Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:26, контрольная работа
Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.
Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимые судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие правового государства………………………………………..4
Глава 2. Основные признаки и принципы правового государства…………….7
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Политология
Тема: Правовое государство: понятие и основные принципы
Нерюнгри, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие правового государства………………………………………..4
Глава 2. Основные признаки и принципы правового государства…………….7
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это совсем особый тип взаимоотношений права и государства.
Термин “правовое государство” появился в России еще в XIX веке, точнее в 1864 году, в ходе судебной реформы, но дальнейшего развития не получил. В ходе перестройки термин “правовое государство” стал употребляться в качестве одного из типов государства, но Россия еще не была таковой.
Правовое государство
– это государство, обслуживающее
потребности гражданского общества
и правовой экономики, назначение которого
– обеспечить свободу и благосостояние.
Оно подконтрольно гражданскому
обществу и строится на эквивалентности
обмениваемых благ, на фактическом
соотношении общественного
Правовое государство
– это демократическое
1. Понятие правового государства
Понятие «правовое государство» воплощает в себя идеи господства права, равноправия, справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь, со стороны государства. Формирование этих идей и практика их реализации имеет длительную и достаточно сложную историю. Начало разработки проблемы соотношения государственной власти и права положили такие мыслители древности как Солон, Платон, Аристотель. Так, Солон еще в VI в. до н. э. говорил о необходимости соединения силы государственной власти и права. Он полагал, что государство должно действовать на основе права.
Платон, разрабатывая теорию идеального государства, писал о том, что в обществе должно существовать разделение труда между тремя сословиями — философами, стражами и ремесленниками. При этом он полагал, что такое государство является законным и что законы должны четко и детально регламентировать все стороны жизни членов такого общества и регулировать их деятельность.
О необходимости господства
справедливых законов в обществе
говорил и Аристотель. Более того,
он, как и Платон, полагал, что
только при господстве законов возможно
существование государства
Идея господства права, превалирования его над государством присутствовала и у всех более поздних мыслителей и ученых философов и правоведов. Термин «правовое государство» был сформулирован и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.
В последующем этот термин
получил широкое
Одним из главных идеологов правового
государства был И. Кант. Он разработал
его основные черты и характеристики,
определил его соотношение с правом, и
на этой основе — взаимоотношения граждан
и государства. Так, он полагал, что положительное
и справедливое право существует естественно
и априорно, а потому, следуя этому объективному
и естественному праву, государство вместе
с гражданами выполняет существующие
законы.
Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Как считает один из известных российских правоведов Воротилин Е.А., суть правового государства в том, что оно охраняет правопорядок, обеспечивающий свободу и равенство членов общества, отнюдь не навязывая им общеобязательных представлений об общем благе и путях его достижения.
Соответственно соотношение права и государства в гражданском обществе с точки зрения правового режима определяется не только как законопослушность (законопокорность) населения. Оно определяется еще и как законность действий государства, его органов и должностных лиц, охраняющих правопорядок и не переступающих ту границу, за которой граждане осуществляют свои свободы.
B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина».
Итак, правовое государство - это такая форма организации государственной жизни, которая строится на основе норм права.
При этом В.С. Нерсесянц выделяет два уровня в правовом государстве. Первый — это соблюдение законности в деятельности государства, и второй — законность самих законов, наличие правовых законов. «Правовой закон и правовое государство внутренне взаимосвязаны: в обоих случаях речь идет о различных формах выражения (нормативный и институциональных формах) идеи и принципа господства права».
В истории европейских стран имеются примеры, когда государства, отличающиеся по форме государственного правления, устройства и политического режима объявлялись правовыми.
2. Основные признаки и
принципы правового
В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:
- верховенство закона;
- разделение властей;
- гарантия прав и свобод личности;
- взаимная ответственность государства и личности.
Рассмотрим вышеперечисленные черты правового государства подробнее.
1) Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства - Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов - это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.
Конституция РФ - это основной закон Российского государства, утвержденный высшим органов власти, устанавливающий основные принципы устройства государственной власти и основы правового положения личности, имеющий высшую юридическую силу. Принцип верховенства Конституции закреплен в Конституции РФ, в статье 15, части 1, она гласит: ”Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные другие правовые акты принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ”. Говоря иными словами, Конституция РФ - это закон законов, и ни какой другой закон или акт, не вправе исправить или дополнить Конституцию, тем более противоречить ей.
Так же недопустимо “обогащать”
закон подзаконными актами, вкладывать
в его содержание такой смысл,
который не был предусмотрен законодателем.
Кроме того и все рядовые граждане
должны в своем поведении
2) Разделение власти. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип и «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.
В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем известным добавлена избирательная власть. И это не предел. В проекте Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.
Некоторые российские специалисты полагают, что если существует законодательное закрепление принципа независимости тех или иных общественных структур, что позволяет им быть противовесом другим, то в этом случае представляется возможным говорить о семи властях:
- власти общественного мнения, представляемой независимой прессой и партиями;
- постоянной законодательной власти;
- исполнительной власти, которую осуществляют президент и правительство;
- судебной власти;
- материальной власти, воплощенной в так называемых материальных придатках государства (армия, полиция, тюрьма);
- власти федерации в целом, представляемой ее высшими органами (в федеративных государствах), или власти органа конфедеративного сообщества государств;
- власти членов федерации, которую осуществляют ее высшие органы власти и управления (в федеративных государствах).
Можно выделить четыре основных уровня реализации данного принципа, олицетворяющие основные направления осуществляемой в стране политической реформы.
Первый связан с передачей власти и управленческих функций от политическо-государственных структур первичным социальным субъектам - то есть народу, нации.
Второй уровень разделения властей охватывает сферу взаимоотношений государства с политическими партиями, массовыми общественными организациями, общественными движениями.
Третий уровень разделения властей предполагает традиционное понимание вопроса как функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей.
Наконец, выделяется и четвертый аспект, связанный с взаимодействием республик, штатов и других национально-государственных образований друг с другом (примером этого может служить распавшееся СССР, а так же СНГ).
Подводя итог, обобщая все
выше сказанное, можно дать более
узкую формулировку данному принципу.
Итак, разделение властей - это правовой
принцип, суть которого заключается
в недопущении сосредоточения всей
полноты государственной власти
в руках какой-либо одной из ее
ветвей: законодательной, исполнительной
или судебной, чтобы тем самым
предотвратить возможность
3) Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.
Приоритет человека перед
государством позволяет осознать место
человека в гражданском обществе.
Это место не определяется государством,
оно неотъемлемо принадлежит
человеку и реализуется в меру
его способностей и инициативы. Гражданское
общество тем и отличается от общества
тоталитарного типа, что оно развивается
на основе саморегулирования, то есть
не принуждается в тотальной регламентации
со стороны государства. Государство
регулирует поведение человека только
в определенной мере, так, чтобы не
затронуть его свободу и
Информация о работе Правовое государство: понятие и основные принципы