Правовое государство: понятие и основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.
Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимые судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие правового государства………………………………………..4
Глава 2. Основные признаки и принципы правового государства…………….7
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 37.06 Кб (Скачать файл)

   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Политология

Тема: Правовое государство: понятие и основные принципы

 

 

 

 

 

                                                                                                Выполнил: студент 1 курса

                                                                                                Направление: Экономика

                                                                                                7-03/7(4Г10Д)-12

                                                                                                Забелкина Виктория  

                                                                                                Владимировна                      

                                                                                                Проверил:

 

 

                                              

 

                                                           

Нерюнгри, 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие правового государства………………………………………..4

Глава 2. Основные признаки и принципы правового государства…………….7

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство и право теснейшим  образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это совсем особый тип взаимоотношений права и государства.

Термин “правовое государство” появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В ходе перестройки термин “правовое  государство” стал употребляться в  качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой.

Правовое государство  – это государство, обслуживающее  потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности  обмениваемых благ, на фактическом  соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу  и безопасность, ибо духовным фундаментом  его является признание прав человека.

Правовое государство  – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимые  судом, где признаются и гарантируются  права и свободы человека и  где в основу организации государственной  власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и  судебной властей.

 

 

 

 

1. Понятие правового государства

 

Понятие «правовое государство» воплощает в себя идеи господства права, равноправия, справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь, со стороны государства. Формирование этих идей и практика их реализации имеет длительную и  достаточно сложную историю. Начало разработки проблемы соотношения государственной  власти и права положили такие  мыслители древности как Солон, Платон, Аристотель. Так, Солон еще  в VI в. до н. э. говорил о необходимости  соединения силы государственной власти и права. Он полагал, что государство  должно действовать на основе права.

Платон, разрабатывая теорию идеального государства, писал о  том, что в обществе должно существовать разделение труда между тремя  сословиями — философами, стражами и ремесленниками. При этом он полагал, что такое государство является законным и что законы должны четко  и детально регламентировать все  стороны жизни членов такого общества и регулировать их деятельность.

О необходимости господства справедливых законов в обществе говорил и Аристотель. Более того, он, как и Платон, полагал, что  только при господстве законов возможно существование государства вообще.

Идея господства права, превалирования его над государством присутствовала и у всех более поздних мыслителей и ученых философов и правоведов. Термин «правовое государство» был  сформулирован и утвердился в  немецкой юридической литературе в  первой трети XIX в. в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.

В последующем этот термин получил широкое распространение  в разных странах, в том числе  и в России. Его признавали такие  ученые как Б.А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, П.А. Покровский, В.М. Гессен, П.И. Палиенко и др. Так, В.М. Гессен писал: «Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним». 
Одним из главных идеологов правового государства был И. Кант. Он разработал его основные черты и характеристики, определил его соотношение с правом, и на этой основе — взаимоотношения граждан и государства. Так, он полагал, что положительное и справедливое право существует естественно и априорно, а потому, следуя этому объективному и естественному праву, государство вместе с гражданами выполняет существующие законы.

Правовое государство  является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Как считает один из известных российских правоведов Воротилин Е.А., суть правового государства в том, что оно охраняет правопорядок, обеспечивающий свободу и равенство членов общества, отнюдь не навязывая им общеобязательных представлений об общем благе и путях его достижения.

Соответственно соотношение права и государства в гражданском обществе с точки зрения правового режима определяется не только как законопослушность (законопокорность) населения. Оно определяется еще и как законность действий государства, его органов и должностных лиц, охраняющих правопорядок и не переступающих ту границу, за которой граждане осуществляют свои свободы.

B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина».

Итак, правовое государство - это такая форма организации  государственной жизни, которая строится на основе норм права.

При этом В.С. Нерсесянц выделяет два уровня в правовом государстве. Первый — это соблюдение законности в деятельности государства, и второй — законность самих законов, наличие правовых законов. «Правовой закон и правовое государство внутренне взаимосвязаны: в обоих случаях речь идет о различных формах выражения (нормативный и институциональных формах) идеи и принципа господства права».

В истории европейских  стран имеются примеры, когда  государства, отличающиеся по форме  государственного правления, устройства и политического режима объявлялись  правовыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные признаки и  принципы правового государства.

 

В юридической литературе в качестве основных признаков правового  государства обычно выделяются следующие:

- верховенство закона;

- разделение властей;

- гарантия прав и свобод личности;

- взаимная ответственность  государства и личности.

Рассмотрим вышеперечисленные  черты правового государства  подробнее.

1) Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства - Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов - это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.

Конституция РФ - это основной закон Российского государства, утвержденный высшим органов власти, устанавливающий основные принципы устройства государственной власти и основы правового положения  личности, имеющий высшую юридическую  силу. Принцип верховенства Конституции закреплен в Конституции РФ, в статье 15, части 1, она гласит: ”Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные другие правовые акты принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ”. Говоря иными словами, Конституция РФ - это закон законов, и ни какой другой закон или акт, не вправе исправить или дополнить Конституцию, тем более противоречить ей.

Так же недопустимо “обогащать”  закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться  законом. А для этого помимо всего  прочего, они должны быть проинформированы о его содержании. В нашей стране это положение закреплено в ст. 15, ч. 3, Конституции РФ, она гласит: “Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не признаются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие право, свободы и  обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего  сведения”.

2) Разделение власти. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип и «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.

В ряде стран Латинской  Америки выделяются четыре ветви  власти: к трем известным добавлена  избирательная власть. И это не предел. В проекте Конституции  Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции  Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная  и учредительная.

Некоторые российские специалисты  полагают, что если существует законодательное  закрепление принципа независимости  тех или иных общественных структур, что позволяет им быть противовесом другим, то в этом случае представляется возможным говорить о семи властях:

- власти общественного мнения, представляемой независимой прессой и партиями;

- постоянной законодательной власти;

- исполнительной власти, которую осуществляют президент и правительство;

- судебной власти;

- материальной власти, воплощенной в так называемых материальных придатках государства (армия, полиция, тюрьма);

- власти федерации в целом, представляемой ее высшими органами (в федеративных государствах), или власти органа конфедеративного сообщества государств;

- власти членов федерации, которую осуществляют ее высшие органы власти и управления (в федеративных государствах).

Можно выделить четыре основных уровня реализации данного принципа, олицетворяющие основные направления  осуществляемой в стране политической реформы.

Первый связан с передачей власти и управленческих функций от политическо-государственных структур первичным социальным субъектам - то есть народу, нации.

Второй уровень разделения властей охватывает сферу взаимоотношений государства с политическими партиями, массовыми общественными организациями, общественными движениями.

Третий уровень разделения властей предполагает традиционное понимание вопроса как функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей.

Наконец, выделяется и четвертый аспект, связанный с взаимодействием республик, штатов и других национально-государственных образований друг с другом (примером этого может служить распавшееся СССР, а так же СНГ).

Подводя итог, обобщая все  выше сказанное, можно дать более  узкую формулировку данному принципу. Итак, разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается  в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым  предотвратить возможность злоупотребления  властью.

3) Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.

Приоритет человека перед  государством позволяет осознать место  человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит  человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское  общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается  на основе саморегулирования, то есть не принуждается в тотальной регламентации  со стороны государства. Государство  регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание  соотношения человека, общества и  государства подчеркивает гуманистическую  сущность конституционного строя.

Информация о работе Правовое государство: понятие и основные принципы