Правовые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.
Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые «правовые семьи». Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современном мире.

Файлы: 1 файл

Правовые системы.docx

— 44.85 Кб (Скачать файл)

В современной романо-германской системе права получили законодательное  закрепление так называемые общие  принципы права. В определенных условиях они могут быть основанием для  решения дел при отправлении  правосудия. Например, во Франции в  публичном праве возможно обращение  к общим принципам административного  права. А в ФРГ Федеральный  Верховный суд и Федеральный  конституционный суд в целой  серии своих решений объявили, что конституционное право не ограничено текстом Основного закона, а включает также «некоторые общие  принципы, которые законодатель не конкретизировал в позитивной норме», что существует надпозитивное право, которое связывает даже учредительную  власть законодателя.

Для правовых систем романо-германской семьи характерно деление права  на публичное и частное. Такое  деление связано с характером регулируемых отношений: публичное  право регулирует отношения между  публичной властью и управляемыми, а частное право – отношения  между частными лицами.

Публичное право было призвано регулировать отношения в управленческой сфере. С возрастанием роли государства  в управлении обществом особенно важно было действенным образом  защищать естественные права граждан  от злоупотреблений власти. Сосредоточив огромную власть в своих руках, органы управления часто злоупотребляли этой властью. Поэтому на законодательном  уровне необходимо было четко закрепить  полномочия органов управления, чтобы  избежать нарушения прав и свобод личности.

Публичное и частное право  в странах романо-германской системы  распадается на следующие основные отрасли: конституционное право, административное право, международное право, уголовное  право, процессуальное право, гражданское  право, трудовое право и т. д. Каждая отрасль права, в свою очередь, состоит  из множества правовых институтов.

Несмотря на то, что каждое национальное право имеет структуру  свойственных только ей институтов, тем  не менее между различными правовыми  системами существует определенное сходство. Это сходство касается природы  и структуры права, а также  характера регулируемых правом общественных отношений. Особенно это видно в  частном праве (например, предпринимательские  и обязательственные отношения).

Обязательственное право  в странах романо-германской семьи  считается центральным разделом гражданского права. Благодаря своей  большой практической значимости оно  выступает объектом постоянного  внимания юристов. Отсюда его высокий  юридико-технический уровень.

В области публичного права  также имеется большое сходство между различными правовыми системами  романо-германской правовой семьи. Это  объясняется общностью политико-правовой мысли различных стран Европы и единым подходом к подготовке юристов. Так, на развитие публичного права на всем Европейском континенте довольно значительное влияние оказала эпоха  Просвещения, в частности, концепция  разделения властей Ш. Монтескье  и теория общественного договора Ж.-Ж. Руссо. Основы современного уголовного права заложил Беккария. В странах  романо-германской правовой семьи при  формировании новых отраслей права  также учитывается опыт других стран. Например, на основе курса административного  права Франции был подготовлен  курс немецкого административного  права.

Одним из важных и отчетливых показателей единства романо-германской правовой семьи является единый подход к пониманию правовой нормы и  тому месту, которое она должна занимать в решении конкретных дел. Правовую норму во всех странах этой правовой семьи понимают как общеобязательное правило поведения, созданное законодателем  на общих принципах права и  имеющее высшую юридическую силу. Нормы права в странах романо-германской правовой семьи носят абстрактный, обобщенный характер. Функцией правовой нормы является лишь установление правовых рамок.

Понятие правовой нормы, принятое в романо-германской правовой семье, является основой кодификации в  том виде, в каком ее понимают в континентальной Европе. Кодекс в романо-германской трактовке не стремится к тому, чтобы решить все конкретные вопросы, возникающие  на практике. В кодексе систематизированы  общие правила поведения, на основе которых граждане и правоприменительные  органы могут разрешить те или  иные юридические проблемы.

Нормы права составляют в  странах романо-германской правовой семьи определенную иерархическую  систему. На верхней ступени этой системы стоят нормы конституции  или конституционных законов. Они  имеют высшую юридическую силу. Конституционные  нормы принимаются или изменяются в особом порядке. Их особый правовой статус выражается в установлении контроля над конституционностью других законов.

