка нового  правового мышления и правовых  традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической  науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена  любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности  возможно по двум каналам: государственно-властному  и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие анти правовые структуры, своего рода политические аномалии.

Правовое государство — путь к возрождению естественно -  исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие “правовое государство” — это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства — в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

3. Располагает специальным государственным механизмом.

4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.

5.  Существует благодаря налогам и другим сборам.

6.  Обладает государственным суверенитетом.

Система разделения властей в правовом государстве

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной  власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, балансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой “сдержек и противовесов”властей. Подобная система “сдержек и противовесов”устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения властей в ней законодательная, судебная и исполнительная власти, действуют как три силы в замкнутом круге своих полномочий. Основываясь на Конституции Республики Казахстан рассмотрим принцип разделения властей в Казахстане. Ст.3 п.4 Конституции Республики Казахстан гласит: “Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом её разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.” К органами законодательной власти в Республике Казахстан относится Парламент состоящий из двух палат: Сената и Мажилиса, и Конституционный Совет. Исполнительная ветвь власти в Республике Казахстан сосредоточена в руках Президента Республики Казахстан, а так же Правительства РК, которое возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. К органам судебной власти в Республике Казахстан относятся: Верховный Суд Республики, Арбитражный Суд и местные суды Республики, учверждаемые законом. Парламент Республики Казахстан является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Закон считается одобренным Парламентом, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов обеих Палат. Принятые большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней передаются на подпись Президенту Республики. Президент Республики Казахстан является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; представляет Республику Казахстан внутри страны и в международных отношениях; представляет Парламенту  предложение о назначении Председателя Национального Банка Республики Казахстан, Генерального Прокурора и Председателя Комитета Нац. Безопасности; ставит перед Парламентом вопрос об отставке Правительства; формирует правительство Республики Казахстан путем назначения на должность по предложению Председателя Правительства Республики Казахстан заместителей Председателя Правительства; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, “рассредоточенность” государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут “сдерживать”одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной —во “всевластие”, в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

Верховенство  закона

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Также недопустимо “обогащать” закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

Правовое государство  также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Парламент Республики Казахстан в Конституцию Республики Казахстан противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей.

Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо  это —центральная категория правового государства. Новая Конституция Республики Казахстан в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов.

Действующим правом в  Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а так же нормативных постановлений  Конституционного Совета и Верховного Суда Республики.

Информация о работе Правовое государство, его принципы