Во многих странах континентального права установлен принцип судебного  контроля над конституционностью законов. Например, в Германии и в Италии имеется обширная судебная практика по признанию недействительными  законов, посягавших на основные права  и свободы граждан, закрепленные в конституциях. В ряде стран проверка конституционности законов возложена  на специально создаваемые для этих целей конституционные суды (в  Германии, Австрии, Италии, Турции, России и др.), а в некоторых других странах (в Японии и многих странах  Латинской Америки) любой судья  может объявить закон противоречащим конституции и отказаться применить  его.

Учитывая господствующую роль закона в системе источников права, большое значение придается  толкованию законодательных формул, так как законодатель не может  точно предусмотреть разнообразие конкретных дел, возникающих в юридической  практике. Задача юристов состоит  главным образом в том, чтобы  при помощи различных способов толкования найти решение, которое в каждом конкретном случае соответствует воле законодателя. При принятии конкретного  решения очень важно, чтобы правоприменитель точно уяснил и разъяснил смысл  и содержание правовой нормы, его  место в иерархической структуре  системы права.

Таким образом, мы видим, что  различные страны романо-германской правовой семьи объединены в настоящее  время единой концепцией правопонимания, несмотря на некоторые различия, касающиеся структурных элементов права  и юридической техники изложения  и применения правовых норм.

Мусульманское право

Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой  правовой культуры. В настоящее время  в мире нет ни одной исламской  страны, правовая система которой  не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в  одной из указанных стран мусульманское  право ныне не является единственной системой действующих правовых норм.

Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат («прямой  путь») – это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных  Аллахом и переданных им через  Пророка Мухаммада. Нормы шариата  регулируют вопросы поведения мусульман  в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью.

В шариате религиозная  идея очень тесно взаимодействует  с правовым началом.

Шариат как религиозная  система законодательства была создана  ранними мусульманскими учеными-правоведами  постепенно на основе главных источников ислама – Корана и Сунны. Шариат явился результатом человеческой интерпретации  этих текстов и логических построений, сделанных на их основе. Анализ входящих в состав шариата правил поведения  позволяет представить его в  качестве всеобъемлющей системы  социально-нормативного регулирования. Центральная идея шариата заключается  в строгом соблюдении установленных  Аллахом дозволений и запретов, которые  не могут быть нарушены ни властями при принятии законов, ни людьми в  их действиях. Анализ положений Корана и Сунны позволяет сделать  выводы, что шариат призван служить  интересам человека и удовлетворять  его мирские потребности.

История мусульманского права  начинается с Пророка Мухаммада, жившего в 570–632 гг. на Аравийском полуострове, который адресовал от имени Аллаха некоторые основные правила поведения, содержащие разъяснения всего сущего и руководство к пути праведному для верующих.

Другие юридически значимые нормы сложились в результате жизнедеятельности, поведения Пророка  Мухаммада.

На дальнейшее развитие мусульманской  правовой системы существенное влияние  оказали мусульманские правоведы  и кадии (судьи). В VIII–X вв. были разработаны  единые для всех мусульманских правовых школ общие положения и принципы. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность и  стройность, что значительно повысило его регулятивный потенциал. Юридическая  доктрина и по настоящее время  продолжает оказывать определенное воздействие на правовую систему  стран исламского мира.

Новый этап в развитии мусульманского права связан с установлением  законодательного процесса. В XIX в. в  странах с мусульманской правовой системой активизировался процесс  становления законодательства и  возросла его роль в нормативном  регулировании общественных отношений. В настоящее время в большинстве  стран мусульманского мира роль шариата  минимизирована.

На современном этапе  развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования  норм других правовых систем, особенно европейской правовой системы. Это  связано с тем обстоятельством, что европейская цивилизация  и культура оказывают существенное влияние на многие мусульманские  страны. С принятием европейской  модели национального государства  европейская правовая система стала  нормой и во внутреннем законодательстве, и в международных отношениях, а в компетенции шариата остались только семейное право и система  наследования. В Турции, например, практически  уже не действуют нормы мусульманского права, а в некоторых странах (Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское  право сохранилось в отдельных  сферах социальных отношений. В странах, где господствуют исламские фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, Афганистан, ЙАР, Ливия, Судан), мусульманское право  имеет большее влияние. Нормы  мусульманского права регулируют многие вопросы гражданского, семейного, государственного, уголовного и других отраслей права. Здесь наблюдается своеобразный ренессанс мусульманско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским  ценностям.

Источники мусульманского права. В основу мусульманского права легли: 1) Коран, 2) Сунна Пророка, 3) иджма  и 4) кияс. Основным источником мусульманского права служит Коран (Священное Писание). Коран является для мусульман  высшим законом. Коран – последнее  по времени Божественное Откровение, ниспосланное Пророку Мухаммаду  в VII в. н.э. и адресованное всему человечеству. В Коране каждому человеку, независимо от вероисповедания, даются надежные ориентиры  к праведному пути в жизни. Коран  – важнейший памятник мировой  культуры. Он состоит из 114 сур (сура – глава), а каждая сура разделяется  на стихи (айаты). Книга написана рифмованной  прозой, что делает ее приятной для  чтения.

Коран – это не только духовная книга, но и нравственно-юридический  кодекс, включающий вопросы религиозно-нравственного, гражданского, уголовного и государственного права. Однако нужно отметить, что  в Коране нет систематического изложения  основных начал права. Здесь различные  положения нравственного и юридического характера имеют смешанное выражение. Систематизировать различного рода постановления, выносимые по разным частным случаям, – задача законоведа.

О Коране как высшем источнике  права говорится в самой книге: «Воистину, ниспослали Мы тебе, Мухаммад, Писание как Истину, чтобы разбирал ты тяжбы между людьми посредством  того, чему учил тебя Аллах» (4: 105).

«Повествование Наше (речь идет о Коране) — не рассказ вымышленный, а подтверждение тому, что было до него (речь идет о Торе и Евангелии), разъяснение всего сущего, руководство  к пути прямому и милость для  верующих» (12: 111).

«Ниспослали Мы Коран книгой установлений на языке арабском» (13: 37).

«Ведь ниспослали Мы тебе Писание  в разъяснение всего сущего, как  руководство к пути прямому» (16: 89).

«Вот сура, которую ниспослали Мы и предложили (людям).

Ниспослали Мы в ней  айаты ясные: быть может, внемлете вы (им)» (24: 1).

«Воистину, разъясняет Коран  сей сынам Исра’ила большую часть  того, о чем препираются они  друг с другом. Воистину, Коран –  руководство к пути прямому и  милость для верующих. Воистину, рассудит Господь твой между ними Судом Своим (правым)» (27: 76–78).

По мнению авторитетных мусульманских  правоведов, юридические положения  Корана находим в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их «правовыми строфами»). Различают  строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся «гражданского  права» (также 70), строфы уголовно-правового  характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные»  строфы (10), строфы, касающиеся экономики  и финансов (10), и наконец, строфы, относящиеся к «международному  праву» (25).

Вторым источником мусульманского права является Сунна Пророка (сборник  хадисов). В случае, когда в Коране нет ответов на те или иные спорные  вопросы, обращаются к Сунне (предания о поведении, поступках, образе мыслей и действиях пророка Мухаммеда). Сунна складывалась на протяжении нескольких веков (с VII по IX вв.). Как и Коран, Сунна  содержит нормы нравственно-юридического характера. В хадисах прежде всего  представлены конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда. Авторитет преданий непоколебим, но если предание противоречит Корану, то кадий (судья) обязан следовать  последнему. Если два предания противоречат друг другу, то нужно следовать тому, которое содержит позднейшее по времени  действие или изречение Мухаммада.

Третьим источником мусульманского права является иджма (консенсус) –  общее решение авторитетных мусульманских  законоведов, составленное для разъяснения  и применения Корана и Сунны. Четвертый  источник мусульманского права –  кияс (суждение по аналогии). Кияс представляет собой обычное решение по аналогии. В мусульманских странах решение  по аналогии приобретает особый смысл  и значение, так как оно основано на идее, имеющей абсолютный и неоспоримый  характер. Кияс имеет самостоятельное  юридическое значение, соответственно и выступает отдельным источником права.

Информация о работе Правовые системы